Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+30+16
Иерусалим
+28+15

Мнения

А
А

Еврейские притчи в современной аранжировке

Eсли подсчитать число семей, чьи дети покинули страну, то окажется, что каждая третья семья репатриантов не досчитается за столом детей, покинувших отчий дом.

26.03.2016
Источник:mnenia.zahav.ru
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

"В каждом поколении должен еврей смотреть на себя так, как будто он сам, лично вышел из Египта".

Может быть, нам только показалось, что бежали мы с насиженных мест прежней нашей родины каждый наособицу, каждая семья по собственному почину, все обдумав и обсудив. Но на самом-то деле мы лишь повторяли древний канон, еврейский ритуал, завещанный нам и записанный в святых книгах.

Скорее всего, напоминала та великая эпопея исхода массовое бегство евреев из ненавистного Египта. Так же как и в историческом образце пережили мы репрессии и гонения, наветы и ограничения. Пережили и десять казней египетских, ниспосланных на режим фараона-диктатора: карточную систему, прописку, стукачество, пятую графу, железный занавес, недружественное окружение, потерю национальной идентичности, отчуждение, наконец, перестройку и распад страны.

Если взглянуть на тот выход-бегство с высоты сегодняшних дней, то поймешь его предопределенность.

Вы помните, как мы удрали оттуда, не понимая, куда и зачем, как лавиной рушились с высот прежней жизни в пустыню нынешней. Как носило нас на волнах без руля и ветрил, пока на берег не выкинуло. Кого оставили там, и какие старые могилы позабыть постарались? Вы еще помните, какие доводы приводились? Вам ничего такая картина не напоминает?

И вот теперь, когда ушли мы из ненавистного Египта, освободились от векового рабства, выдержали годы скитаний по пустыне и достигли, наконец, Земли обетованной. Когда бросили, наконец, якорь в надежной гавани, заматерели, притерлись, жирком обросли и обрели вторую родину - вот теперь, казалось нам, можно и расслабиться.

"Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим".

Теперь, когда собирались мы отдохнуть, вдруг осознали: ждут нас новые испытания, так как вступили мы в зону другого мифа. Именно тогда, когда стали покидать дома наши повзрослевшие дети, поняли мы, что повторяется сюжет другой, известной библейской притчи о блудном сыне.

В христианской версии - младший сын после долгих странствий, после того, как вволю погулял с распутными женщинами и промотал наследство, возвращается в отчий дом. Несмотря ни на что, слепой отец прощает его.

Хасидская версия того же сюжета повторяет библейскую историю злоключений младшего сына. И здесь он возвращается домой, но в еврейском варианте добавлена к рассказу одна потрясающая деталь.

Блудный сын, намыкавшийся на чужбине, промотал там не только состояние, здоровье и честь - он потерял в странствиях самого себя. Блудный сын забывает близких, отвергает семейные традиции и теряет даже родной язык. И вот, потерянный, жалкий, униженный сын, чтобы привлечь внимание отца и дать знать о себе от безысходности начинает вопить.

"Блудный сын не смог даже попросить слуг позвать отца. Тогда он в отчаянии закричал, и старик отец узнал его голос".

И его горестный крик-вопль привлекает внимание отца.

Христианская версия притчи - более понятна, естественна и милосердна, хотя в то же время и более поверхностна. Зато хасидская притча - более беспощадна, волнующа и глубока.

Потому что для христианской версии главное - прощение несчастного сына за грехи. В еврейской же версии главное - наказание за неверность.

Не важно, что в молодости сын грешил, распутничал и потерял своего бога - в конце концов, он же вернулся, значит, будет прощен. Страшно и для семьи, и для потерянного сына, покинувшего родной дом, что, даже вернувшись, он не сможет стать прежним сыном. Ведь потерял он самую важную нить, связывающую его с родными - язык.

Вернемся к нынешним временам и современным притчевым метаморфозам. Это только поначалу казалось, будто решение каждого об исходе конкретно и индивидуально - со временем понимаешь: повторяет оно старую притчу, но только в современной обработке.

Последние данные об израильтянах, покинувших страну, разнятся. Официальные цифры говорят о полумиллионе граждан, покинувших Израиль и живущих за границей. Неофициальные данные, подтвержденные экспертами, насчитывают порядка 650 - 700 тысяч. Из них более 60% выходцы из бывшего Союза, то есть речь идет о двухстах с лишним тысячах новых репатриантах, выбравших себе другую родину.

В процентном отношении - не так страшно. Но если подсчитать, не процент уехавших, а число семей, чьи дети покинули страну, то окажется, что каждая третья семья репатриантов не досчитается за столом детей, покинувших отчий дом.

"И разве из-за того, что он съел кусок мяса и выпил кружку итальянского вина, его вывели, чтобы забросать камнями?"

Остается только дождаться завершающего этапа притчи о блудных сыновьях - возвращения домой - да понять, о какой версии идет речь.

Или вернутся наши дети, плюнув на заморские прелести, простим мы их, как то предписывает христианская традиция, и, прощенные и умиротворенные, мирно заживем дальше.

Или же, растеряв последние остатки достоинства, вернутся к нам дети и внуки падут ниц и завопят, потому что человеческий язык не в состоянии передать всю меру отчаяния.

Есть и третий, самый вероятный сюжет, не предусмотренный старыми мифами-сказаниями-притчами, а написанный жизнью.

Скорей всего, вовсе не дождаться нам возвращения блудных детей, некого будет прощать, некому будет вопить и просить прощения, потому что дети наши и дети детей забудут не только обычаи, пейзажи, традиции и язык, но забудут и отчий дом.

Но беспокоиться о том пока рано, потому что не написана еще новая притча, не передается по наследству седобородыми евреями и не вошла в Агаду история о блудных детях, не вернувшихся домой.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке