5 вопросов о мигрантах в Средиземном море
Фото: Getty Images
5 вопросов о мигрантах в Средиземном море

Крушений загруженных мигрантами судов становится все больше. Организованный из Ливии трафик людей превращается в выгодный бизнес. 

В прошлый вторник в ООН с радостью отметили, что за май число погибших в Средиземном море мигрантов ощутимо сократилось. Затишье было особенно заметным на греческих островах в Эгейском море, куда они в основном прибывали из Турции. Но это если не принимать во внимание целую череду кораблекрушений, которые произошли за последние дни у берегов Италии. По словам уцелевших, которых опросили сотрудники Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев, последние катастрофы унесли жизни по меньшей мере 880 отправившихся из Ливии мигрантов. Всего за неделю итальянские моряки оказали помощь 14 000 человек. 

1. С чем связан такой приток мигрантов с начала года? 

Несмотря на тысячи спасенных за последние дни, общее число прибывших мигрантов в Италию с начала года - чуть меньше, чем за аналогичный период прошлого года (46 714 против 47 463). Как отмечает представитель УВКБ ООН Уильям Спиндлер, новый фактор в том, что «контрабандисты активнее используют большие суда вместо надувных лодок». На старые рыболовецкие корабли набиваются порядка 600 человек. «Эти суда находятся в плохом состоянии и не созданы для того, чтобы пересечь Средиземное море, - продолжает Спиндлер. - Как только они выходят в море, то начинают звать на помощь. Контрабандисты даже дают жертвам номер спасательных служб». 

Второе опасное новшество - это буксировка судов с мигрантами. В прошлый четверг сотни человек утонули после того, как второй шедший на буксире корабль опрокинулся. Некоторые попытались доплыть до буксира или ухватиться за трос, но капитан первого суда отрезал его. Активизации трафика способствует не только установившаяся хорошая погода, но и стремление контрабандистов получить максимальную прибыль до начинающегося на следующей неделе рамадана (об этом говорят опрошенные УВКБ ООН очевидцы). 

2. Кто занимается контрабандой? 

Большинство судов отправляются в плавание из порта Сабраты (к западу от Триполи). Хаос, который охватил Ливию после свержения полковника Каддафи в 2011 году, способствует всем формам контрабанды. «Этим бизнесом может заняться любая вооруженная группа», - объясняет Джоэл Миллман из Международной организации по миграции. Выжившие рассказали итальянским СМИ, что контрабандой в Сабате заправляет 30-летний ливиец по имени Усама. Именно он организовал последние волны мигрантов в сторону Италии. Кроме того, он держит еще около тысячи человек в подвалах заброшенных зданий в ожидании выкупов. Расправы там - тоже не редкость. Если верить все тем же очевидцам, он набирает мигрантов в Египте, Нигере и Бенине. 

По прошлым сведениям, еще несколько месяцев назад контрабанду людей контролировал эфиоп, которого итальянские правоохранительные органы идентифицировали как Эмиаса Гермея. Им удалось перехватить его разговор с одним из помощников в Судане после крушения корабля у Лампедузы в октябре 2013 года, когда погибли более 366 человек. «Работа есть работа, не вижу тут никаких проблем», - ответил эфиоп на упрек о перегрузке корабля. Впоследствии он бесследно исчез. За это время ему, вероятно, удалось заработать десятки миллионов долларов. По данным Европола и Интерпола, которые координируют работу европейской и международной полиции, контрабанда людей в Европе принесла 5-6 миллиардов долларов за 2015 год. 

3. Сколько стоит проезд? 

В МОМ говорят о суммах от 400 до 2 000 долларов. Путь в Италию из Ливии - намного опаснее плавания к греческим островам из Турции и уже унес жизни 2 199 человек в этом году. 

Тарифы колеблются в зависимости от клиентов. Сирийцы считаются более состоятельными людьми, чем африканцы, и поэтому с них брали больше за поездку в Италию. «У садящихся на корабли африканцев нет выбора: их месяцами удерживали в плену в Ливии, пока их близкие не заплатят за проезд», - объясняет Джоэл Миллман. 

4. Раз балканский путь закрыт, мигранты сейчас идут через Ливию? 

Пока в УВКБ нет данных о том, что сирийские, иракские и афганские беженцы (на них приходится 80% прибывающих на греческие острова мигрантов) движутся в Европу через Ливию и Италию. Так было в прошлом, но еще до массового исхода через Грецию и Балканы в прошлом году. К настоящему моменту восточная дорога закрыта, а 18 марта Европейский Союз подписал спорный договор с Турцией. Анкара обещала принять обратно всех, кто отправился в Европу с ее территории. Отплывающие из Ливии мигранты в свою очередь попадают туда из Нигерии, Гамбии, Эритреи, Сомали и Кот-д’Ивуар. В 2016 году три четверти из добравшихся до Европы 204 000 мигрантов и беженцев прошли через Грецию, но это было в первые три месяца текущего года. 

5. Как другие мигранты будут пытаться добраться до Италии? 

По информации УВКБ, мигрантов из Западной Африки все еще везут в Ливию через Нигер. По прогнозам Европола и Интерпола, до итальянского побережья могут добраться порядка 800 000 человек. Половина из них уже, вероятно, находятся в Ливии. Вторая половина может попасть туда из Центральной Африки и Ближнего Востока. 

Симон Петит (Simon Petite), Le Temps, Швейцария

counter
Comments system Cackle