Zahav.МненияZahav.ru

Среда
Тель-Авив
+33+22
Иерусалим
+30+22

Мнения

А
А

Договор с Турцией, хорошо ли это для Израиля?

Для Израиля баланс пользы и ущерба не столь очевиден. В то же время, договор откроет для еврейского государства несколько важных возможностей, которыми было бы неверно пренебрегать.

27.06.2016
Источник:Еврейский мир
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

Ратификация договора о возобновлении сотрудничества между Израилем и Турцией, вероятно, произойдет в течение ближайшего месяца. Но окончательные детали соглашения официально будут озвучены сторонами уже в начале недели, открывая новый этап в отношениях между странами после шестилетнего разрыва.

Традиционно тесные отношения между Израилем и Турцией в экономической и военной сферах, построенные еще в конце 50-х в соответствии с "периферийной доктриной" первого израильского премьер-министра Давида Бен-Гуриона, стали публичными в конце прошлого века. У Израиля и Турции, гарантом светской конституции которой на протяжении почти века служила армия, было немало общих региональных интересов. Однако с приходом к власти в Турции "Партии справедливости и развития", фактически турецкого филиала "Братьев-мусульман", и утраты там светскими кругами контроля над армией и государством, отношения стали портиться, закончившись разрывом в 2010 году.

***

Тогда, на пике исламских переворотов, спровоцированных "Братьями-мусульманами" в Тунисе, Египте, Ливии, Сирии и других странах Ближнего Востока, наивно воспринятых многими на Западе в качестве прогрессивной "арабской весны", глава турецких "Братьев" и лидер страны Реджейп Эрдоган решил оседлать новый региональный тренд и возглавить арабские протестные настроения, приближаясь, таким образом, к своей мечте о восстановлении Османской империи. Путь к заветной цели, очевидно, лежал через провокации против Израиля, чем Эрдоган и занялся.

Эскалация достигла пика в мае 2010 года. Тогда поддерживаемая Эрдоганом радикальная исламская организация IHH (чьи тесные контакты с ИГИЛ и другими террористическими мусульманскими структурами стали позднее хорошо известны) организовала провокацию у берегов Израиля в окрестностях сектора Газы.

Под эгидой борьбы с якобы существующей "блокадой" сектора (так сторонники ХАМАСа называют наличие жесткого израильского контроля за ввозимыми в сектор материалами двойного назначения, то есть, потенциально пригодными для создания ракет и строительства подземных туннелей), IHH направила в сторону Газы группу кораблей во главе с судном "Мави Мармара" с семью сотнями провокаторов на борту, многие из которых были вооружены холодным оружием.

Израиль заранее предупредил организаторов, что не допустит их проникновения в сектор, но готов после досмотра пропустить гуманитарные грузы. Однако поскольку турки хотели именно провокации, они ответили отказом на израильское предложение. Впоследствии выяснилось, что доставляемый груз был фикцией и в значительной мере состоял из просроченных лекарств и других непригодных к употреблению вещей.

Попытка мирного задержания, осуществленная в международных водах небольшой группой израильских солдат, высадившихся на борт "Мави Мармара" с ружьями для пейнтбола и пистолетами, натолкнулась на яростное вооруженное сопротивление. Более десяти солдат было ранено, часть тяжело. Под угрозой спасения собственной жизни бойцы применили оружие и сумели подавить сопротивление провокаторов. При этом 9 самых буйных террористов были убиты (еще один умер несколько лет спустя).

Эрдоган добился своего и разорвал отношения с Израилем, обещав возобновить их лишь после того, как Израиль извинится, выплатит компенсации и снимет "блокаду" с Газы.

***

После военного переворота в Египте и возвращения там светской власти президента Абдель Фаттаха Ас-Сиси, стало ясно, что ближневосточный блицкриг "Братьев-мусульман" провалился, а Эрдогану не удалось возглавить суннитских арабов, увязших в кровопролитной войне друг с другом и соседями шиитами.

Наоборот, политика турецкого премьера привела страну к конфликтам со всеми окружающими государствами, возобновлению гражданской войны с курдами и колоссальным проблемам в экономике (в частности, туристическая отрасль — один из важнейших факторов турецкой экономики, практически, сошла на нет).

При этом торговый оборот между Израилем и Турцией продолжил расти, несмотря на политические коллизии. К примеру, значительная доля турецкого экспорта в арабские страны, лишенная возможности транспортироваться через Сирию, пошла транзитом через Израиль.

Под давлением президента США Барака Обамы, премьер-министр Израиля Нетаниягу в 2013 году выразил по телефону Эрдогану свои сожаления в отношении гибели турецких граждан, объявленные в Турции "извинениями Израиля" и "великой победой".

***

Нынешний договор стал результатом долгих и кропотливых переговоров, которые от лица Израиля вел юрист и бывший гендиректор министерства иностранных дел Иосиф Чехановер, доверенное лицо премьер-министра (являющегося также главой МИДа). Соглашение стало практически личным проектом Биньямина Нетаниягу, разработанным им при поддержке Совета национальной безопасности Израиля, возглавляемого генерал-майором в отставке Яковом Нагелем.

Оно предусматривает полную нормализацию отношений между странами, возвращение послов и снятие всех торговых или иных ограничений, существовавших с момента возникновения кризиса в 2010 году.

Израиль согласился передать сумму порядка 20 миллионов долларов в, так называемый гуманитарный фонд, из которого Турция выплатит компенсации семьям убитых в 2010 году на "Мави Мармара" боевиков IHH.

Воспользоваться этими деньгами, однако, турки смогут лишь тогда, когда утвердят закон, отменяющий все иски, поданные против Израиля и его граждан в связи с инцидентом на "Мави Мармара" и запрещающий любые подобные юридические шаги в будущем.

Израиль позволит Турции построить в Газе больницу, а также, совместно с Германией, опреснительные сооружения для получения питьевой воды и электростанцию. Турция сможет доставлять в сектор материалы и грузы, проходящие досмотр в ашдодском порту. Вероятно, это и будет помпезно представлено Эрдоганом как "снятие блокады".

В свою очередь Турция обязалась пресечь у себя деятельность ХАМАСа, связанную с террором, в то время, как политическая и дипломатическая активность этой организации на ее территории продолжится. Эрдоган также пообещал приложить усилия для возвращения в Израиль останков двух солдат, удерживаемых ХАМАСом и пропавшего в секторе израильтянина жителя Ашкелона Авера Менгисту.

***

Выгоды Эрдогана от соглашения ясны. На фоне многочисленных неудач во внешней и внутренней политике, включая разрыв с Россией, непрекращающиеся теракты, погубившие туризм, и неуклонный процесс автономизации курдов, он сможет представить договор с Израилем как свою крупную дипломатическую и политическую победу.

Во-первых, потому, что, как видно, Турция получит право стать израильским партнером по продаже газа в Европу. Во-вторых, поскольку, турецкий лидер вновь сумеет позиционировать себя в качестве защитника "угнетенных арабов".

Для Израиля баланс пользы и ущерба не столь очевиден. В то же время, договор откроет для еврейского государства несколько важных возможностей, которыми было бы неверно пренебрегать.

***

Соглашение с Турцией, особенно ее участие в энергетических проектах Израиля, несомненно вызывает раздражение у остальных региональных партнеров Иерусалима, с которыми Эрдоган успел испортить отношения, начиная от Греции и Кипра, пребывающих в перманентном конфликте с Турцией, через Египет, где свергнувший власть "Братьев-мусульман" президент Ас-Сиси ведет с ними теперь непримиримую гражданскую войну, и заканчивая Россией, не простившей Турции ни поддержку сирийской оппозиции, ни сбитый истребитель.

Однако, при умелой дипломатии, это не сократит, а наоборот расширит пространство политического маневра для Израиля. Теперь, у еврейского государства появляется несколько альтернативных вариантов для продажи газа в Европу и заключения других региональных соглашений. Более того, развивая корректные отношения со всеми сторонами, Израиль оказывается в этой ситуации посредником между странами, не желающими иметь друг с другом дело напрямую. Безусловно, подобная политика требует немалого дипломатического искусства, но зато может принести и большие дивиденды.

Аналогично, получение турками патронажа над ХАМАСом, позволяет им выставить себя защитниками интересов палестинских арабов, но одновременно перекладывает, в глазах международного сообщества, именно на них с Израиля значительную часть ответственности за исламских фундаменталистов, вынуждая Анкару сдерживать неадекватные всплески своих подопечных.

Кроме того, это надежно вытесняет из сектора влияние Ирана. Вообще возобновление контактов с Турцией, это важный сигнал Ирану (с которым у Турции из-за войны в Сирии отношения, довольно натянутые), ведь, теперь турецкие авиабазы вновь могут стать потенциальным плацдармом для израильских бомбардировщиков. Хотя, не исключено, что через российское посредничество, Израиль сумеет в будущем выстроить совершенно новый формат взаимоотношений и с иранским режимом.

Ключом здесь становится нынешняя экономическая и военная стабильность Израиля, которая превращает его в важный фактор ближневосточной политики и позволяет выстраивать весьма неожиданные расклады.

Таким образом, самой проблематичной составляющей договора является согласие Израиля выплатить компенсации семьям боевиков IHH, убитых во время нападения на израильских солдат при задержании судна "Мави Мармара". Это несомненная уступка, выглядящая признанием собственной неправоты и отчасти даже легитимацией действиям турецких провокаторов. Вместе с тем, надо понимать, что это вполне понятная в регионе практика, когда в рамках "сульхи” (примирения) один клан выплачивает другому финансовое возмещение за убитых, отменяя необходимость в "кровной мести".

При этом, после инцидента 2010 года, IHH больше не посылало своих боевиков в сторону Израиля, а несколько мелких провокаций со стороны крикливых, но невооруженных европейских леваков, были легко пресечены без крови и без вреда для имиджа страны. Другими словами, провокаторы хорошо усвоили преподанный им урок.

Таким образом, нынешнее соглашение, хотя и не выглядит однозначной победой Израиля и признанием его правоты и права на защиту своих интересов, может оказаться началом интересного развития региональной политики, укрепляющего положение еврейского государства, при этом, что особенно важно, достигнутого без каких-либо территориальных уступок, которыми, как правило, предлагают расплачиваться Израилю.

Сегодня, Израиль, как никогда далек от прежней региональной изоляции и, как показывает опыт, сумел достичь всего не уступками суверенитета в Иудее и Самарии, а благодаря дипломатическому процессу, подкрепленному военно-экономическим потенциалом.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке