Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+27+20
Иерусалим
+26+15

Мнения

А
А

Рош а-Шана 2015 года

Какая связь между сотворением мира, фаршированной рыбой, гранатом и человечеством? Оказывается, все это в том или ином виде включает в себя хорошо известный еврейский праздник "Рош а-Шана".

Михаэль Бруштейн
10.09.2015
Zahav.ru Открытый телеканал

Читайте также

Какая связь между сотворением мира, фаршированной рыбой, гранатом и человечеством? Оказывается, все это в том или ином виде включает в себя хорошо известный еврейский праздник "Рош а-Шана".

Прежде небольшое отступление. Вспомним, что евреев обвиняют в чем угодно, только не в отсутствии здравого смысла. Поэтому трудно представить, что евреи учредили такой "навороченный", с точки зрения церемониальности и атрибутики, праздник как Рош а-Шана без серьезных на то причин.

Существует немало авторитетных мнений по этому поводу. При желании с ними можно легко ознакомиться, особенно сегодня, в эру интернета. Одновременно с этим существуют объяснения не менее авторитетные, но пока еще малоизвестные. Речь идет о каббалистической трактовке.

Необычность этого подхода в том, что еврейские праздники каббала напрямую связывает с понятием "объединение". В каббалистической литературе это объясняется с помощью особого языка, который сам по себе требует объяснения и изучения. Чтобы преодолеть эту проблему, ниже предлагается объяснение праздника Рош а-Шана в адаптированном изложении, основанном на аналогиях.

В канонических источниках говорится, что на Рош а-Шана появился первый человек – Адам. Прежде всего, определимся, кто он. Согласно самой распространенной версии – это библейский персонаж, обитатель райского сада. Иногда о нем говорят, как о реальном человеке, жившем в доисторические времена. И наконец, в специальной каббалистической литературе Адам – это особая структура, называемая "общая душа".

Спрашивается, какая из этих версий правильная? Как ни странно, все три.

Может удивить такое обилие абсолютно не связанных между собой ролей у одного объекта. На самом деле удивляться тут нечему. Каждый из нас живет одновременно в разноплановых реальностях, только мы не обращаем на это внимания. Человек может быть одновременно отцом семейства, персонажем интернет-игры, а также номером в мобильном телефоне. Важно не то, кем мы считаемся в данный момент, а то, что нами на самом деле движет.

Можно проиллюстрировать вышесказанное следующей аналогией. Любое изображение на экране компьютера, будь то восход солнца или графическая таблица, появляется благодаря непонятным простому смертному значкам-иероглифам, написанными программистом.

Адам – это та программа, которая управляет уникальной системой, известной нам под названием "человечество". В свое время программа дала сбой. Не будем говорить сейчас, почему так произошло, поскольку это отдельная, большая тема. Скажем лишь, что на языке Торы это событие называется прегрешением Адама, а на языке каббалы – разбиением.

В действительности мы так сегодня себя и ощущаем – отдельными, не связанными между собой человеками (объектами). Призвание каббалы – помочь человечеству когда-то монолитную систему Адам реставрировать. Считается, что это, по сути, самовосстановление позволит вывести систему и входящие в нее элементы на уровень порядком выше, чем они были до разбиения. Показательно, что имя Адам расшифровывается сочетанием слов "эдомэ ле элион", то есть "уподоблюсь Высшему".

Название праздника "Рош а-Шана" – дословно "Голова года" – говорит о том же. Стать "головой", значит подняться на уровень выше. По этой причине на праздник принято есть голову рыбы. Тем самым подчеркивается, что мы хотим быть головой, а не хвостом. Гранатные зерна олицетворяют отдельные части, то есть нас с вами, которые должны стать единым целым. Яблоки с медом говорят об исправлении (подслащении) отдельных элементов.

Важно отметить, что единение, с точки зрения каббалы, строится не на стирании различий между объектами, а, если можно так сказать, на подъеме над ними. В этом, кстати говоря, коренное отличие от всех тех видов объединения, которые нам известны. Каббала вообще категорически против любого вида принуждения и изменения того, что дано нам от природы.

Как пишет в своей статье "Мир в мире" Бааль Сулам, знаменитый кабббалист 20-го века: "У всего, существующего в действительности, и хорошего, и плохого, и даже самого худшего и вредного в мире, есть право на существование".

Обо всем этом можно говорить еще много, но для этого все-таки лучше подходит формат книги, а не статьи. Напоследок пожелаю читателям подняться на тот особый уровень единства и совершенства, который олицетворяет осенний праздник Рош а-Шана.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке