Читайте также
Согласно прогнозам министерства транспорта уже в будущем году, Хайфа - один из важнейших и крупнейших израильских городов, порт, расположенный на средиземноморском побережье - западной границе страны окажется соединенным железнодорожной линией через Израэльскую долину с небольшим городом Бейт Шеан, лежащим в Иорданской низменности на восточном пределе государства.
Проект обойдется Израилю примерно в миллиард долларов. И, к слову, позволит пересекать весь Израиль за 51 минуту, причем далеко не в самом узком месте.
На самом деле, железнодорожная линия, проходящая через плодородную Израэльскую долину с запада на восток, была построена турками еще 100 лет назад в 1902-1905 годах. То было лишь небольшое ответвление от знаменитой Хиджаской железной дороги, соединявшей Дамаск со священным для мусульман городом Мединой (конечно, дорога должна была дойти и до Мекки, но Первая мировая война и последовавшее за ней крушение Османской империи спутали все ближневосточные карты). Эта же крошечная ветка просуществовала до середины XX-го века, после чего, потеряв экономическую рентабельность, была расформирована.
Про прежнюю узкоколейную линию, по которой, неспешно пыхтя, двигался паровоз, тащя за собой несколько вагонов, рассказывали, разные истории.
Например, будто бы некоторые особенно романтичные пассажиры спрыгивали на ходу с подножки, собирали букет цветов для своей дамы, а затем догоняли состав и запрыгивали обратно. Так это или нет, сказать трудно, но то, что большой скоростью поезда в начале века не отличался, известно доподлинно. Кроме того, паровозу требовался уголь или дрова. Турки быстро вырубили в этих целях большую часть рощ в и без того не слишком богатой растительностью окрестности. После чего заправлять поезда стало совсем нечем. Таким образом, к началу Первой мировой войны стали они не только медлительны, но и крайне редки. Поэтому, когда летчикам союзной немецкой армии, занесенным службой на авиабазу посреди Израэльской долины, хотелось провести приятный вечер в обществе молоденьких хайфских девушек из приличных еврейских или немецких семей, или просто выпить пива в баре Немецкой слободы, на берегу Средиземного моря, им приходилось изобретать для себя самые невероятные средства передвижения.
Поначалу они соорудили себе небольшой открытый вагон, на который установили мачту и натянули парус. Могучие ветры, дувшие с востока к морю несли легкую платформу по рельсам прямо в Хайфу. «Финикийским банным экспрессом» прозвали его немецкие летчики. Как видно, поход в город помимо пива и девушек включал еще и баню. Либо же санитарные процедуры был официальной причиной, позволявшей скучающим от безделья солдатам удирать с базы.
Вот только ветра эти дули лишь в одну сторону, а потому, нагулявшимся летчикам никак не удавалось вернуться тем же путем к себе на базу. И это никак не радовало их командование. Тогда, по просьбе неугомонных летчиков главный технический инженер османских железнодорожных линий Барух Катинка из Белостока приладил к вагону авиационный мотор от поломанного Даймлера. С грохотом и свистом несся по рельсам самолето-вагон, разгоняясь до бешеной по тем временам скорости в 100 километров в час. И, наверное, казалось сидящим сверху на скамеечках пилотам, что вот-вот оторвется он от земли и взлетит ввысь.
Пропеллер с мотором решал проблему отсутствия ветра, но крутиться он мог лишь в одну сторону. А значит, вагон умел ездить только в одном направлении. Чтобы отправить его в обратный путь, необходимо было поднять с рельс всю конструкцию, развернуть и поставить снова, уже повернутым назад. Но ничто не могло удержать немецких пилотов, разрываемых между радостями и прелестями Хайфы и военным долгом. В депо они нашли и приспособили специальное устройство, способное поднять вагон, развернуть и опустить снова.
Дело было нелегким, но, как вы понимаете, того стоило. Впрочем, добрый Барух Катинка и тут помог, усовершенствовав свою авиа-железнодорожную конструкцию таким образом, что поворачивать нужно было не весь вагон, а лишь мотор, прикрепленный к вращающейся подставке.
Вот так коротали свои дни в дали от Фатерланда бравые немецкие летчики, пока войска британского генерала Алленби не выбили их вместе с турками за пределы Палестины, а заодно и всего Ближнего Востока.
Тогда и был установлен рекорд скорости движения по узкоколейной трассе в Израэльской долине. Рекорд, который, возможно, стал даже мировым в то время, кто его знает.
Были это солдаты Еврейского легиона, закончившие какие-то свои дела в Дженине и обнаружившие, что начальство по рассеянности или в силу каких-то других причин забыло прислать за ними машины, чтобы вернуть в Хайфу. И сидели они под палящим солнцем, забытые, голодные и рассерженные, представляя, как приятно они могли бы провести это время, если бы оказались в Хайфе. Но были бы это не еврейские солдаты, если бы не придумали они себе какое-нибудь решение для выхода из сложившейся ситуации.
Кто-то самый грамотный заметил, что от Дженина к лежащей на берегу Хайфе идет ровный пологий спуск, и перепад этот достигает 150 метров. Поэтому даже без паровоза вагон сможет доехать до приморского города, стоит его лишь чуть подтолкнуть. И не нашлось среди них ни одного бывшего прилежного гимназиста, догадавшегося прикинуть скорость, до которой они сумеют разогнаться к концу своего пути.
Отыскавшиеся на заброшенной железнодорожной станции два старых вагона, бойцы сколотили досками вместе и, поднатужившись, поставили на рельсы. После чего, погрузили на них свои вещи и оборудование, а также офицеров и сержантов. Поначалу им даже пришлось немного подталкивать тяжелую конструкцию. Но вскоре она разогналась и понеслась так, что ветер засвистел в ушах пассажиров, вцепившихся в бешено несущийся вагон. И уже неизвестно теперь, кто из достойных наследников славного местечка Хелом, вдруг догадался озадачиться тем, как же они будут в конце тормозить?
Но видно Божественное проведение было в тот день не слишком занято другими вопросами, а может кто-то из этих отважных экспериментаторов был слишком любим Небесами. Так или иначе, безумный поезд домчал их до Хайфы, не перевернувшись, не сойдя с рельс и даже затормозив в конце пути, где дорога пошла чуть-чуть в гору.
Уже потом, когда отдышались и пришли в себя, посчитали первопроходцы, что преодолели весь маршрут на скорости, превышающей 100 километров в час.
Впоследствии подобные опыты никто больше на себе проводить не согласился, и сонный паровоз из Иорданской долины к Средиземному морю продолжал свои неспешные путешествия до середины двадцатого века. На третий год после окончания Войны за Независимость, отсеченная от Дамаска, Деръа и Медины, линия, утратившая свое значение, была окончательно заморожена и перестала существовать.
Возродится ли она, в соответствии с планом уже в будущем году, после более чем полувекового сна, обрадует ли вновь жителей страны, соединив восточный и западный края государства? Предполагается, что теперь современный локомотив помчится со скоростью в 160 километров в час, и даже останавливаясь на многочисленных станциях, сумеет преодолеть 60 километров маршрута в долине меньше, чем за час. Что же, поживем - увидим.