Читайте также
- Идан Амеди не зажжет факел в День Независимости
- Антон Долин: "Я еще не выбрал Израиль центром своей жизни"
- Сара Нетаниягу: "Сколько заложников вернули - даже спасибо нам не сказали"
- С мая израильтяне смогут заказать загранпаспорт онлайн - но услуга будет доступна не всем
- Израиль по-прежнему в топ-5 "самых счастливых стран"
"Птичье око, налитое кровью, тоже видит по-своему мир". Осип Мандельштам "Египетская марка"
По большому счету, взгляд эмигранта на коренного жителя страны, аборигена, да и на весь окружающий его чуждый и сопротивляющийся пониманию мир, куда занесло беднягу - взгляд тот, чужой и холодный, всегда пристрастен. Вдобавок к тому же - взгляд тот однобок, так как подвержен сильному влиянию эмоций и окрашен унылыми красками пессимизма.
Почитайте любопытные и довольно схожие откровения: Америки и американцев, Австралии и австралийцев и разных прочих европейцев глазами попавших туда носителей русского менталитета.
Казалось бы, такой предвзятости должны быть лишены русскоязычные авторы, пишущие об Израиле.
Во-первых, многие из них давно и прочно обосновались в стране, называют себя израильтянами, говорят и читают на иврите, понимают местный менталитет и чувствуют себя частичкой своей страны.
Во-вторых, смеем надеяться, что выбран был для репатриации Израиль не случайно, а потому, что отъезд оттуда был не бегством, а возвращением сюда.
"Ранние варианты законопроекта просто ужасают - в них, например, предлагалось закрепить возможность создания этнически чистых населенных пунктов". (Аркадий Мазин)
Оставим в стороне туманную теорию - вступим в мир реального факта.
С наибольшей силой негодования, со сладостным восторгом разоблачения пишут русскоязычные журналисты о недостойной и безнравственной политической системе Израиля. Как будто именно на политике и его представителях сошлись во мнениях, только эти темы затронули самые чувствительные точки русского менталитета: лезть в чужой монастырь со своим уставом; бить своих так, чтобы чужие боялись; ставить себя выше схватки, воспарив над ней; принимать вид строгих судей, судящих по праву и по закону. А главное, мерить аборигенов на свой аршин и подгонять под единую русскую мерку.
И таких примеров не счесть.
Каким бы ни было правительство: правым - левым - центристским, какие бы законы ни принимались, а инициативы ни выдвигались - русский менталитет предписывает власти не доверять, а официальных носителей власти клеймить. Чем больше проколов в работе правительства зафиксирует журналист, тем выше его уровень самоуважения.
А теперь представьте себе, как высоко поднялся тот уровень, как разгорелся журналистский пыл, когда Аркадий Мазин в статье "Кто не с нами, тот не против" открыто обвинил израильские власти в тотальном геноциде народов, живущих в стране. Этнически чистые евреи, каковыми считают себя члены Кнессета, выступили против других наций. Сама мысль о принятии закона о национальном характере государства ужасает автора, а депутаты Кнессета, проголосовавшие за расистский закон, - иначе, как "неонацистами" не могут быть названы: "До такого маразма (обсуждения законопроекта) не доходят даже неонацистские партии Европы, а у нас - пожалуйста, мейнстрим, 37 депутатов подали".
"В нормальных странах не издеваются над инвалидами и стариками, не платят гроши, которых с трудом хватает на неделю для половины населения…" (Микки Штраус)
Самым распространенным приемом русского взгляда на страну не Обетованную является сравнение: с одной стороны, нормальные страны - с другой Израиль, который никак этому критерию не соответствует.
Свою статью "Время национального единства" Микки Штраус начинает, как это принято испокон веков у древних русичей, с плавного зачина: "Отсутствие экономической безопасности и рост преступности - два основных фактора, устраняющих главное обещание декларации независимости Израиля".
А дальше специалист по нормальным странам, нарисованных его воображением, сравнивает их с ненормальным Израилем: "В нормальных странах рядовому гражданину не нужен адвокат, чтобы общаться с властями, чтобы арендовать квартиру, чтобы получить положенные ему проценты инвалидности…"
Однако мысль носителя русского менталитета не растекается по древу, а взмывает ввысь "cизым соколом". Тогда его вещему взгляду открывается не только маленький Израиль, но и большой мир - вот тут-то и наступает откровение. Так "изострил он мужеством сердце", что пригвоздил к позорному столбу рабовладельческий Израиль: "В нормальных странах власть не способствует грабежу природных ресурсов, принадлежащих всем гражданам. В нормальных странах карают за рабовладение…"
"На мой взгляд, нынешняя власть безнравственна и аморальна". (Леонид Луцкий)
Мои постоянные критики возразят: сколько можно цитировать, громоздить доказательства и даже манипулировать выписками из разных статей. Согласен, таковых чересчур уж много, но как иначе убедить читателя. К тому же таких свидетельств так много, попадаются они так часто, выбор такой богатый - грех не воспользоваться.
Если, например, пишут об "атмосфере растущего национализма в израильских образовательных программах", о "незаконном распределении министерских портфелей", о "ведомстве с названием "цензура", которой не место в нормальной стране" - как удержаться и не процитировать.
Однако, все приведенные выдержки, не более чем бледные цветочки.
Яркие и сочные ягодки мы приберегли напоследок. Когда одной критики чистого разума уже недостаточно, когда сравнение с нормальными странами кажется чересчур уж пресным - вот тогда приходит черед ерничанью, откровенному хамству, злым нападкам. Тогда можно не стесняться в выражениях, не подбирать эвфемизмы, а резать правду-матку, как это принято у русских правдолюбов. Подменять серьезный разговор и вдумчивую критику - наклеиваем ярлыков.
Мало назвать правительство "безнравственным и аморальным" - надо заклеймить его крепким русским словцом "жлобское". Что тут стесняться и доказывать - не лучше ли замазать всех черной краской: "Не удивляемся министрам-ворам, взяточникам-премьерам, депутатам-сутенерам, насильникам-генералам, высокопоставленным раввинам-педофилам и президенту - сексуальному маньяку…".
Так, как сделал это Леонид Луцкий в статье "Жлобcтво как форма власти".
Если власть недостойна и не подобает образованному русскому сознанию, если представителей власти иначе как преступниками и не назовешь, если содержание той власти - коррупция, то и сама жизнь в стране становится жлобством. "Жлобство становится нормой жизни, вот почему я считаю, что дальнейшее пребывание этой коалиции у власти аморально и чревато тяжелыми необратимыми последствиями".