Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+30+16
Иерусалим
+28+15

Мнения

А
А

Исламские вызовы России: от Кавказа до Волги и Урала II

Что такое нетрадиционный ислам, который часто именуют исламизмом, фундаментализмом, ваххабизмом, и, наконец, салафизмом?

Алексей Малашенко
25.05.2015
Источник:PostSkriptum
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

Салафитское движение и околоисламские радикалы

Недавним добавлением к термину салафит стало выражение "салафитствующий", означающее некий "облегченный" вариант салафита. Также в декабре 2013 патриарх Кирилл выдал еще одно интересное выражение, сообщив, что в Москве проживают десятки тысяч "околоисламских радикалов"

Что такое нетрадиционный ислам, который часто именуют исламизмом, фундаментализмом, ваххабизмом, и, наконец, салафизмом? Это движение, последователи которого выступают за ре-исламизацию общества, возвращению к канонам ислама, строгому соблюдению ритуалов, табу, правил поведения, и, наконец, за участие ислама в политике. Их целью является сформировать некое исламское пространство, или же независимое исламское государство - эмират или халифат.

Башкирский этнолог Юлдаш Юсупов говорит: "Салафизм нельзя рассматривать в качестве болезни, от которой страдает наше общество. Он - элемент процесса религиозного развития - религиозная система для молодежи… Салафитские джамааты более открыты, чем мы думаем".

Салафизм - религиозный феномен, существовавший на протяжении всей исламской истории, и поэтому неверно рассматривать его в качестве девиации или искажения ислама - как это склонны делать традиционные идеологии. Салафитское движение всегда было в оппозиции спонсируемому государством официальном исламу. Его последователи сражаются за преодоление пережитков язычества. Они не могут признать плюрализма школ исламской юриспруденции (мадхабов), и суфийское учение, и пропагандируют "истинный ислам", который они ассоциируют с исламом восьмого века - таким, каким он был в времена пророка Мухаммеда и его ближайших соратников. Салафиты - поборники религиозной идеологии протеста, и совершенно естественно что этот протест наиболее ярко выражается в кризисных периодах и переломных моментах - чему мы сегодня и являемся свидетелями.

Традиционный ислам и салафизм - легитимные исламские движения внутри мусульманской религии. Бессмысленно и даже опасно пытаться искоренить их. Разделение ислама на традиционный и нетрадиционный большей частью представляется теоретическим. На деле, и традиционный ислам, и салафизм - приверженцы и пропагандисты исламского образа жизни, включая шариат в качестве регулятора социальной жизни и правил поведения мужчин и женщин. Существует большой разрыв между салафитами и традиционалистами, но, как представляется, между ними постепенно начинает строиться мост, несмотря на то, что движения по разные стороны этого моста кажутся медленными и непоследовательными.

Салафизм, или ваххабизм, все больше проявляется в волго-уральском регионе, не только в Татарии и Башкирии, но и в прилегающих районах - на Волге, Урале, в Сибири, на северных приграничных территориях, в том числе, в районах газо и нефтедобычи.

В салафизме есть и умеренная и радикальная школы, и последняя не чужда экстремизму. Несмотря на то, что салафизм продолжал распространяться на протяжении 2000-х, это распространение оставалось относительно незамеченным. Он влиял на религиозную жизнь мусульман и не был политизированным. Так, нарастала борьба за мечети - за них боролись выпускники исламских университетов Ближнего Востока, вернувшиеся на родину.

Радикализация в 2000-2010

Первая волна радикального салафитского активизма пришла в начале 2000-х.В 2003 году салафиты основали собственную ассамблею (джамаат) в Нурлатском районе Татарстана. Его основатели пытались имитировать знаменитый дагестанский джамаат 90-х, состоявший из четырех деревень (Карабахи, Чабанмахи, Чанкурбе и Кадар), где был установлен шариат. Джамаат, известный как "Зона Кадар" был уничтожен войсками МВД и российской армией в 1999 году.

Члены Нурлатского джамаата поселились в заброшенной деревне и жили в изоляции от остального мира. Джамаат прожил недолго и никак не повлиял на религиозную ситуацию в регионе. Без особых проблем он был закрыт МВД Татарстана в 2010 году.

В 2005 году был взорван газопровод в Кумкар, на границе Татарстана и Кировской области. Примерно в то же время были взорваны несколько линий высоковольтных передач. МВД Татарстана утверждает, что большинство атак удалось сорвать. Тем не менее, произошло 13 подрывов - 6 в Татарстане, по два в Башкирии, Кировской и Самарской областях и один - в Ульяновской области. Первоначально, эти события казались изолированными эпизодами, не представляющими серьезной угрозы безопасности региона. Тем не менее, они продемонстрировали потенциально опасные возможности экстремистов.

В 2006 Доку Умаров, чеченец, который позднее стал самопровозглашенным эмиром Имарат Кавказ подписал декрет об открытии уральского и поволжского фронтов. Он заявил: "Мы никогда не отделим земли Кавказа от поволжского региона. Мы освободим все земли, оккупированные русней. Сюда входят и Астрахань, и земли вдоль Волги, который находятся под пятой русских кафиров". Умаров в том же контексте упоминал Башкирию и Бурятию.

Призывы Умарова, однако, не возымели значительного воздействия на ситуацию в мусульманских регионах России. Вместе с развитием салафизма в Татарстане, волго-уральский регион стал ареной активной деятельности Исламской Партии освобождения (Хизб ут-Тахрир), которая прежде оперировала эксклюзивно в Средней Азии..

Хизб ут-Тахрир впервые проявился в 1996 году, когда в Казань из Узбекистана приехал один из членов партии, Алишер Усманов. Отделение партии было запрещено, как террористическая организация, в 2003. В 2006 власти арестовали 25 сторонников Хизб ут-Тахрир. 12 из них получили приговоры.

Хизб ут-Тахрир продолжала искать возможности создания плацдарма в мечетях, в том числе, и в таких значительных, как Булгар и Марджани в Казани. Были зафиксированы случаи, когда Хизб ут-Тахрир не давали официальным имамам вести проповеди. В 2009 партия организовала праздник Курбан-Байрам в Казани. В ходе празднеств над толпой, в которой было более тысячи мусульман, развевались флаги халифата. Ралли координировал имам мечети аль-Ихлас Рустем Сафин, приговоренный к двум годам условно за связи с Хизб ут-Тахрир.

С тех пор, знамя халифата последовательно появлялось во время ралли протеста, в то время как партия набирала поддержку среди мигрантов и татарских салафитов. Ячейки Хизб ут-Тахрир по-прежнему существуют в основных городах Татарии и Башкирии, и распространились на Урал и Сибирь. Точное количество их неизвестно, но, но неофициальной информации, они оперируют в каждом субъекте федерации к востоку и юго-востоку от Волги.

Хизб ут-Тахрир привлекательна тем, что не требует от своих членов каких-либо систематических акций, равно как и следования правилам поведения и диеты, предписываемыми исламом. Напротив, Хизб ут-Тахрир утверждает, что ее члены не должны отличаться от других мусульман и окружения - с тем, чтобы вести пропагандистскую работу. В дополнение к этому Хизб ут-Тахрир неоднократно провозглашала, что выступает против терроризма.

Террористические атаки после 2010

В начале 2010-х экстремистское крыло российского салафитского движения интенсифицировало свои операции в Татарстане. В республике были совершены несколько громких террористических атак, повлиявших на ситуацию не только в Татарстане, но и во всем волго-уральском регионе. В июле 2012 муфтий Илдус Фаязов был тяжело ранен, а его помощник, главный идеолог традиционного ислама Якупов был убит. Существует несколько версий этого теракта. По одной, речь идет о провокации федерального центра, с целью полного подчинения республики. Согласно другой гипотезе, убийство стало результатом распри из-за контроля на финансовыми средствами внутри Духовного Управления Мусульман Татарстана.

Первая теория представляется совершенно неубедительной. Кремлю давно не требуются предлоги для уничтожения остатков независимости региональных элит. Относительно второй президент Российского Исламского Университета Рафик Мухаметшин говорит: "Было бы наивно пытаться объяснять убийство Валиуллы Якупова финансовыми дрязгами. Идеологов традиционного ислама не убивают из-за денег". Таким образом, две атаки, скоре сего, были порождены внутрирелигиозной борьбой. Она, в свою очередь неотделима от противостояния, в котором светские власти становятся на сторону традиционного ислама и "официальных" имамов.

В результате, салафитские имамы особенно не сожалели о Файязове. Некоторые из них даже не молились за его выздоровление. Более того, в некоторых мечетях "царила атмосфера, близкая к праздничной". Немедленно после атаки радикальные исламские веб-сайты разместили комментарии, приветствовавшие покушение. Байрамова, перешедшая на сторону салафитов, назвала Файязова и Якупова "слугами шайтана". Задержание нескольких сотен подозреваемых сразу после инцидента вызвало организацию ралли - снова с флагами Хизб ут-Тахрир.

Террористические атаки в Казани напоминают серию убийств муфтиев, имамов и религиозных ученых, поддерживавших идеи традиционного ислама на Северном Кавказе. С 1995 были убиты 57 религиозных фигур (совершено 68 покушений). После убийства Якупова и покушения на Файязова пресса заговорила о "дагестанизации" Татарстана.

После террористических атак в Казани "эмир муджахеддинов" Марат Халимов, разместил в интернете сообщение сообщающее о начале активной стадии борьбы в бассейне реки Кама. Через месяц на трассе Казань-Зеленодонск взорвался автомобиль. Вероятно, речь шла о случайной детонации при транспортировке бомбы. В сгоревшей машине нашли останки трех человек, оружие и радикальную исламскую литературу. Раис Сулейманов, исследователь из Российского Института Стратегических Исследований полагает, что в Зеленодонске, считавшимся одним из очагов радикализма, возможно, готовилось покушение на Путина во время его визита в Татарстан.

В 2010-2011 несколько акций были предприняты башкирскими салафитами. Среди них - "рейд" в лесах Башкирии, в Пермской и Свердловской областях. Рейд не породил никаких серьезных результатов, и был не более, чем демонстрацией силы. В 2011 в Баймаке и Сибае были арестованы четыре члена салафитского джамаата, в том числе, лидер башкирских салафитов Ильнур Жакирьянов.

Наиболее бесславным терактом этого периода считается ракетная атака против большого нефтеперерабатывающего объекта в Нижнекамске. Интересной деталью является тот факт, что атаковавшие применили самодельную ракету Кассам, которую использует палестинское террористическое движение ХАМАС. Власти арестовали пять человек по этому делу. События в Нижнекамске вынудили власти Татарстана более активно заняться экстремистами и общей ситуацией в республике. Если в 2012 году президент Рустем Миникханов говорил, что "угроза радикального ислама преувеличена", то в 2014, обращаясь к депутатам нижнекамского муниципалитета он сообщил, что "если мы не сумеем обеспечить стабильность и спокойствие на этой территории, инвесторы сюда не придут".

Никакой точной статистики о количестве радикалов в республиках и регионах волжско-уральского региона не существует. Обычно говорят о 3000 в Татарстане. Якупов утверждал, что больше половины молодых людей в Татарстане - приверженцы радикального ислама. Другие утверждают, что салафиты составляют от 2 до 10% от общего числа российских мусульман. Согласно этой оценке, количество "нео-ваххабитов" в России - от 300 тысяч до 1,5 миллиона человек.

Это, конечно же, преувеличение. С другой стороны, будет неверным отрицать наличие у активных салафитов широкой социальной и религиозной базы, и того факта, что часть мусульман симпатизирует им из-за родства, этнической или географической близости. Это характерно, в первую очередь, для Северного Кавказа, но может быть обнаружено и в других регионах.

Недавним добавлением к термину салафит стало выражение "салафитствующий", означающее некий "облегченный" вариант салафита. Также в декабре 2013 патриарх Кирилл выдал еще одно интересное выражение, сообщив, что в Москве проживают десятки тысяч "околоисламских радикалов", благодаря притоку мигрантов с Северного Кавказа и из Средней Азии. О том, сколько околоисламских радикалов проживает в волго-уральском регионе остается только догадываться.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке