Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+30+16
Иерусалим
+28+15

Мнения

А
А

В семье не без героя

В Израиле, где священное право каждого члена общества иметь три мнения, отличные от официального, позволительно ли какому-то майоришке замахиваться на священные устои?

19.05.2016
Источник:Бесэдер?
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

Политический скандал, разразившийся в Израиле в эти послепраздничные дни, больше похож на семейный. Министра обороны, заявившего, что "офицеры должны высказывать свое мнение, даже если оно отличается от взглядов политического руководства", пригласили на ковер к этому самому политическому руководству, и там ознакомили с положением о роли армии в демократическом государстве. А именно: обеспечивать безопасность этого государства, предоставив высказывание мнений политическому руководству. Эта простая мысль, понятная в любой стране, кроме тех, где у власти находится военная хунта, вызвала в Израиле целую бурю полемики.

Особенно глубоко она обидела министра обороны, в недавнем прошлом также боевого генерала, начальника генштаба, усмирителя интифады и прочая и прочая. Вот она, премьерова неблагодарность! Ветви - ветвями, но ведь в Израиле армия и общество состоят поистине в семейных отношениях. Только иностранцам кажется странным, что солдаты срочной службы с оружием в руках идут ночевать домой, а половина генералов из танков и самолетов передислоцируются в Кнессет, и там дослуживаются до высших постов. Например, возглавляют министерство культуры. Или просто украшают правительство в качестве министров без портфелей.

Правда, для этого им все-таки приходится сначала выйти в отставку, и в течение первых 6 месяцев закон запрещает отставному военному заниматься политической деятельностью. Но кто им считает! Сути отношений это не меняет: люди в форме чувствуют себя неотъемлемой частью общества, наделенной всеми правами этого общества, важнейшее из которых - высказывать собственное мнение. Этим вполне объясняются и все семейные последствия политических разборок: обиды, ссоры, выяснения, кто в доме хозяин и т.д.

Что же, выходит, премьер-министр не уважает родственников по армии? Да где он служил!? Кстати, за последние четверть века единственный из премьер-министров, не дослужившийся в армии до генерала, это как раз майор Биньямин Нетаниягу. Служивший, впрочем, в самом элитном подразделении ЦАХАЛа и принимавший участие в легендарных операциях, о чем ему не мешало бы вспомнить, прежде чем читать нотации старшим по званию.

Кстати, о негенералах, можно ведь премьер-министру напомнить и Ольмерта, которому не только не засчитали сдуру выигранную войну, но еще и посадили. И даже не помогло, что после Второй Ливанской "Хизбалла" уже 10 лет из норы не высовывается. Потому что не нужно поперед генералов в войну встревать! Сказано, "Хизбалла" - угроза, значит, угроза. И только доблестные полководцы от нее защитят, а не какие-то там проворовавшиеся градоначальники. Надо же понимать, кто в доме хозяин.

Ведь ЦАХАЛ в Израиле даже не просто член семьи, а любимое дитя, для которого ничего не жалко. Ну кому придет в голову обсуждать многомиллиардный оборонный бюджет или зарплаты генералов? Кто когда подсчитывал, что перехват одной самодельной хамасовской ракеты обходится налогоплательщику больше, чем последняя модель BMW. Купить которую он не может себе позволить, в частности, из-за дороговизны национальной обороны. Но кого это интересует, когда родина в опасности! А когда в безопасности - тем более.

Политикам, увенчанным военной славой, в Израиле всегда и позволялось неизмеримо больше, нежели простым смертным. Если министру обороны Моше Даяну массированное растление прекрасной половины армии едва ли не включалось в послужной список, то президент Моше Кацав за несколько не самых победоносных попыток склонить секретаршу к прелюбодеянию огреб 7 лет тюрьмы. И поделом! Не в свои сани не ложись.

К слову, хотя все уже это и подзабыли, детонатором всего этого общественного взрыва послужило недавнее высказывание другого высокопоставленного офицера, заместителя начальника Генштаба Яира Голана, сравнившего Израиль с нацистской Германией. Конечно, если вникнуть в семантику сравнения, можно сказать, что подобная пропагандистская подтасовка, отработанная на пропалестинских сборищах европейских левых, не вполне уместна в праздничном выступлении израильского генерала. Надо признать, что и сам генерал, вероятно, обиделся бы, если бы его сравнили с группенфюрером гестапо. Но если в генеральской голове в свободное от службы время завелась какая-то мысль, неужели ему держать ее при себе? Да еще и терпеть полгода после отставки?

По правде говоря, именно в этом и заключается главная проблема публичных высказываний госслужащих: выходя на минное поле заявлений, самый талантливый военный не несет и не желает нести ответственности за последствия, в то время, как самый захудалый политик понимает, что отвечать придется, и поэтому тщательно выбирает слова. По этой-то причине в демократическом обществе и принято разделение властей и всех функций, которые относятся к разделенным властным ветвям.

Но это в обычной стране. А в Израиле, где, как уже было сказано, армия - часть общества, где священное право каждого члена общества иметь даже не одно, а два или три мнения, отличные от официального, где высказывать эти мнения - священное право гражданина, - позволительно ли какому-то майоришке замахиваться на эти священные устои? И если он этого не понимает, не пора ли поменять его на генерала?

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке