Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+41+20
Иерусалим
+36+16

Мнения

А
А

Дни раздора

Все чрезмерное - вредно. Даже память о лидерах. Нам ли этого не знать! Старожилы помнят столетний юбилей Ленина, вместо волны почитания к вождю вызвавший огромное количество анекдотов.

05.11.2015
Источник:Луч
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

В Израиле подходит к концу традиционный (вот уже проводимый в девятнадцатый раз) неофициальный "фестиваль имени Рабина". Кульминацией его стал стотысячный (пятидесятитысячный - это в зависимости от того, кто "считает") митинг на площади "имени его имени" в Тель-Авиве. Почему я называю фестиваль неофициальным, ведь сами многочисленные мероприятия вполне официальные? И даже слишком официальные, переходящие в формальные. Просто название это - "фестиваль Рабина" не является официальным, и укоренилось в общественном сознании с легкой (или тяжелой) руки крайне правых публицистов и политиков. Должен с огорчением "левака" признать, что название это достаточно точно отражает происходящее.

А официально все это называется днями памяти Рабина. Увы, нет ничего более идиотского, чем благие намерения идеологического толка. Соратники Рабина вскоре после трагической гибели премьера решили, что нельзя дать народу забывать об этом трагическом эпизоде нашей истории, вроде как о дне разрушения Храмов Израилевых - 9 ава. Правда, нас не призывают соблюдать траур, не закрывают кафе и рестораны, не отменяют развлекательных мероприятий, но проводят обязательные уроки Рабина в школах, и используют средства массовой информации в "датских" (от слова "дата") целях. А заодно предполагалось использовать эти дни не только для сохранения памяти о Рабине (собственно, никто его и забывать не собирался, да и наша история еще не настолько длинна, чтобы забыть человека, бывшего премьер-министром), но и (причем, это, разумеется, главное!) для пропаганды взглядов убиенного лидера.

И с благой первой целью и не очень благой целью, которая "заодно", учредили специальным законом День памяти Рабина. Все бы ничего, но с годами этот День растянулся во времени, и теперь охватывает период от даты убийства Рабина по григорианскому календарю до даты по календарю ивритскому (или наоборот, в зависимости от конкретного года и причуд лунного календаря). Такое впечатление, что в Израиле никак не могут определиться, какую именно из этих дат считать официальной. Словно премьера нашего убивали дважды: сначала по одному календарю, а потом по другому. Иногда, благодаря календарным прихотям, "фестиваль" растягивается на пару недель.

Но парадокс общественного сознания и законы средств масс-медиа вывернули благородную вроде бы идею наизнанку. Уже спустя несколько лет все, что касается Ицхака Рабина, было затерто до дыр. Да и немудрено. Учения Рабин не создал, научных и литературных трудов после себя не оставил, даже его любовниц, желающих поделиться мемуарами, либо не было вовсе, либо уже не осталось в живых. А соглашение Осло, увы, уже не актуально. Так что и говорить вроде бы не о чем.

Осталась только "Шир а-шалом". "Песня мира", которую пел Рабин с товарищами на трибуне за несколько минут до гибели, в эти дни звучит чуть ли не из утюга.

Скажите, почему надо так широко отмечать дату убийства? Если бы Рабин умер своей смертью, разве стали бы его поминать ежегодными митингами? Даже дату смерти основоположника Давида Бен-Гуриона отмечают только вполне скромной церемонией "азкары" по еврейскому календарю. Значит, по существу, это не день памяти Рабина, а день памяти убийства, или, еще точнее, день, когда все вспоминают Игаля Амира, которого следовало бы забыть, как забыли Рудольфа Гесса в тюрьме Шпандау, чтобы вспомнить только по случаю его смерти.

Разве мы этого хотели? Ох уж это принудительное воспитание! Русская пословица говорит: "Заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет". Вот так и произошло с поклонниками Рабина, стремящимися сотворить из хорошего и непростого человека Ицхака Рабина суррогат бога. Где, в какой стране через двадцать лет после смерти главы правительства народ стоит в минуте молчания на стадионах и в школах? Даже после смерти Сталина на следующий год никто не застывал в траурном молчании. И дня памяти Джона Кеннеди тоже нет, хотя его смерть была для американцев не меньшим шоком, чем для нас - убийство Рабина.

Все чрезмерное - вредно. Даже память о лидерах. Нам ли этого не знать! Старожилы помнят столетний юбилей Ленина, вместо волны почитания к вождю вызвавший огромное количество анекдотов. Всех их можно было объединить под заголовком "Остоюбилеило". Тут тебе и трехспальная кровать "Ленин с нами", и мемориальная доска "Здесь В.И. Ленин скрывался от Н.К.Крупской", и..., и..., и... Может быть, именно тогда и начался отсчет краха социализма и СССР.

На другой день после убийства Рабина газеты в Израиле на разные лады повторяли банальную фразу: "Сегодня мы проснулись в другой стране". Но вот прошло 20 лет и оказалось, что страна у нас все та же: слегка истеричная, раздробленная на яростно спорящие лагеря. День памяти Рабина задумывался как "день национального единства". Да, все вменяемые граждане - и левые и правые осуждают политическое убийство Рабина. Но, очевидно, наше общество состоит в основном не из очень вменяемых. И вместо национального единства у нас день памяти Рабина превратился в день национального раздора. Я читал, что некоторые правые даже не хотели посылать детей в школу на "промывание мозгов" на "рабинских уроках".

Опрос, проведенный среди представителей национально-религиозного лагеря, показал, что 55% опрошенных вообще считают, что Игаль Амир не убивал Рабина. И это ведь касается не только "вязаных кип"! Однозначным диагнозом психической болезни общества (причем всего общества) является результат опроса, проведенного газетой "Маарив", показавший, что треть израильтян верят в конспирологические теории убийства Рабина, а 20% вообще не верят в то, что Ицхака Рабина убил Игаль Амир. Не зря говорят, что даже в случае, если в постели с чужой женой вас застукает ее муж, надо отрицать все. В Израиле есть, по меньшей мере, 20% шансов, что муж вам поверит.

Более того, оказалось, что с годами Игаль Амир и сам присоединился к этим 20%, похоже, убедивших его, что он премьера вовсе не убивал. То есть тут уже явно отдает шизофренией.

По странному совпадению (ехидная муза истории Клио горазда на такие шутки), в дату убийства Рабина - 4 ноября, россияне отмечают праздник, который называется "День народного единства", тоже превратившийся в "день народного раздрая". Туту тебе и отдельный "Русский марш" воинствующих русских националистов в многонациональной стране, и демонстрации коммунистов под портретами Сталина, и демонстрация либералов...

Не правда ли, похоже? Правые возмущаются "фестивалем Рабина" в социальных сетях, но правое правительство даже не заикается о том. чтобы отменить День памяти. Ведь это вызовет новый взрыв страстей, и если опять использовать понятную нам российскую аналогию, это было бы нечто вроде решения вынести тушку Ленина из Мавзолея. И вот люди, которым глубоко отвратительно так называемое "наследие Рабина", и которые Рабина при его жизни (да, думаю, и сейчас) терпеть не могли, поизносят с трибуны кнессета и других многочисленных в эти дни трибун банальные слова о недопустимости политического убийства и подстрекательства. Пустые слова, которые уже надоели нам за двадцать лет на фоне бесконечных склок и споров: считать то или иное выступление или публикацию - подстрекательством?

Вот сумели же мы тихо свести на нет изжившую себя традицию "Ширутрома" - некогда важную, а потом просто выродившуюся в показуху систему сбора "пожертвований" для солдат ЦАХАЛа. Может быть, стоит сделать так, чтобы фестиваль двадцатилетия со дня убийства Рабина стал последним. Это не значит, что мы должны забыть убитого лидера. Нет. Просто будем поминать его на традиционной еврейской церемонии "азкары", как это принято у нас в Израиле в отношении всех остальных глав правительства, имевших счастье скончаться в своей постели или на больничной койке.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке