Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+25+14
Иерусалим
+21+13

Мнения

А
А

Российское оружие для Персидского залива

Что заставляет Бахрейн в нынешней сложной геополитической ситуации поворачиваться в сторону России?

15.06.2015
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

Что заставляет арабские монархии расширять военно-техническое сотрудничество с РФ

Бахрейн готов расширять военно-техническое сотрудничество с Россией. Об этом 11 июня в интервью РИА «Новости» заявил посол РФ в Бахрейне Вагиф Гараев.

Он напомнил, что около месяца назад во время официального визита делегации Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) России во главе с ее директором Александром Фоминым, в Манаме было подписано двустороннее межправительственное соглашение о ВТС. Такое же соглашение, по его словам, существует с Саудовской Аравией, Кувейтом, Арабскими Эмиратами.

- Переговоры руководителя ФСВТС России и входившего в делегацию генерального директора компании «Рособоронэкспорт» с бахрейнской стороной были очень результативными и можно ожидать расширения сотрудничества в сфере ВТС, - отметил Гараев.

Кроме того, дипломат заметил, что в начале этого года по приглашению командования ВВС Бахрейна страну посетил главком ВВС РФ генерал-полковник Виктор Бондарев, и тогда премьер-министр Бахрейна Халифа бен Сальман Аль Халифа подчеркнул, что «Королевство желает ускорить сотрудничество с Россией на двустороннем уровне и по линии стран Персидского залива».

Примечательно, что в 2014-ом году Бахрейн стал первым заказчиком российских противотанковых комплексов «Корнет-ЭМ». А ранее, в 2011 году, наша оборонка вышла на рынок вооружений Бахрейна с контрактом на поставку автоматов АК-103, подствольных гранатометов и боеприпасов (его стоимость оценивается в десятки миллионов долларов). Произошло это после того, как Франция и Великобритания наложили на Королевство санкции за репрессии в отношении оппозиции.

В состав Сил обороны Бахрейна входят сухопутные войска, ВМС и ВВС. Общая численность ВС составляет около 8,2 тысячи человек. Подготовка офицеров осуществляется в королевском военном колледже им. Шейха Исы, а инженерный и технический состав обучается в основном в США, Великобритании и Саудовской Аравии. Если брать в целом вооружение армии Бахрейна, то это преимущественно оружие и техника американского и британского производства. Кроме того, в Бахрейне базируется 5-й флот ВМС США.

Что заставляет Бахрейн, страну Персидского залива, которая в военном плане полностью следует в фарватере США, в нынешней сложной геополитической ситуации поворачиваться в сторону России и развивать военно-техническое сотрудничество?

Главный редактор издания «Арсенал Отечества», полковник запаса Виктор Мураховский замечает: даже если вооруженные силы Бахрейна начать полностью переводить на российское оружие, о чем, понятно, речи не идет, то это все равно будут довольно скромные масштабы закупок.

- Да, контракт по поставкам ПТРК «Корнет-ЭМ» выполняется, но опять же - объем заказа несопоставим с тем, что у нас покупают Египет или Ирак, просто потому, что Бахрейн - это довольно маленькая страна. Например, артиллерия сухопутных войск и даже ПЗРК исчисляются десятками единиц, так же как и бронетехника. Укрепление сотрудничества в сфере ВТС, на мой взгляд, имеет больше политический смысл. Серьезных денег оно не принесет.

«СП»: - Зачем бахрейнцы вообще решили покупать наши ПТРК и экспортную модификацию штатного автомата Российской армии АК-74М - АК-103?

- Они люди богатые, ездят по оружейным выставкам и могут себе позволить купить то, что им понравилось. Захотят, может и АДС (автоматом двухсредным специальным - «СП») заинтересуются… Кстати, бахрейнцы и 13 американских пусковых установок FGM-148 Javelin не так давно закупили. Но по соотношению «эффективность-стоимость» на сегодняшний день равных экспортной версии «Корнет-Д», который как раз и заказал Бахрейн, нет. «Корнет-ЭМ» имеет 8 ракет, готовых к стрельбе, при полном боекомплекте 16 ракет, причем максимальная дальность стрельбы ПТУР составляет 8−10 километров. А применение его с автоматом сопровождения цели на прицеле позволяет фактически исключить человека из процесса наведения ПТУР и обеспечивает реализацию принципа, что и в Javelin, - «выстрелил и забыл».

Старший преподаватель департамента политической науки ВШЭ, арабист Леонид Исаев считает, что объемы возможных заказов оружия Бахрейном в принципе не могут быть большими, поэтому ни США, ни Великобритания не придают этому особого внимания.

- Вооруженные силы Бахрейна не могут навести порядок даже в собственной столице, поэтому в Манаме действуют силы «Щита полуострова» (военная составляющая Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) - «СП»). Решение Бахрейна модернизировать какие-то компоненты своей армии за счет российского вооружения - это капля в море. Даже когда обсуждают последние военные контракты между Россией и Египтом, то почему-то забывают о том, что это - довольно малая доля вооружения, и все равно египетская армия будет оснащаться преимущественно американским оружием. Скорее всего, просто какие-то компоненты вооружения, типа ПТРК, показались бахрейнцам наиболее приемлемыми с точки зрения своих качеств.

Однако первый вице-президент Академии геополитических проблем Владимир Анохин считает, что развитие сотрудничества Бахрейна с Россией может положительно сказаться на будущих закупках российского вооружения соседними с Королевством странами.

- Арабы всегда поступают многовекторно и привыкли оставлять за собой право на маневр. Кроме того, у персидских монархий много денег, поэтому они могут позволить себе выбирать лучшее. А то, что они покупают наше стрелковое, переносное противотанковое оружие - свидетельствует о его качестве. То есть сейчас можно рассматривать Бахрейн как некую витрину наших военно-технических возможностей. В соседних странах будут говорить: почему у бахрейнцев это есть, а у нас нет?

Понятно, что Бахрейн исторически много контактирует с саудитами, американцами и европейцами, однако некий разворот в сторону России - это все-таки тенденция к тому, что наши отношения будут понемногу развиваться. А значит, мы будем иметь какие-то возможности в регионе, хотя, прямо скажем, и не очень значительные.

Директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов замечает: ситуация в Персидском заливе, как и в целом на Ближнем Востоке, в последнее время утратила четкую направленность.

- Когда СССР распался, Россия оставила этот регион и перестала там действовать. Но и американцы в последнее время серьезно ослабили там свое влияние из-за целого ряда ошибок, в том числе и политического характера. И поскольку сейчас для этих стран нет четкого вектора, то каждый начал искать свое понимание ситуации. Бахрейн - это, конечно, не Саудовская Аравия по своим размерам, но, тем не менее, и эта страна занимается политической диверсификацией. А саудиты, кстати, несмотря на все наши сложные с ними отношения, до сих пор постоянно делают информационные вбросы о неком саудовско-российском сотрудничестве.

«СП»: - В 2008 году Москва и Эр-Рияд подписали договор о военном сотрудничестве, но, как известно, большой контракт на поставку российского вооружения на сумму от 4 до 6 млрд. долларов так и не сложился, хотя он до сих пор де-юре не расторгнут.

- Да, речь шла о закупке саудитами 150 вертолетов (30 Ми-35 и 120 Ми-17 различных модификаций), более 150 танков Т-90С, около 250 БМП-3, нескольких десятков комплексов ПВО. Конечно, в судьбу этого большого пакета заказов уже никто не верит, однако могу сказать точно - по отдельным его направлениям переговоры продолжаются до сих пор. И это - также часть общей политической игры, поскольку, в том числе и благодаря таким контактам, сохраняются каналы связи с Россией.

Кроме того, в Бахрейне и других странах арабского мира прекрасно понимают, что у Ирана, когда с него снимут все санкции, появятся большие шансы для выхода на совершенно иной уровень. Хотя и сегодня Иран является ведущей военно-политической державой, оказывающей влияние на все события в регионе. Скажем, только благодаря Тегерану продолжается реальное противостояние с ИГ в Ираке и Сирии (читайте об этом в материале автора «Иран спасает Асада»). И почему бы Бахрейну не сыграть в военно-политическую игру, приглашая Россию к сотрудничеству? Это даст определенный сигнал не только Тегерану, но и Эр-Рияду, и Вашингтону.

Кстати

Официальные отношения между Манамой и Москвой начались в сентябре 1990 года, когда Бахрейн и бывший Советский Союз установили дипломатические отношения, основанные на взаимном уважении и признании суверенитета и территориальной целостности обеих стран. В декабре 1991 года Бахрейн признал РФ в качестве правопреемника СССР.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке