Почему евреи и арабы должны жить вместе?
Фото: mnenia.zahav.ru
Почему евреи и арабы должны жить вместе?

Дискуссия, развернувшаяся вокруг права арабских граждан участвовать в розыгрыше земельных участков, выделенных для строительства частных домов в новом квартале Афулы, как обычно, привела к взаимным обвинениям в расизме. 

При этом были проигнорированы действительно важные аспекты этой истории. Корень проблемы в данном случае лежит в системе городского планирования в Израиле, а точнее – в отсутствии этой системы, как таковой. 

Увы, в нашей стране нет настоящих городов, за исключением, пожалуй, Тель-Авива. В министерстве внутренних дел не рассматривают городское развитие как формирование широкой культурной среды обитания, ограничиваясь стандартными муниципальными нуждами. Ведь что такое город? Прежде всего – перекресток культур, вкусов, красок. Место, где люди торгуют, творят, учатся и проводят досуг посреди разнообразия, которое формируют различные группы населения.

Так возникли те самые города, по которым мы так скучаем после поездок за дальние моря. Безликий пригород, сформированный в стиле «Построй себе дом»,  - полная противоположность тем настоящим городам, о которых я пишу выше. В нем не только не происходит ничего из того, что я упомянул (торговля, учеба, досуг, творчество), но, напротив, такой безликий «город» становится смертельной ловушкой для его жителей, рассадником разных бед.

Большая часть наших «городских» населенных пунктов фактически представляет собой смесь однотипных микрорайонов с гомогенным населением. И в этом корень проблемы. С момента создания государства мы строили «города» для ультраортодоксов, «города» для религиозных евреев, «города» для арабов.  Проверенный рецепт для социального вырождения и самоизоляции. Такой населенный пункт просто нельзя назвать городом. В лучшем случае это огромная деревня, разросшаяся до циклопических размеров. Кварталы коттеджей в Афуле, о которых идет речь, являются продолжением этой тенденции.

Вместо того, чтобы укрепить населенный пункт изнутри, превратить его в место притяжения для молодежи, для предпринимателей из разных групп населения, которые будут торговать в городе, инвестировать средства в городские проекты, его разваливают, строят разделительные барьеры между его жителями. Так вновь и вновь создаются отдельные города-спальни для евреев и арабов. Единственный способ продвигать вперед идею сосуществования между народами, между секулярными и религиозными гражданами – это делать наши города более плотно заселенными, создавать условия для постоянного общения между разными группами населения. Не нужно этого бояться. В конце концов все хотят одного – справедливости и равенства возможностей.

Поэтому правы те, кто обвиняют афульских протестантов в лицемерии. В то же время, если все граждане государства имеют равные права и действительно нет никаких причин не допускать арабов к участию в розыгрыше земельных участков в Афуле, то и у яффских арабов нет никаких причин возмущаться тому, что в их кварталах селятся религиозные евреи. Но мы, разумеется, знаем, что дела обстоят иначе. Лицемеры используют слово «расизм» лишь тогда, когда это им удобно и выгодно.

Яффо не является «арабским» городом, как и Афула – «еврейским». И даже Умм эль-Фахм не является «арабским» городом. Все это израильские города, в которых может преобладать либо еврейское, либо арабское население. Пришло время изменить существующий подход. Государство Израиль не обязано помогать арабским гражданам решать проблемы жилья только в тех городах, где они составляют большинство. Нужно стимулировать арабских граждан Израиля селиться в любых населенных пунктах страны, там, где есть возможность обзавестись жильем. В то же время еврейские граждане вполне могут селиться и в Умм эль-Фахме.

Зив Тедхар, NRG

Источник: Курсор
counter
Comments system Cackle