Читайте также
Впервые на русском языке в Тель-Авиве будет показан фильм "Серебряное блюдо", который на иврите посмотрело более миллиона человек. Фильм, который изменил обсуждение социально-экономических проблем в Израиле, но остался практически незамеченным русскоязычными СМИ. Это информационная бомба о концентрации капиталов - ваших денег в не очень дружественных вам руках. О том как вас обманывают, обсчитывают и грабят. Фильм, который помогает понять основные проблемы Израиля: местечковый олигархический капитализм, слияние капитала и власти, безудержный рост коррупции, социального неравенства, разрушение правовых норм и социальных устоев. Демонстрация фильма в зале "Синематек - Тель-Авив" (Шпринцак 2) 6 июля 2016 г. в 18:00.
"Серебряное блюдо" - это устойчивое крылатое выражение, которое вошло в израильскую речь благодаря первому президенту Израиля Хаиму Вейцману и утвердилось благодаря поэту Натану Альтерману.
"Государство не преподносят народу на серебряном блюде", - сказал Вейцман, считая, что создание государства - это труднейшая, долгая, кропотливая работа.
Стихи Альтермана - это своеобразный ответ теоретику сионизма. Поэт написал о тех юношах и девушках, которые в ходе Войны за независимость отвоевали страну. Именно они, по мысли Альтермана, когда наступит покой и багровое око небосвода померкнет в дыму, поднимутся, всею грудью вздыхая глубоко, выйдут к народу, мерным шагом ступая, к плечу плечом, еще не отмытые от копоти боя, чтобы сказать: "Мы - то блюдо серебряное, на котором Государство еврейское вам поднесли".
Но создание любого государства - это не одноразовое мероприятие. Государство - есть функция каждого дня. Возникновение и осуществление государства - это отнюдь не одно и то же. И справедливость, законность, развитие, прогресс государства - тоже не приносят на серебряном блюде.
Документальный фильм "Серебряное блюдо" ("Магаш ха-Кесеф") начинается с метафоры: "Представьте себе, что израильская экономика - это сад. Этот сад принадлежит всем нам. И все могут наслаждаться его плодами. Сад нуждается в уходе садовника. Это обязанность государства. Государство обязано заботиться о развитии и функционировании сада, о справедливом распределении урожая. Государство обязано заботиться и о том, чтобы деревья в саду давали плоды и в грядущие годы. Но что-то в нашем саду пошло не так. Группы, представляющие определенные интересы, используют свои силы, чтобы съедать больше фруктов, вырывать с корнем деревья, а иногда даже захватывают в частную собственность отдельные участки общего сада".
Когда этот документальный фильм вышел на экраны, многие писали, что "Серебряное блюдо" ставит жестокий диагноз израильской социально-экономической системе. В этом документальном шедевре доказывается, что по уровню коррупции еврейское государство скоро сможет соперничать с такими странами, как Руанда и Намибия. В списке коррумпированных государств Израиль опередил все западные страны, а недавний опрос показал, что, с точки зрения 96% (!) израильтян, в жизни и карьере помогают не талант и способности, а связи, протекция и взятки.
Израильская экономика становится все более недружественной по отношению к гражданам страны, а наживается на экономических проблемах большинства граждан ограниченное количество игроков, которые тесно связаны с властными структурами. 10 крупных игроков управляют всей экономикой страны и всеми деньгами общества, которое страдает от роста цен на покупку квартир и на съем, от дороговизны продуктов и услуг, от все более увеличивающегося социального неравенства. Эти 10 игроков управляют триллионами, они управляют всеми вашими деньгами, всеми вашими сбережениями, всеми "свободными" рыночными механизмами.
Они берут ссуду в одном банке, чтобы купить акции другого банка, и держат под контролем и тот и другой. Они управляют нашими вложениями и контролируют нас с вами при помощи наших же денег. Стоит только вложить наши кровные, куда бы то ни было, как они начинают работать не на нас с вами, а на ту самую "горячую десятку" - на Арисон, Оферов, Тшуву, Вертхаймеров и т.д.
В фильме показывается зловещая, угрожающая безопасности страны, концентрация капиталов - ваших денег в не очень дружественных вам руках. Ваших денег у господ, которые наживаются за ваш счет. Которые управляют деньгами населения, взятыми из пенсионных фондов, инвестиционных и страховых компаний, финансовых концернов и т. д. Они контролируют банковскую сферу, раздают кредиты друг другу, но очень часто отказывают в кредитовании малому бизнесу, что приводит к тому, что в большинстве отраслей израильской экономики явно доминируют монополии.
Чем выше концентрация капиталов, тем хуже дела у экономики государство. Чем больше монополизируются различные области экономики, тем меньше доходы государства, поскольку у нас, чем крупнее экономический игрок, тем меньше он платит доходы с прибыли.
Почти четверть населения находится за чертой бедности. Израиль занимает 66-е место в мире (после Индии, где есть касты и кастовое общество!) по неравенству общества. Каждый третий ребенок в нашей стране растет в нищете. И это не только дети из неработающих семей.
Работа не спасает от ужасающей нищеты. И это самое страшное. Поскольку это подрывает "общественный договор".
Как нас учили классики: нищета работающих - не возникает на пустом месте из-за неизвестной причины, а является следствием обворовывания. В Израиле, ее вызывает, например, политика налогообложения, при которой с граждан традиционно снимали последнюю рубашку, тогда как крупные компании ("Тева", "Интель", заводы Мертвого моря и др.) чуть ли не полностью освобождались от налогов, кладя в карман миллиарды шекелей.
Весь сериал, созданный журналистом Амиром Бен-Давидом и телережиссером Дороном Цабари, в котором приняли участие редактор The Marker Гай Рольник, профессор Ярон Зелиха, нынешний министр финансов Моше Кахлон, преподаватель Хайфского университета Даниэль Гуттвайн, подталкивает к напрашивающемуся выводу: будущему Израиля угрожает не столько внешний враг, сколько внутренние болезни общества, государства и экономики, местечковый олигархический капитализм, слияние капитала и власти, безудержный рост коррупции, социального неравенства, разрушение правовых норм и социальных устоев.
Особенно сильной является серия, где главным героем выступает Ярон Зелиха. Он вдребезги разносит основные мифы, которые мы сами оправдываем, многочисленные несправедливости израильской экономики. Мифы, которые нам настойчиво подсовывают политики, СМИ, эксперты.
Мы бедны из-за высоких расходов на оборону? Из-за непомерного оборонного бюджета? Нет. Доля расходов на оборону в Израиле неуклонно падает. В 1975 году доля оборонного бюджета от ВВП шла на оборону. Треть от заработанного страной. В 1985 - только 22%. в 1995 году - уже 13%. Сейчас 6.5%.
Второй миф: мы бедны, поскольку у нас маленькая страна. Людей мало. Мало потребителей. Рынок маленький. Развернуться конкуренции негде. Это не так. Сегодня, с точки зрения экономистов, оптимальной численностью населения для процветания экономики считается – от 6 до 12 миллионов. Бен-Гуриону было трудно развивать экономику, когда у него было только миллион или два миллиона. Труднее, чем нам, государству, у которых более 20 миллионов человек. А мы в оптимальных для развития экономики цифрах. Вместе с нами здесь Сингапур, Швейцария, Австрия, Дания.
Третий миф: "мы бедны из-за не работающих арабов и ультраортодоксов". Но за последние шесть лет число и тех, и других на рынке труда увеличилось на несколько сот тысяч. И, как уже говорилось выше, при нынешнем положении вещей даже работа не спасает от бедности. Количество работающих в этих секторах неуклонно растет. Но растет там и уровень бедности.
Ярон Зелиха показывает, как олигархические монополии работают на продовольственном рынке. Он приходит в супермаркет, снимает с полок товары, начинает перечислять производителей. И убедительно доказывает, что 5 крупных игроков делят между собою половину рынка.
Стоя у полки с безалкогольными напитками, Зелиха называет производителей: "Coca-Cola, Coca-Cola, снова Coca-Cola". Затем он подходит к полке, где стоят бутылки с холодным чаем Fuze. Может это конкурент? Посмотрим на этикетку: "Это тоже Coca-Cola".
По рейтингу развития конкуренции в потребительском секторе экономики Израиль занимает 141-е место из 148. Израиль находится на уровне таких стран, как Сербия, Гаити, Чад и Монголия и отстает даже от Ливии.
Пять компаний: Tnuva, Strauss-Elite, Coca-Cola, Osem и Unilever Telma – производят 48 процентов всех продаваемых в Израиле продуктов. Другую половину рынка делят между собой 1008 мелких компаний. А в это время государство охраняет их монополии, налагая такие пошлины на ввоз иностранных продуктов (250% на ввоз молочных продуктов, например), что конкурировать с ними никто и не сунется.
И продукты в Израиле примерно на четверть дороже, чем в Западной Европе. И продукты, которые производятся в Израиле - в Израиле продаются дороже, чем в Европе, России или США.
А налоги с прибылей монополистов? Их почти нет. Самые крупные игроки освобождены от налогов. Они получают налоговые льготы. За счет кого? За счет нас.
Не стоит доверять вечной присказке: "Каха зе ба-арец" (так оно в Израиле). Не стоит считать, что ничего нельзя изменить. В фильме доказывается на примере реформы сотовой индустрии, произведенной Моше Кахлоном, после которой мобильные разговоры стали нам стоить на 80% или 90% дешевле, что правила игры можно изменить. Но это очень трудно. Для этого необходима политическая воля лидеров и поддержка населения.
Израильские олигархи-монополисты - это небольшая кучка людей, у которых есть страна. У них есть огромные ресурсы. У них в кармане чиновники, которые отслужив, допустим, в Минфине, трудоустраиваются (идут на повышение) у олигархов. У них есть субсидируемые политики. У них в руках пресса. Самые сильные СМИ принадлежат им. Самые сильные адвокатские конторы готовы выполнять их заказы по затыканию ртов. Они не станут добровольно делиться властью и влиянием.
И, так же, как верны слова о том, что "Государство не преподносят народу на серебряном блюде", должна дойти до нас простая мысль, что и управление собственной страной, собственной экономикой, регулированием общества и рынка - не дается в подарок.
Хотя в фильме "Серебряное блюдо" ("Магаш ха-Кесеф") главным словом является "кесеф", которое означает не только серебро, но и деньги. Блюдо с деньгами нужно контролировать. Иначе… деньги разворуют. Этот фильм на иврите посмотрело более миллиона человек. "Серебряное блюдо" изменило обсуждение социально-экономических проблем в Израиле. Но русскоязычные СМИ и социальные сети на этот документальный шедевр практически не обратили внимание.
6 июля 2016 года в 18:00 в зале "Синематек - Тель-Авив" (Шпринцак 2) фильм "Серебряное блюдо" ("Магаш ха-Кесеф") впервые будет показан в русском переводе. Мероприятие проводит организация "Наше Наследие – Демократическая Хартия". По завершении сеанса состоится встреча с режиссером фильма Дороном Цабари, в которой примут участие также профессор Бар-Иланского университета и исследователь русскоязычной общины в Израиле, социолог Лариса Ременик и генеральный директор Социально-экономического колледжа Рами Од. Количество мест ограничено, вход свободный - только по предварительной записи.