Читайте также
"Мы считаем себя абсолютно уникальными. По нашему мнению, есть Россия, и есть весь остальной мир. Россия не похожа ни на одну другу страну в мире ни в чем и является единственной в своем роде".
Есть несколько явлений, которые меня безмерно удивляют и вводят в ступор, но объяснить которые я не в силах.
Первое, неукротимое и жадное желание новых израильтян (бывших русских евреев) как можно быстрее превратиться в истинных сабр, как можно дальше оторваться от прошлого, как можно громче заявить о своих новых вкусах, предпочтениях, ценностях и благоприобретенных привычках израильтянина.
Возьмите наугад любой русскоязычный израильский сайт, просмотрите комментарии, проанализируйте опросы общественного мнения, приглядитесь к ведущим темам и вы поймете - нет никого святее и патриотичнее в стране, чем русские евреи.
И второе, что поражает не меньше и удивляет бесконечно: как далеки, несмотря ни на что, как безнадежно далеки настроения и мнения русскоязычных израильтян от настоящего мнения старожилов.
Только один пример, найдите, пожалуйста, на русскоязычных порталах хотя бы какое-нибудь упоминание о популярном местном реалити-шоу "Ах ха-Гадоль". Как будто такого шоу и не существует в помине.
"Но нежелание понимать особенности других и подстраиваться под них сильно ограничивает нас и мешает большому количеству очень светлых голов из России строить карьеру…"
Загляните теперь в ивритский Интернет, посчитайте, сколько материалов на эту тему там опубликовано - вы поймете, какое место занимает проект в израильском сознании.
На своей шкуре мне пришлось испытать самые болезненные и неприятные уколы и тычки, когда осмелился написать об этом интересном израильском феномене - неизбывном и горячем интересе к "Большому брату".
Опять же, если почти треть коренных жителей с неослабевающим интересом из года в год наблюдают за тесным мирком, в котором собраны и живут экзотические персонажи. Если изо всех сил болеют и деньгами голосуют за Дуду, Омера, Барака, Ксению и Шай, финалистов нынешнего сезона. Если искренне переживают за Шай Хая, Таню и Ицика, добровольно покинувших проект и отказавшихся от борьбы за новую квартиру (можете себе представить таких героев) - как мы можем игнорировать и не замечать повального увлечения.
К чему, собственно, я веду?
Дело в том, что отношение нашей русской публики к любимому детищу израильтян - реалити-шоу "Большой брат" - никакое. И смотреть его - скучно, и говорить о нем тоскливо, а писать - так просто срамно.
"Мы считаем себя умнее всех и не умеем учиться у других. Зато мы очень любим рефлексировать и заниматься самокопанием…"
Несмотря на это, все же рискну прокомментировать глупую забаву.
Общее соображение: мне кажется, в бесконечных разговорах, случайных репликах и настроении участников заключено не столько индивидуальное частное мнение одного лица - а, при некотором воображении, можно без труда разглядеть типичную физиономию современного израильтянина. Потому что при долгом общении с одними и теми же людьми, живущими в тесном замкнутом мирке, невозможно скрыть ни малейшего движения души. А потому, постороннему наблюдателю наглядно видна "диалектика души" современного израильтянина.
И еще один психологический нюанс: невозможно чувствовать, что за тобой все время наблюдает сотня камер и что твои слова слышат тысячи ушей. Острота восприятия стирается. Но в то же время участник шоу мнит себя артистом, за которым наблюдает невидимый зал.
Именно эта разница восприятий между кажущимся и реальным, противоречие между наблюдателем и наблюдаемым и придает реалити-шоу особую остроту и пикантность.
Представляется, что наблюдение за такой замкнутой в себе и на себя группой, за такими вышибленными из обыденной одежки и повседневной колеи сознаниями дает неоценимый материал и для психологов, и для психиатров, заинтересует социологов, политологов, специалистов по рекламе, не говоря уж о зрелищных впечатлениях, шоу-бизнесе и раскрутке новых звезд.
Интересно всем, кроме русскоязычного зрителя.
"Мы склонны все успехи приписывать себе, а все неудачи - внешним обстоятельствам…"
Но даже самые волнующие наблюдения, самые глубокие выводы не заставили бы меня снова взяться за неблагородное дело рекламы реалити-шоу, не пытаюсь также никоим образом заинтересовать зрителя, принципиально отвергающего эту программу.
Хотелось бы поделиться другим.
Шай Хай, один из самых заметных героев шоу, преждевременно покинувший сцену, поведал такую историю.
В класс, где он учился, попал мальчик, репатриант из России. Дети, как это принято, издевались над чужаком, посмеивались над его нелепым ивритом, передразнивали и, конечно, не любили. Друзей, естественно, у него не было. Сам Шай Хай признается, что и он не любил русского мальчишку, сторонился его, хотя и не принимал участие в травле.
Однажды он увидел, как несколько ребят бьют русского. Спортсмен-каратист Шай вступился и прогнал обидчиков. Спасенный мальчик благодарил Шая, заглядывал униженно в глаза и просил, чтобы тот стал его другом. На что независимый Шай ответил - никогда. Он вспоминает, что его желание защитить обиженного шло от души, но подружиться с русским он бы не смог.
Позиция откровенного Шая мне представляется типичной, а его отношение к олимам - знаковым. Во всяком случае, мнение не менее наглядное и убедительное, чем публикуемые опросы общественного мнения. Он, как и многие другие сабры, не стал бы обижать, унижать, насмехаться или колотить несчастного мальчишку. При случае, даже защитил бы его. Но - предложение дружбы со стороны убогого посчитал для себя чрезмерным.
Не менее типична и позиция русского мальчика. Ведь после избавления от побоев, посмотрите, с какой силой потянуло его к избавителю, с каким подобострастием просил он о дружбе, как просительно заглядывал в глаза.
Так и напрашивается сравнение с нашей алией, так жаждущей протянутой навстречу дружеской руке израильтянина, взасос мечтающей о признании и братском союзе с колючим саброй.