Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+25+14
Иерусалим
+21+13

Мнения

А
А

Арабские революции и наша цивилизация

Нам давно уже следует окинуть взыскующим взглядом и оценить непраздным умом опыт наших арабских революций, которые держат все нарастающий темп, и сравнить их с опытом мировых революций, которые вершились в 70-80-90-е годы прошлого века.

16.02.2012
Источник:Голос России
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

Нам давно уже следует окинуть взыскующим взглядом и оценить непраздным умом опыт наших арабских революций, которые держат все нарастающий темп, и сравнить их с опытом мировых революций, которые вершились в 70-80-90-е годы прошлого века.

Зарождались на европейском юге, перекинулись в Восточную Европу, охватили ее центральные регионы. Взбунтовалась Латинская Америка.

Давайте проведем сравнения: в их полезности я абсолютно убежден.

Есть очень схожие компоненты между арабскими обществами и их политическими системами и обществами упомянутых нами трех регионов мира: в отличие от западных метрополий, все поражены регрессом в экономике в той или иной степени, отсталостью в политической и культурной жизни. Ими правят самодержавные режимы сходного политического облика, структуры, которые норовят узурпировать власть, присвоить революционные процессы, попирая при этом права человека и лишая его элементарных свобод.

В этих обществах возникли перестроечные силы социального гражданского движения, в подавляющем своем большинстве не зажатые тисками руководства правящей партии. В этих странах возродилось военное корпоративное правление, по-разному влияющее на все стороны жизни, оставляя на них глубокие отпечатки. Наши революции в корне отличаются от классических демократических свершений, которые последовали за Великой Французской революцией и сотрясали Европу до разгрома германского нацизма, завершившего Вторую мировую войну.

Богатейший опыт современных революционных процессов, из которого мы должны извлечь урок, воспользоваться им и на его основе строить современное реформированное общество. Путем его «натурализации» и вплетения в ткань нашего демократического переустройства, ибо этот опыт – обретение всего человечества, опыт вселенский, пронизанный идеями гуманизма, накопленный величайшими умами нашей истории.

Либо путем глубокого усвоения и уроков, и допущенных ошибок, с тем, чтобы не повторять их снова и снова и обходить на новом пути все рытвины и ухабы.

Чтобы сохранить сходство исторических и политических предпосылок между нашими социумами и государствами классической демократии, которые не нуждаются ни в критике, ни в сомнениях, не следует скрывать того, что и между ними существуют различия, отличительные особенности, возникают противоречия.

Опыт прошлого бесценен не для того, чтобы собирать сведения и подробности либо преуменьшать значение и влияние того, что вершилось в прошлом. Поскольку это конструкция, которую нельзя не принимать в расчет даже в спешке, в современных исторических реалиях. Есть и та часть опыта, которая несравнима с нынешним процессом реформирования, входя с ним в явное противоречие и в жесткую полемику. Важнейшая наша обязанность сравнивать все, все изъяны, ошибки и различия. Даже если будет соблазн подвергнуть все сомнению именем закона и познания.

Не будем декларировать все, что отличает наше арабское общество от современных демократий и в экономической сфере, и в культуре, то, что нас сегодня разделяет и о чем не стоит умалчивать. Программа построения демократии западниками отличается от тех перестроечных планов, которые пытаются осуществить их загадочные и непонятные коллеги на Востоке. У арабов проклевывается гражданский облик перемен после противостояний, тогда как программа переустройства европейцев опирается исключительно на мирный опыт. У арабов же стрелка все еще колеблется от мирного пути к его милитаризации. От одной военной корпорации – к другой.

Не менее сложно постичь опыт так называемого переходного периода. Существует ли универсальная наука передачи власти, наука как жить в период, когда утихнут мятежные буйства. Нет никакого экономического опыта перехода, который можно было бы применить в арабском регионе. Для каждой страны, где проходили коренные преобразования, он уникален и не повторим. Можно вершить переход именем науки. Но… Есть исторический опыт, «научного» - нет. Везде своя специфика. Впрочем, будем уповать на финансово-экономические рычаги и помощь Международного валютного фонда.

Наша беседа вовсе не о том, что «арабская весна» уникальна, своеобразна и неповторима и к ней нельзя подогнать ничего из накопленных знаний. Я думаю, подобные размышления терзали и тех, кто вершил революции в Европе и Латинской Америке. Нет универсального средства, не подойдут и те, о которых твердят «ученые перехода». Революции в Греции и Португалии не ставили целью создание гражданского общества на востоке Европы. Печальный опыт революций по договоренности между помещиками и военными, как это было в Испании после генерала Франко. Или апартеид в Южной Африке.

Наши революции вписываются в иную цивилизацию. Их опыту будут учиться.

Абдельлляхи Бель Казиз, "Alarab Online", Великобритания

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке