Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+26+17
Иерусалим
+24+12

Мнения

А
А

Между израильтянином и евреем

Первое, что так поражает евреев, эмигрировавших или поднявшихся в Израиль: как не похожи израильтяне на евреев. И дело здесь не только в другом языке, не только в ментальных отличиях. Здесь что-то другое.

19.12.2015
Источник:mnenia.zahav.ru
Zahav.ru mnenia.zahav.ru

Читайте также

- Кто такие израильтяне? 

- Это те, кто уже не евреи, но пока еще не арабы. 

 (Ивон Козловски-Голан

Первое, что так поражает евреев, эмигрировавших или поднявшихся в Израиль: как не похожи израильтяне на евреев. И дело здесь не только в другом языке, не только в ментальных отличиях, не только в разных государственных системах, даже не в воспитании и тем более не в бацилле ленинских идей да сталинских норм, которыми мы были инфицированы. 

Здесь что-то другое. 

Разница между евреями и израильтянами в представлении новых репатриантов - это пропасть непонимания, это разрыв мировоззрений, это расхождение взглядов и несовпадение вкусов. 

Однако после нескольких лет совместного проживания понемножку начинаешь понимать: израильтяне эту разницу не просто ощущают - они ее всегда подчеркивают. 

Отношение израильтян к упавшим на их голову евреям - это взрывная смесь. Легко воспламеняющийся состав, куда включены разные компоненты: раздражение, непонимание, пренебрежение, насмешка, устойчивые штампы и мимолетные впечатления. Причем, взорвать эту адскую горючую смесь можно в любой момент. И тогда еврей-репатриант обернется шутом гороховым, которого можно выставлять в витрине и показывать детям: "Смотрите дети, вот он, - убогий, жалкий, несчастный, всеми обижаемый, забитый, дафук, шлемазл, мискен, шмендрик, шмок, лузер, шнорант, щтинкер, пацлуах, кликер, зевель, сабон..." (Марьян Беленький)

И самое смешное, когда еврей, который ютится на съемной квартире, выживает невесть как и работает неизвестно за что, которого абориген почитает за фраера - гордо именует себя израильтянином. Перефразируя старую пословицу: "Курица не птица - репатриант не человек, то бишь, не истинный израильтянин". 

"Недавно нас в Нью-Йорке посетила племянница, родившаяся и выросшая в Израиле. Она нам прямо заявила: "Я - не еврейка. Я - израильтянка". (Ивон Козловски-Голан)

Второе открытие поражает нас еще больше - оказывается, в самом Израиле идет постоянная борьба между старожилами: израильтянами-израильтянами и израильтянами-евреями. Одни всячески подчеркивают свой исраилизм - другие афишируют еврейство. 

Вспомните реплику Шимона Переса после победы Нетаниягу на выборах в 1996 году: "Евреи победили израильтян". Конечно, престарелый политик говорил не о евреях-репатриантах, победивших местных аборигенов. Говоря о евреях, он имел в виду правых израильтян, религиозных поселенцев, идеалистов-сионистов. 

Именно такими и рисуют еврея левые журналисты. С одной стороны, конечно, вспомнят и о еврее галута, репатрианте, мало что понимающего в израильской политике. Но чаще имеют в виду местных евреев - бородатых поселенцев, живущих в своем замкнутом мире и оторванных от насущных проблем. После теракта в Париже и призыва к французским евреям репатриироваться в Израиль, израильский публицист Рогель Альпер нравоучительно обращается к ним: "Евреи Франции, оставайтесь во Франции. Нет Бога, и он не назначил вас избранным народом, и он не обещал вам Землю Израиля. Здесь у вас нет прав. Израиль прекратил быть государством евреев. Сионистский проект мертв".

Так как "сионистский проект мертв", кому же нужна алия, зачем стремиться в Израиль и ни к чему евреям превращаться в израильтян. Можете себе представить, призывая зажиточных евреев Европы не приезжать в Израиль, что сказал бы Рогель Альпер, обращаясь к евреям из России по поводу репатриации. 

"В малом бою на политическом фронте евреи, действительно, победили; но войну в целом они израильтянам проиграли". (Моше Фейглин)

Не нужны евреи в Израиле левым, но вот правые, подчеркивающие свое еврейство, живущие еврейскими традициями, тоже, как оказалось, не в восторге от репатриантов. Как же, эти нечистые, не кошерные, насвиняченные, не соблюдающие священные заповеди "русские" лишь мешают и путаются под ногами. 

Вспомним, сколько скандалов на нашей памяти было, сколько неприятных эпизодов в Кнессете, сколько неэтичных высказываний со стороны уважаемых раввинов. Вот и последний случай с Ксенией Светловой показал, как относится религиозная публика к русскоязычным депутатам Кнессета. 

Хотя нет такого правого журналиста, который бы всячески не подчеркивал своего еврейства. Моше Фейглин, чье высказывание об израильтянах победивших евреев столь красноречиво рисует его пристрастия, в той же статье продолжает: "Процесс выживания евреев с их земли и выкорчевывания еврейского национального самосознания посредством Арафата и "палестинского народа" - то, что принято называть эвфемизмом "мирный процесс" - по-прежнему идет полным ходом".

"Еврейство", "еврейский самосознание", еврейский дух", "еврейские ценности" - такими терминами так и пестрят статьи правых. Но имеют-то в виду они не живых евреев, рассеянных по всему миру, а библейских идеальных праотцов, наследниками которых религиозные израильтяне себя мнят. Нет, они не связывают свое еврейство с галутными евреями - они говорят лишь о связи с божественной Книгой, где нет разницы между евреями и сынами Израиля. 

"Но понятно, что Израиль - это разочарование". (Амос Оз)

Но самое странное явление, когда в душе обычного сабры вдруг открываешь две ипостаси: израильтянина и еврея. Почитайте Меира Шалева или Амоса Оза и вы поймете - в израильтянине борются две силы. Бывший еврей с наслаждением и страстью, мучительно и яростно выдавливает из себя еврейство. Пока еврей, наконец, не превратится в настоящего израильтянина. И здесь-то наступает катарсис - вместо ожидаемого наслаждения его ожидает чувство потерянности и разочарования. Об этом и пишет Амос Оз: "Единственный путь, чтобы твоя мечта осталась жива, цела и невредима, в том, чтобы никогда не воплощать ее в жизнь. Как только мечта воплощается, вы всегда ощущаете привкус разочарования". 

Амос Оз точно описал чувство разочарования израильтянина, только напутал с объектами. Ему казалось, будто разочаровался он в новом Израиле - нет, разочаровался он в самом себе. Потому что строили Израиль евреи, как великую мечту, но выстроили Израиль - жилой дом для израильтян. Вот и плачет в душе писателя задавленная и уничтоженная еврейская половинка.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке