Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+25+14
Иерусалим
+21+13

Мнения

А
А

Почему израильских школьников не интересует история и литература?

Министр просвещения Нафтали Беннет сообщил, что в ближайшее время обнародует основные тезисы своей политики в сфере образования.

16.08.2015
Источник:Курсор
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

Министр просвещения Нафтали Беннет сообщил, что в ближайшее время обнародует основные тезисы своей политики в сфере образования. Новому министру предстоит решение ряда важных задач: введение более интенсивного изучения естественнонаучных и технологических дисциплин, укрепление еврейской и сионистской идентичности в системе образования.

Однако одной из самых сложных задач является изменение ситуации в сфере, которая же давно стала наиболее слабым местом израильской системы образования. Речь идет о гуманитарных дисциплинах. Все понимают, что эта сфера переживает серьезный кризис. Существует бесчисленное количество проектов, частных и общественных институтов, целью которых является изменение сложившейся ситуации.

К сожалению, в большинстве случаев данные проекты, несмотря на искреннее желание и добрую волю их инициаторов, бьют мимо цели. Большинство из них фокусируют свои усилия на учащихся старших классов средних школ, пытаясь внедрить в школьную программу элементы университетских курсов – в надежде, что это повысит качество обучения.

Однако школьное обучение существенным образом отличается от университетского, и превращение старших классов средней школы в подготовительное отделение высших учебных заведений лишь усугубляет ситуацию. Значительная часть учащихся, в результате подобного подхода, с еще большей неприязнью относится к гуманитарным предметам. В отличие от более зрелого периода человеческой жизни – в детстве и юности люди не склонны принимать диктат извне. Стремление выделиться, продемонстрировать лучшие результаты произрастает в ученике лишь тогда, когда он чувствует, что изучаемый им предмет позволяет ему в максимальной форме раскрыть свой внутренний потенциал.

Гуманитарные дисциплины, в их наиболее продвинутой форме, построены иначе и не всегда соответствуют стремлениям учеников. Те навыки и способности, которые требуют гуманитарные науки, проще и эффективнее проявить в естественных дисциплинах. Так, например, если ученик хочет продемонстрировать свои аналитические способности, он прежде всего обратится к математике, а не к истории. Это позволит ему максимальным образом развить свой аналитический дар. Речь идет о весьма распространенной ошибке – попытке встроить в изучение гуманитарных предметов те же принципы, что и в изучение естественных дисциплин. Это все равно, что приравнять изучение компьютерных наук к тренировке пальцев, стучащих по клавишам.

Для того, чтобы гуманитарная пустыня зацвела вновь, нам следует спросить себя: чем отличаются общественные дисциплины от прочих предметов. Что они дают ученику? Чтобы ответить на этот вопрос, следует проанализировать структуру изучения гуманитарных предметов – в первую очередь, литературы и истории. В тех европейских странах, где данные предметы пользуются популярностью (например, в Италии), можно выделить одно важное качество в системе их преподавания: гуманитарные дисциплины вводят юного ученика в мир людей путем построения картины мира, как рассказа. В ходе изучения литературы, например, преподавание состоит из трех нарративных стадий: история, описанная в книге, история жизни писателя и история развития национальной литературы. В ходе преподавания истории рассказывается о развитии цивилизации, начиная с древних времен и до нынешних дней.

Программа обучения формируется не в соответствии с абстрактными критериями качества произведений (зачастую достаточно спорными), не на основе упрощенного понимания релевантности произведений – а с учетом потенциальной увлекательности для учащихся рассказываемых в книгах историй. Цель – увлечь, заинтересовать школьников.

Например, в ходе изучения истории в средней школе – Французская революция и Первая мировая война более интересные темы, чем формирование национальных государств и мировой экономический кризис. В литературе (если говорить об ивритской словесности) «Царь тоже смертный» Моше Шамира и «Проникновение одиночек» Иегошуа Кназа – более интересные произведения, чем «Дни Цаклега» Самех Изхара и «Мой Михаэль» Амоса Оза.

Речь идет об очень простом принципе. Именно этот принцип привел к расцвету гуманитарных наук в pападном мире в последние столетия. Преподавание этих дисциплин в Израиле должно измениться радикальным образом для того, чтобы этот принцип вновь стал главенствующим. Это непростая задача. Но это единственный способ воскресить интерес к гуманитарным предметам и воспитать новое поколение высокого уровня.

Эфраим Подоксик, NRG

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке