Израиль - Вселенная всмятку
Фото: Getty Images
Израиль - Вселенная всмятку

Израиль - это вселенная всмятку. У нас большинство тревожащих мировых проблем касаются локтем друг друга на бегу.  И оттирают друг друга локтями за место в выпусках новостей. В Иерусалиме война вообще может начаться из-за всего. И какая угодно война... Говорящие о столкновении цивилизаций у нас любят разглагольствовать о противостояния иудео-христианского мира Исламу. Но уже второй подряд министр просвещения в кипе всеми силами гнобит христианские школы, загоняя их учеников в арабские мусульманские, которые гораздо менее лояльны к еврейскому государству. 

- А что в Израиле?! - вопросительно упрекнула строгий редактор, прочитав две предыдущие статьи ("Планета мигрантов", "Ложь мультикультурности"). - Возвращайся в наши Палестины.

Израиль - страна мигрантов из разных стран и из разных культур. Это еврейское государство, о котором сами граждане шутят, что здесь живут "евреи 70 национальностей". Израиль - страна, по поводу которой в любой момент можно выдать множество букетов благодушных банальностей, пучок псевдофилософских максим и веник злобных обличений. Этот кусок Запада, заброшенный между Азией и Африкой. Этот 51 штат США. Это 23 арабское государство. Это 16 бывшая союзная республика. Этот центр мира, всегда находящийся в эпицентре внимания. 

Новый 5776 год начался с столкновений  на Храмовой горе и в других районах Старого Иерусалима. СМИ всего мира следят за противостоянием между арабами-мусульманами и израильскими правоохранительными органами. Хочу напомнить, что и первая, и вторая интифада начались с инцидента, связанного с Храмовой горой. 

Сегодня, когда в Палестинской автономии заканчивается мягкий период Абу Мазена, годы мирного противостояния ООП - Храмовая гора снова может сыграть роль лучины, которая способна поджечь регион. Сегодня Организация Освобождения Палестины проводит массовые демонстрации, призывая "спасти священный Эль-Кудс и мечеть Аль-Акса". Именно об этом говорит спецпредставитель ООН на Ближнем Востоке Николай Младенов: "насилие на Храмовой горе может распространиться на другие районы Ближнего Востока". 

Знакомый писатель фантаст говорит, что можно написать убедительный роман о том как Третья мировая война может начаться из-за того, что Эфиопская и Коптская церковь не поделят несколько сантиметров на крыше Храма Гроба Господнего в Иерусалиме. В Иерусалиме война вообще может начаться из-за всего. И какая угодно война… 

Может, конечно, может. Но в Израиле Иерусалим со всеми своими проблемами и сосуществованием, которое при любом вероятностном рассмотрение кажется невозможным - живет, работает, взаимодействует. И даже "мордобой - есть форма диалога, только интенсивнее чуть-чуть".

В статье "Планета мигрантов" мы говорили, что столкновение просвещенного и освобожденного мира с коллективным Тимбукту – главный конфликт нашей эпохи. Этот конфликт происходит как в странах третьего мира, так и на Западе, где есть и мигранты и свои проблематичные сектора (как афроамериканцы в США). Очень часто внутри страны есть собственное феноменальное "Тимбукту" - или даже несколько. В Израиле, например, есть целый веер различных феноменальностей. И это не только выходцы из Судана в Южном Тель-Авиве… 

Израиль - это вселенная всмятку. У нас большинство тревожащих мировых проблем касаются локтем друг друга на бегу. И оттирают друг друга локтями за место в выпусках новостей. Мы страна "понаевших". Здесь мы пробуем, вернее, на нас пробуют, разные методы преодоления кризиса дезадаптации. 

Израиль может продавать себя не только как глобальную технологическую теплицу, не только как всемирный религиозный центр, но и в качестве мировой лаборотории взаимодействия разных, часто враждебных, вроде бы, культур, верований, ментальностей. Успешны ли мы в этом? Нет, конечно. Просто в сравнении того, что есть, с тем, что могло бы быть, ты понимаешь, что все не так уж плохо, не смотря на то, что мы склонны заламывать руки и говорить с отчаянием изобличающих пророков. 

Достаточно часто, посещая страны бывшего СССР, я вижу, что оставшиеся там люди - тоже преодолевают тот же кризис дезадаптации. Если мы уехали из страны, то от них уехала страна. Мой знакомый, который проживает в Москве, в подъезде, где кроме него все жители новые, половина из них говорит по-таджикски, ощущает себя не меньшим мигрантом, чем я в своем "наполовину русском" подъезде в Ришон ле-Ционе. Мне кажется, что в Израиле "война культур", "столкновение цивилизаций", уживание несходного решается куда лучше, чем между хорошо знающими друг друга соседями в Закавказье, Украине, Средней Азии и многих районах России. 

В Израиле столкновение Первого мира с условным Тимбукту  - это проблема различных групп, которые как будто собраны из разных культур и эпох ради максимального разнообразия. Программист из Герцлии, съездив в "незаконные" бедуинские деревни, говорит, что побывал на другой планете. Хотя расстояния между "планетами" - пару часов на автобусе. 

Женщина из Гиватаима, случайно заехав на соседнюю улицу, оказывается в другой галактике Бней-Брака. 

"Мы - страна репатриантов! Мы - государство, принимающее Алию! Страна победившего сионизма!" - бьет себя в грудь израильский истеблишмент. 

Но одно дело быть репатриантом из Франции, другое из Украины, и совсем даже третье - к примеру, из Эфиопии. Знакомый репатриант из Эфиопии (хороший и умный парень с добротным юридическим образованием), работавший со мной в одном  партийном проекте, с грустью говорил: "Ваши "русские" дети в следующем поколении будут обычной европеизированной "ашкеназийской" элитой, а мои - так и останутся эфиопами". Цвет кожи играет роль, а расизм остается важным общественным фактором. Про себя он сказал, что, к сожалению, не может работать адвокатом, поскольку чернокожего адвоката никто не наймет. 

- Даже сами выходцы из Эфиопии?!

- В первую очередь - сами выходцы из Эфиопии… 

Главный вопрос с мультикультурностью и пресловутой "войной культур" (термин этот ранние сионисты заимствовали у строителей немецкой империи, которым пришлось столкнуться с римско-католической церковью) в Израиле ставится, в первую очередь, отнюдь не по отношению к мигрантам. На первом месте - еврейско-арабские взаимоотношения. Собственно, тут даже три вопроса: отношения с арабским миром, с палестинцами и с израильскими арабами. 

Дальше идут вопросы взаимоотношения с религией. Но и это не одна проблема, а целый пучок: религия и государство, ортодоксия и прочие течения, иудаизм и другие религии и т. д. 

Говорящие о столкновении цивилизаций у нас любят разглагольствовать о противостояния иудео-христианского мира Исламу. Но уже второй подряд министр просвещения в кипе всеми силами гнобит христианские школы, загоняя их учеников в арабские мусульманские, которые гораздо менее лояльны к еврейскому государству. 

В Израиле такой клубок мультикультурных противоречий, такая сложная и запутанная схема, что именно эта пугающая сложность, которая сопротивляется всякой попытке упростить, "уменьшить количество деталей" и пр. - не только пугает, но порой и внушает надежду. Ведь живой организм, который решает проблемы, переболев ими, выработав иммунитет, тем и отличается от мертвого, что сложен и вроде бы гораздо менее управляем. Израиль - вселенная ввсмятку, где противоречия и противоположности настолько приближены друг другу, что… Дальше должно следовать последнее предложение, которое может быть либо очень оптимистичным, либо наоборот. Его можете придумать сами….

counter
Comments system Cackle