Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+24+14
Иерусалим
+22+11

Мнения

А
А

Грабеж в чистом море

Эта авантюрная и почти детективная история началась в конце марта 1948 года, за полтора месяца до окончания британского мандата на Палестину и провозглашения Израилем независимости.

02.08.2016
Источник:Jewish.ru
Creative Commons

Читайте также

Был теплый погожий день 21 августа 1948 года. После полудня из порта Бари, что на самой пятке итальянского сапога, в юго-западной части адриатического побережья, вышло, держа курс на Александрию судно "Аржиро", с грузом оружия для палестинских арабов. Занятая сначала погрузкой, а затем выходом в открытое море, команда "Аржиро" вряд ли обратила внимание на небольшую рыбацкую шхуну, покинувшую порт почти одновременно вместе с ними, говорится в статье Александра Непомнящего на Jewish.ru

Вскоре, совсем недалеко от берега мотор "Аржиро" внезапно заглох и пока механик разбирался в поломке, судно, стояло, тихонько покачиваясь на волнах, в наступающих сумерках. Уже совсем стемнело, когда с приблизившейся вплотную рыбацкой шхуны на "Аржиро" проскользнули две тени. Одетые в форму итальянских офицеров с пистолетами в руках, они поднялись на борт и вызвали капитана. Незнакомцы представились египетскими офицерами, прибывшими, чтобы сопровождать корабль, а затем провести его по заминированной акватории перед Александрией. 

Египтяне приветствовали команду от имени организатора перевозки майора сирийской армии Фуада Мардам Бея, передавшего через них пожелание удачного плавания и обещание дополнительного вознаграждения. Они быстро сдружились с капитаном. А два дня спустя, сообщили, что беседовали по рации с Мардам Беем и получили от него указание сменить курс прямо на Бейрут. 

Ответственные, и как было хорошо заметно, чрезвычайно преданные своему делу, они с этого момента, попеременно сменяя друг друга, непрерывно дежурили на капитанском мостике, следя за тем, чтобы корабль не сошел с курса. 

А еще через три дня у южной оконечности Крита судно "Аржиро" столкнулось с двумя израильскими корветами, взявшими его на абордаж. Испуганная итальянская команда даже не пыталась оказать сопротивление. Тем более что и египтяне, едва заметив израильские военные корабли, сразу же сообщили, что "теперь все пропало" и сдались первыми. 

Израильские военные перегрузили ящики с оружием к себе и арестовали команду. После чего один из корветов несколькими ударами в борт "Аржиро" затопил захваченное судно. Египетских офицеров, как было объяснено - в целях следствия, отделили от остальных арестантов. Безусловно, итальянская команда была бы весьма изумлена, увидев, как сердечно обнимают и похлопывают по плечам "пленных египетских офицеров" израильские бойцы. Три дня спустя корветы с трофейным грузом, состоящим из 8000 винтовок, вошли в хайфский порт. 

*** 

Эта авантюрная и почти детективная история началась в конце марта 1948 года, за полтора месяца до окончания британского мандата на Палестину и провозглашения Израилем независимости. Именно тогда представителям "Моссад ле-Алия Бет" - структуры, обеспечивавшей вопреки британскому запрету нелегальную доставку репатриантов в Палестину, стала известна угрожающая новость. Выяснилось, что по поручению Лиги арабских государств, правительство Сирии приобрело в феврале на чешском оружейном заводе "Ческа зброевка" 8000 винтовок и 6 миллионов патронов для вооружения палестинских арабов в войне против Израиля. 

Чехи, как известно, были в этом смысле непредвзяты и продавали оружие как арабской, так и еврейской стороне. Март 1948 года стал критическим в истории будущего еврейского государства, боровшегося буквально за само существование. С конца ноября, с тех пор, как ООН приняла резолюцию о разделе Палестины, арабские атаки на еврейские поселки при попустительстве, а иногда и откровенном покровительстве англичан, не прекращались, становясь все более интенсивными. 

