Читайте также
"И громко, как торжествующий глухой, я прочитал казакам ленинскую речь. Я читал и ликовал и подстерегал, ликуя, таинственную кривую ленинской прямой". (Исаак Бабель "Мой первый гусь")
Когда-то среди тех, кто баловался игрой в преферанс, бытовала присказка: "Не с чего ходить - ходи с бубен". Чаще всего правило помогало. Недавно я для себя сформулировал правило блоггера: не можешь найти тему - перечитай Бабеля. И что вы думаете - Бабель не подвел.
В первом же рассказе "Мой первый гусь" наткнулся на интересный эпизод. Вы помните, как встретили казаки, бойцы Первой конной армии, вольно определяющего еврея, прикомандированного к ним. Нет, не то, чтобы плохо - отвратительно.
Чем же ответил казакам-антисемитам хилый интеллигент Кирилл Лютов? Как сумел завоевать доверие? Восторженной политинформацией и несокрушимой верой в идеалы коммунизма.
Тот же прием завоевания доверия уже у другой аудитории мы находим у Бабеля, но только в его "Конармейских дневниках". Здесь множество эпизодов, когда бедные евреи обращаются к Кириллу Лютову, как к представителю советской власти, с жалобами: "…старая песня, евреи разграблены, недоумение, ждали советскую власть как избавителей, вдруг крики, нагайки, жиды". Еще бы, они ожидали от красноармейцев защиты и помощи, а получили погромы, насилие и убийства.
Чем же ответил им на просьбу о помощи казак-еврей, славный боец, поднявшийся выше своей национальной принадлежности?
Грамотной политинформацией, восторженными обещаниями будущей прекрасной жизни.
"Меня обступил целый круг, я им рассказываю о ноте Вильсону, об армиях труда, еврейчики слушают, хитрые и сочувственные улыбки".
Получается, что изящный прием отвлечения, увода от грубой действительности к сладким грезам, акцента на общие типические закономерности в отличие от единичных и случайных примеров - именно такой прием и был задействован еще 100 лет назад.
Что самое интересное: тот же прием манипулирования людьми продолжает безукоризненно действовать до сего дня.
Хотелось бы только заметить. Если в первом случае, в эпизоде с казаками, еврей Бабель обманывал, прежде всего, самого себя. Ведь прекрасно понимал, что задушевными разговорами да преданностью коммунизму антисемитские казацкие натуры не переделаешь. Зато с жалующимися евреями, доведенными до отчаяния, коммунист Бабель знал, как поступить - навесить лапшу на уши да на длинные носы. Ведь прекрасно понимал, как далеки от практики идеи Ленина.
Теперь, когда взаимоотношения евреев у Бабеля интересуют лишь литературоведов, когда события нынешние вытеснили прошлые - вдруг выясняется, что ничего нового в своем отношении к миру еврейский ум не придумал.
"Не дай бог Сандерс станет президентом, он будет худшим врагом государства, иранцы ему в подметки не будут годиться". (В. Старок)
Недавно резанула слух фраза, случайно брошенная в одной программе о претенденте на пост президента США, еврея по происхождению, Берне Сандерсе. "Израиль проиграет, если гонку выиграет он", - так было сказано. Причем, сказано уверенно, как будто никого не удивляет такая позиция демократа и социалиста Сандерса, борца с олигархами и участника социальных протестов.
Для Берни Сандерса главной темой его кампании являются дела внутренние: социальные вопросы, бесплатное высшее образование, медицинское страхование для всех, помощь малоимущим слоям, легализация марихуаны и однополых браков, борьба с выбросами в атмосферу парниковых газов. Потому еврейская тема не то, чтобы занимает второстепенное место в его обширной программе - она попросту отсутствует.
Из интервью журналиста Шауля Резника с профессором Бар-Иланского университета Эйтаном Гильбоа.
- Вопрос: "Что ожидает Ближний Восток, если президентом США станет демократ?"
- Ответ: "Берни Сандерс демонстративно фокусируется на внутренних проблемах страны и самоустраняется от внешней политики США. В случае победы на выборах он будет выступать за сокращение бюджета Министерства обороны. У Сандерса нет четкой позиции по Ближнему Востоку, он уклоняется от соответствующих вопросов журналистов".
На претензии американских евреев за его равнодушие к проблемам Израиля, за то, что он игнорирует вопросы антисемитизма, еврей Берни Сандерс ответит так же, как ответил в свое время еврей Кирилл Лютов несчастным евреям: "Я говорю - будет, все идет к лучшему, моя обычная система, в России чудесные дела - экспрессы; бесплатное питание детей, театры, интернационал. Они слушают с наслаждением и недоверием".
"Лев Маркович - это эталонный либерал, всю жизнь провел в этом "Яблоке", постоянно делает свои депутатские запросы, раздувает скандалы".
С вашего разрешения, от еврея-социалиста Берни Сандерса перейдем к еврею-либералу Льву Марковичу Шлосбергу. Люди разные, страны разные, одинаковы лишь подходы. Как тот, так и другой - носители собственной еврейской правды, правды разоблачительной, обличительной, наступательной, либеральной, общечеловеческой.
Как Берни Сандерс, сенатор-демократ, болел всем сердцем за множество самых важных вопросов современности, начиная от защиты прав гомосексуалистов, заканчивая правами несчастных мигрантов, так и Лев Маркович, бывший депутат Псковского городского совета, поражал регион своей гиперактивностью. "Когда я пришел в собрание, я стал интересоваться всем. Я интересуюсь бюджетом, экономической политикой, законодательством, конкурсами на государственные муниципальные закупки. Я в год подписываю несколько сотен депутатских запросов".
Почему-то общественному деятелю, развившему столь бурную деятельность, не приходила в голову простая мысль: не отразятся ли его инициативы на еврейской общине? Не разожжет ли он своими разоблачениями антисемитские настроения?
Кстати, в одном интервью с уважаемым деятелем резануло замечание о таком факте его биографии. Однако несгибаемый и бесстрашный борец с коррупцией, фанатик правозащитного движения находит "убедительный" контрдовод: "Был момент, когда ситуация в Пскове была напряженной, и два известных еврея из числа элиты общины, приехали ко мне и прямо сказали, что они недовольны моей публичной политической деятельностью, так как она раздражает нацистов и может создать угрозу всей общине. Рекомендовали вести себя потише. Я отправил их читать Конституцию".
Подвожу итог: со времен Бабеля и до наших дней евреев-активистов интересовали, прежде всего, общие гуманитарные богоборческие и судьбоносные проблемы. Следовало спасать человечество, свергать диктаторские режимы, бороться с несправедливостью и выставлять напоказ страшные язвы коррупции. Главным было прокричать: я демократ, либерал, мои взгляды широки, а помыслы чисты и благородны.
Свое же еврейство можно было до поры до времени забыть, еврейские проблемы - игнорировать, на еврейские вопросы не отвечать и объявить свою таинственную кривую правду самой верной и безукоризненно прямой. Потому что любую ситуацию следует рассматривать не с узких националистических высот - а с высоты орлиного полета, с широких позиций либерала.