Зов крови. Зов крови? Зов крови!
Фото: Мы здесь!
Зов крови. Зов крови? Зов крови!

"Он отдал свою душу евреям" 

На военном кладбище в Нетании есть одинокая могила. Не заброшенная, нет. На военных кладбищах Израиля нет заброшенных могил – одинокая. К ней не приходят родственники покойного. Почему – об этом ниже. К ней не приходят боевые товарищи героя. Почти все они умерли или глубокие старики. 

На могиле этой написано: "Барух Мизрахи, сын Сарры и Авраама, Родился в Цфате, погиб в бою в Дженине 9 Нисана 5708-го, в 22 года. Да будет его душа вплетена в цепь живых". 

... Человек, останки которого лежат в могиле на военном кладбище, родился в известной и состоятельной арабской семье. Звали его Хамуда Абу эль-Эньян (в официальных документах Мухаммад Ахмад Эньян). Учился в государственной арабской школе. Но в 14 лет перешел в еврейскую школу "Альянс"... 

Многие из нас могут припомнить, как кого-нибудь из их нееврейских родственников, друзей, соучеников, знакомых вдруг начинало почему-то тянуть к евреям... Каждый объясняет это по-разному... 

Родители Хамуда негодовали, старались вразумить сына. Ничего не помогло. Мало того, парень решил установить контакт с движением "Бейтар". Евреи подозревали его в шпионаже и точно так же, как родители, пытались вразумить его и били. 

Но ни родителям, ни бейтаровцам не удалось сломить упрямого арабского подростка. После смерти матери в 1943 году (некоторые говорили о ее еврейских корнях) и угрозы отца убить непокорного сына, если он не перестанет дружить с евреями, Хамуда порвал с родными – решил стать евреем. 

Мухаммад прошел гиюр (обряд перехода в иудаизм) в Хайфском раввинате. Рав Барух Маркус дал ему традиционное для новообращенных евреев имя: Авраам, сын Авраама и Сары. Но Хамуде не понравилось это имя. Оно указывало на "нового еврея" и подвергало его риску опознания. Мухаммад взял себе другое – Барух Мизрахи. "По мне видно, что я не ашкеназский еврей. Если бы я назвался Эфраимом Гольдманом, люди бы задавали вопросы. А Барух Мизрахи вопросов не вызовет", – говорил он друзьям. 

После перехода в иудаизм Барух Мизрахи стал бейтаровцем и вскоре присоединился к подпольной организации ЭЦЕЛь – участвовал в боевых операциях против британских властей. 

Вот что удалось узнать из статей в Интернете о дальнейшей жизни и смерти Баруха Мизрахи. "В 1945-м Баруха арестовывает полиция, он проводит несколько месяцев в Латруне, затем его депортируют в лагерь для заключенных в Эритрее. Его родственники договариваются с английскими властями об освобождении в обмен на возвращение к исламу и к семье. Но он отказывается: "Я не предам свой народ и свою Родину". 

17 января 1946 года суданские часовые открывают огонь по заключенным – двое убитых, 12 раненых. Среди тяжелораненных - Барух. "Я потерял документы о гиюре. Если умру, позаботьтесь, чтобы меня похоронили как еврея", - просит он главного раввина Израиля Ицхака Герцога, посещавшего лагерь зимой 1946-го. 

После выздоровления Барух Мизрахи участвует в подготовке туннелей для побега. В декабре 1946 года он был освобожден, возвратился в Эрец-Исраэль и снова участвовал в операциях ЭЦЕЛя. 

Семья теряет всякую надежду вернуть Мизрахи и, чтобы "смыть позор предательства", устраивает несколько покушений на его жизнь. "Хамуда еще попадет к нам в руки и умоется кровавыми слезами", - говорил его отец. 

Через несколько месяцев Баруха Мизрахи снова арестовали, но затем выпустили, обязав ежедневно отмечаться в полиции. В это время он присоединяется к поселенческому ядру "Марголин", из которого в дальнейшем вырастет поселок Нордия близ Нетании. Как и везде раньше, Мизрахи находит общий язык со всеми. Его все любят, он шутник и душа компании, работает за двоих, помогает всем и при этом строго соблюдает все заповеди иудаизма. К концу 1947 года Барух Мизрахи действует в арабском отделе ЭЦЕЛя. Его происхождение (знание языка и обычаев) помогают ему добывать ценную информацию. 

В начале Войны за независимость, весной 1948 года Барух Мизрахи предлагает взорвать штаб "Армии спасения" Фавзи аль-Каукджи* в Дженине. 18 апреля он садится в арабский автобус и едет в этот город. Перед въездом в Дженин люди Каукджи останавливают и проверяют автобус. 

Один из них, арабский полицейский из участка в Бейт-Лиде, опознал Баруха Мизрахи. Его избили, связали и увезли в деревню Джаба. Вместе с Барухом арестовали трех пассажиров, с которыми он разговаривал по дороге. В Джабе военно-полевой суд приговорил всех к смертной казни. В тот же день их расстреляли... 

На следующий день ЭЦЕЛь выпустил сообщение: "Командиры и солдаты Национальной Военной Организации отдают честь своему брату, убитому арабскими бандами во время выполнения боевого задания за линией фронта". 

Место захоронения Баруха было неизвестно. Ему установили памятник на участке пропавших без вести кладбища на горе Герцля в Иерусалиме. 

А как же могила на военном кладбище в Нетании? Чьи останки похоронены в ней? 

... После Шестидневной войны, когда Самария перешла под контроль Армии обороны Израиля, друзья отыскали место захоронения Баруха Мизрахи. Его останки опознали по следам ранения и золотому зубу. Девятого октября 1969 года Барух Мизрахи с воинскими почестями был похоронен на военном кладбище в Нетании (на снимке). Бывший командир ЭЦЕЛя и будущий премьер- министр Израиля Менахем Бегин произнес надгробную речь, которую Янкеле Дитковски, друг Баруха, подытожил одной фразой: "Он отдал свою душу евреям". 

Памятная табличка в честь Баруха Мизрахи установлена и в Мемориале восьми павших бойцов ЭЦЕЛя в поселке Нордия. 

Почему Мухаммад стал Барухом? 

Что это было? Безумный поступок? Мистическое озарение ? Или то, что часто называют расплывчатым и не очень четким термином "зов крови"? 

Принято считать, что большинство евреев покинуло Эрец-Исраэль после неудачного восстания Бар-Кохбы в 136 г.н.э. Однако часть потомков оставшихся евреев все еще здесь, хотя и вынуждены были через много лет принять ислам. 

Теория эта не нова. Сто лет назад лидеры сионистского движения Давид Бен-Гурион и Ицхак Бен-Цви писали: "Если мы исследуем происхождение феллахов (арабских земледельцев), то нет никаких сомнений, что у большинства из них в жилах течет еврейская кровь". Авторы подразумевали, что эти евреи настолько любили землю, что ради нее готовы были отказаться от своей религии. По всей вероятности, речь идет об указе халифа аль-Хакима, изданном в 1012 году. Халиф приказал не мусульманам либо принять ислам, либо покинуть землю Израиля. Предполагается, что многие евреи выбрали первое, хотя часть из них продолжала практиковать иудаизм. 

Но не только у палестинских феллахов можно найти еврейские корни. Например, у бедуинов. Вождь племени Суарка, насчитывающего несколько тысяч человек на территории Негева и Синая, несколько лет назад рассказывал: "Мы – евреи. У наших предков не было иного выбора, как сменить веру. Это было столетия назад... Я помню, мои мать и бабушка не зажигали огня по субботам и имели особую микву. Каждый вокруг знает, что мы – евреи". 

Бедуины, жители деревни к востоку от Хеврона, помнят, как их дедушки и бабушки ставили свечи на могилах, разрывали одежду и устраивали семидневную "шиву" (траурное сидение) по покойнику. 

Даже в наши дни обрезание мальчикам они делают согласно законам иудаизма – на восьмой день. На дверных рамах во многих домах деревни видны следы от мезуз. 

Самый влиятельный клан в Хевроне – Аль-Джабри. Члены этой семьи много лет, с прошлого и позапрошлого веков управляли и управляют городом праотцев. Один из представителей клана уже в наши дни перешел в иудаизм и, приняв имя Яаков Бен-Давид, стал активным деятелем правого движения "КАХ". 

Фамилии некоторых палестинских арабов имеют явные еврейские корни. Например, известное семейство пекарей их Яффо носит фамилию Абулафия и считает своим предком знаменитого испанского каббалиста 13-го века раввина Авраама Абулафию. В Газе есть клан Абу-Хациров и семья Эльбаз, предки которой эмигрировали сюда из Марокко. Вокруг Хеврона живут многочисленные Дауды (Давиды), в Дженине – Альмоги. А в Иордании есть около четырех тысяч Коэнов. 

Некоторые специалисты-генеалоги утверждают, что и король Фейсал I** по материнской линии происходит от принявших ислам евреев, которые жили на территории нынешней Иордании. 

Профессор Ариэла Оппенгейм из медицинской лаборатории "Адасса" при Еврейском университете, провела международное генетическое исследование, которое, по ее словам, "подтвержает еврейско-арабское генетическое сходство...". 

"Установлено, - говорит профессор, - что еврейское население генетически удивительно близко арабам, живущим здесь, в Израиле... Понятно, что все мы из одной семьи. (По оценкам специалистов-генетиков, у 60-85 процентов арабов, жителей Эрец-Исраэль, еврейские предки – В.Х.) Но, к большому сожалению, даже внутри семьи бывают конфликты, а иногда и братоубийства. Я очень хочу, чтобы пришло Искупление, но с грустью думаю, что это вряд ли произойдет", – подытоживает Ариэла Оппенгейм. 

------------------- 

*) Фавзи аль-Каукджи (1890, Триполи, Ливан – 5.06.1977, Бейрут) - арабский военный и политический деятель. Выпускник турецкого военного училища. Участник ряда восстаний в странах Ближнего Востока. Командующий Арабской освободительной армией в ходе первой арабо-израильской войны (1947-1949).

**) Фейсал I ибн Хусейн (20.05.1883, Таиф, Саудовская Аравия – 8.09.1933, Берн, Швейцария). Основатель и первый король современного Ирака, первый и последний король Сирии. В годы Первой мировой войны командовал арабскими частями в составе экспедиционного корпуса английского генерала Алленби, воевавшего против турок. Со временем стал главнокомандующим арабской армии. Фельдмаршал иракской армии и адмирал флота. Отец – Хусейн бен Али. Мать – Абдия бинт Абдула. 

counter
Comments system Cackle