При этом арабы получали оружие от соседних арабских стран, а иногда напрямую от британцев. Евреи же по большей части имели лишь то, что сумели добыть себе нелегально подпольные отряды самообороны, прямо по ходу военных действий, преобразующиеся в армию будущего государства. 

"Моссад ле-Алия Бет" также интенсивно занимался закупкой оружия в Европе. Благодаря своей деятельности по нелегальной репатриации, его представители обладали разветвленными связями и в криминальном мире европейских контрабандистов, и в антифашистском подполье, из которого после окончания Второй мировой войны вышло немало новых лидеров освобожденных стран. В итоге, они ориентировались на континенте лучше своих арабских конкурентов. И им было ясно, что доставку такого количества оружия арабам необходимо предотвратить любой ценой. 

Между тем, груз прибыл в югославский порт Риека для отправки в Бейрут на итальянском судне "Лино". Вероятно, в целях конспирации арабы декларировали его как "машины". Поначалу израильтяне надеялись, воспользовавшись этим фактом, убедить власти Югославии конфисковать незадекларированное оружие, а затем выкупить его. Но югославы не хотели ссориться с чехами и отказались вмешиваться, взамен пообещав сообщать обо всех перемещениях судна. 

Не договорившись о выкупе оружия, представители "Моссад ле-Алия Бет" в Италии, которым было поручено разобраться с проблемой, приняли решение потопить "Лино", пусть даже ценой последующего дипломатического скандала с европейцами. 

Обсуждалось два варианта – собрать бомбу и сбросить ее на "Лино" с имевшегося в распоряжении самолета или переоборудовать прогулочное судно, предназначенное для нелегальной репатриации с тем, чтобы взять корабль с оружием на абордаж. 

Между тем, "Лино" вышло из Риеки и пропало из вида. Зная привычку итальянских капитанов обязательно заходить в итальянские порты вдоль адриатического побережья, Ада Сирени, возглавлявшая итальянское отделение "Моссад ле-Алия Бет" задействовала все свои связи, убеждая итальянские власти задержать судно. 

Она сообщила им, что не знает точно, кому предназначается оружие, намекнув, что возможно его приобрели итальянские левые накануне выборов. Одновременно в итальянской прессе появились сообщения о том, что лидер Югославии Йосеф Броз Тито переслал оружие итальянским коммунистам. При этом агенты "Моссад ле-Алия Бет", находившиеся в контакте с югославами уговорили тех не опровергать сообщения. 

В итоге, когда "Лино" зашло для мелкого ремонта в порт Мольфетта, оно было задержано до выяснения обстоятельств и направленно в крупный соседний город Бари. 

Тем временем, агенты "Моссад ле-Алия Бет" и прибывшие специально для выполнения миссии бойцы Пальяма – военно-морского подразделения подпольной еврейской организации самообороны Хагана, спешно готовились взорвать "Лино", стоящий в порту Бари. 

Бомбу изготовил Йосеф Дрори – в будущем один из легендарных создателей ВМФ Израиля и впоследствии первый командир подводной флотилии еврейского государства. Наполнив ТНТ мотоциклетную шину, он приладил к ней по бокам пару тисков для закрепления мины к борту судна. Часовым механизмом служила перевернутая бутылка с серной кислотой, заткнутая газетной бумагой и бертоллетова соль. Медленно, слой за слоем, пропитывая бумагу, кислота входила в контакт с хлоратом калия и поджигала запалы. Для надежности, Дрори установил на мине пару подобных устройств. 

Первая попытка подобраться к кораблю закончилась неудачей. Рядом с "Лино" как назло пристроился британский эсминец, освещая все вокруг своими прожекторами. Но на следующую ночь эсминца рядом не оказалось, и все прошло как по маслу. Взорванное судно затонуло вместе с оружием. 

История, однако, на этом, отнюдь, не закончилась. В начале мая гендиректор итальянского МИДа граф Зоффи сообщил Аде Сирени, что в страну по поручению своего правительства прибывает майор сирийской армии Фуад Мардим Бей. 

Сириец энергично взялся за дело. Поскольку "Лино" затонуло возле берега, он сумел организовать итальянских подводников, которые подняли со дна ящики с оружием. Боеприпасы пропали безвозвратно, но большая часть винтовок оказалась неповрежденной. Итальянцы разрешили майору перевезти их на военную базу для чистки и смазки. Пока же Мардим Бей приступил к поискам новых возможностей отправить груз. 

Он обратился к судовому агенту по имени Манара, которому принадлежало "Лино" с просьбой подыскать ему новое судно, параллельно проверяя и другие варианты. Например, взвешивал возможность перевезти винтовки на машинах в Геную, а там погрузить их на египетский грузовой корабль "Кадиб Исмаил". Итальянские власти, однако, везти оружие по своей территории не позволили. Не исключено, что этого сумела добиться по своим каналам Ада Сирени. 

Мардим Бей решил переправить груз по морю до Сицилии и встретить "Кадиб Исмаил" в Мессине. Наступил май. Британский мандат на Палестину закончился, Сирия вступила в войну против провозгласившего независимость Израиля, попадая под наложенное ООН эмбарго на продажу оружия в воюющий ближневосточный регион. И хотя сирийцы приобрели винтовки раньше, с транспортировкой возникли новые проблемы. В конечном итоге, сирийский майор принял предложение Манары отправить винтовки с его судном "Аржиро" прямо в Александрию и уже оттуда доставить его в Бейрут. 

В день отправки Фуад Мардим Бей пригласил Манару и его друга - высокопоставленного офицера итальянской контрразведки Джовани Роси, контролировавшего все адриатическое побережье Италии на званый ужин, чтобы отпраздновать, как он считал, успешное завершение операции. 

*** 

Бедняга, он даже не представлял себе, насколько ошибался. С самого начала его план был обречен. Ведь, получив соответствующие указания от своего начальства, Джовани Роси плотно сотрудничал с израильтянами, а Манара был щедро подкуплен через капитана Марио Канди, уже не первый год, участвовавшего в нелегальной репатриации, помогая евреям. Даже хозяин гостиницы, где остановился Мардим Бей, был еврей, позволявший агентам "Моссад ле-Алия Бет" контролировать телеграммы сирийца. 

Таким образом, ответственные за перехват оружия бойцы Пальяма Давид Бен-Хорин и Овед Саде знали обо всех планах и действиях сирийского офицера. У них был подготовлен вариант и на случай, если бы Мардим Бей отправил бы винтовки на грузовиках в Геную. Когда же стало ясно, что "Аржиро" поплывет в Александрию, они приняли решение самим попасть на корабль. 

Из десяти матросов на "Аржиро", двое были из тех, кто, как и Марио Канди сотрудничал с евреями в нелегальной репатриации. Один из них – механик и задержал корабль мнимой поломкой, позволив Бен-Хорину и Саде догнать судно и предстать там в роли "египетских сопровождающих". 

Разумеется, связь по рации они держали совсем не с Мардим Беем.  На протяжении всех пяти дней в правительстве Израиля шло интенсивное обсуждения того, следует ли отдать захваченное оружие ООН или забрать его себе. Было очевидно, что из ООН, оно в итоге все равно попадет к арабам. Поэтому после долгих колебаний его решились конфисковать, что и было осуществлено к югу от Крита. 

Мардим Бей был обвинен своим правительством в государственной измене и приговорен к смертной казни. Лишь официальное заявление Бен Гуриона, сообщившего ООН, что сириец не сотрудничал с израильтянами, в конечном счете, спасло ему жизнь.Сирийцы через Гаагский суд потребовали у чехов возврата денег, но те "перевели стрелки" на израильтян и сирийцы, разумеется, ничего не получили. 

Так завершилась одна из самых дерзких и одновременно изящных израильских операций Войны за Независимость, по мнению некоторых военных экспертов, равноценная уничтожению 2 - 3 вражеских бригад, и при этом проведенная без человеческих жертв и без единого выстрела. 

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке