Zahav.МненияZahav.ru

Суббота
Тель-Авив
+24+17
Иерусалим
+24+12

Мнения

А
А

Иран больше не под санкциями

Если Тегеран не захочет сбросить свою нефть по минимальным ценам, его выход из-подсанкций не несет России особого вреда. Наоборот - иранцы будут еще больше заинтересованы в хороших отношениях с Москвой.

18.01.2016
Источник:Эксперт
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

Если Тегеран не захочет сбросить свою нефть по минимальным ценам, его выход из-подсанкций не несет России особого вреда. Наоборот - иранцы будут еще больше заинтересованы в хороших отношениях с Москвой.

Иран выполнил все свои обязательства по сокращению масштабов ядерной программы. 16 января МАГАТЭ формально подтвердило этот факт, после чего прозвучало заявление в Вене Федерики Могерини, верховного представителя ЕС по иностранным делам. По словам Могерини, которые передает ТАСС, международные и односторонние санкции с Ирана снимаются. Связанные с ядерной программой Ирана санкции Совета Безопасности ООН также сняты, отметила глава дипломатии ЕС. Это стало результатом переговоров о Совместном всеобъемлющем плане действий (СВПД) по иранской ядерной программе. 16 января отныне и будет днем имплементации этого соглашения.

Теперь очередь США выполнять свою часть сделки. То есть снимать санкции с Ирана. Конечно, не все - например, те ограничения, которые могут быть сняты решением американского Конгресса, остаются в силе. Ни для кого не секрет, что Капитолий был категорически против ядерной сделки, и Барак Обама едва-едва наскреб нужное количество голосов для того, чтобы не дать конгрессменам возможность преодолеть президентское вето и сорвать сделку. Однако того, что Обама может снять своим решением, иранцам достаточно. После снятия санкций Тегеран должен получить доступ к замороженным активам на своих зарубежных счетах (то есть, по оценке американского Министерства финансов, примерно к 50 млрд долларов). Кроме того, Европа должна снять с Ирана нефтяное эмбарго, что по сути уже объявлено Могерини, а американцы разрешат европейцам инвестировать в иранскую экономику, а также продавать Ирану высокие технологии.

Уже когда 16 января стороны собирались для формального обсуждения в Вене, иранцы уверяли, что снятие санкций произойдет в тот же день. «Это хороший день для иранского народа и всего региона», - заявил министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф по прибытии в австрийскую столицу. И как сообшают СМИ, представители компаний Total и Shell незадолго до этого уже прибыли в Тегеран для обсуждения технических вопросов по организации экспорта иранской нефти в Европу.

А вот что произойдет дальше, большой вопрос. Особенно на нефтяном рынке. У Ирана хранятся десятки миллионов баррелей. Некоторые эксперты опасаются, что если иранцы решат выбросить их на рынок, да еще и со скидкой, цена на нефть может рухнуть сразу на несколько долларов. Однако такой сценарий маловероятен - иранцы как люди прагматичные не хотят продавать свою нефть за бесценок, да и срочной нужды в дополнительных средствах у них нет (особенно учитывая, что они получают доступ к замороженным активам). Поэтому никаких критических последствий для рынка, скорее всего, не будет. «Отмена санкций в отношении Ирана приведет к краткосрочному падению цен на мировых торговых площадках за счет эффекта паники. Если говорить о том, насколько поставки дополнительных объемов способны разбалансировать рынок, то 0,5 млн. баррелей в значительной степени уже «учтены» участниками рынка», - считает сопредседатель киевского Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. Нефть уже упала в последние дни, и одним из факторов было именно ожидание выхода Ирана из-под санкций. Понятно, что восстановление цены до адекватных позиций зависит не от Тегерана, а от страны, находящейся на противоположном от него берегу Персидского залива.

Баланс сохранится

В России выход Ирана из-под санкций воспринимают неоднозначно. С одной стороны, можно перевести дух - регион избежал большой американо-иранской войны. Более того, возвращение Ирана в мировую экономику и нежелание иранцев снова быть от нее отрезанным делает внешнеполитическое поведение Исламской республики более взвешенным. Взять хотя бы недавнюю ситуацию а американскими моряками, заплывшими в иранские воды - еще 10 лет назад иранцы бы устроили из этого образцово-показательное шоу, с судом над нарушителями и общенациональными митингами протеста. А сейчас ограничились лишь унизительной съемкой моряков и недолгим задержанием, после чего без шума выдворили их в нейтральные воды.

С другой стороны, некоторые российские эксперты утверждают, что после завершения американо-иранского ядерного соперничества, возобновления ирано-европейской торговли, а вместе с ней и инвестиционных взаимоотношений, Кремль Тегерану будет больше не нужен. Ведь в иранскую столицу прибыли представители не только Shell и Total, но и других западных компаний, которые рассчитывают на возобновление торгово-экономических отношений. Таким образом зависимость Ирана от особых отношений с Россией снимается, клиент в лице иранского рынка уезжает. Однако все не так просто.

Во-первых, ядерная сделка и снятие санкций с Исламской республики не означает прекращение конфликта между коллективным Западом и Тегераном. Против такого сценария выступают влиятельнейшие силы как в США, так и ИРИ. В Америке это, прежде всего, отстаивающие интересы Эр-Рияда, Тель-Авива и собственные фобии американские конгрессмены. Решение Барака Обамы избежать войны с Ираном и добиться ограничений на его ядерную программу мирным путем, было ими названо капитуляцией. А если американский президент еще и заявит о намерении полностью нормализовать отношения с Ираном, то ему попросту могут устроить Мартовские иды.

В Иране же против полномасштабной нормализации выступает само верховное руководство страны в лице рахбара Али Хаменеи. Большая сделка подразумевает отказ от антиамериканизма, к которому так привыкли иранские аятоллы. Более того, большая сделка откроет для иранцев внешний мир, и может привести либо к требованию «перестройки», либо, не приведи Аллах, к Тяньаньмыню.

В результате даже после начала имплементации американо-иранской ядерной сделки у России сохраняется весьма широкое пространство для маневра, а также серьезные возможности для отстаивания своих интересов. Если, конечно, Кремль удержится от искушения упростить внешнеполитическую реальность и встать на иранскую сторону в конфликте между Тегераном и Эр-Риядом.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке