Zahav.МненияZahav.ru

Суббота
Тель-Авив
+24+17
Иерусалим
+24+12

Мнения

А
А

Концепт-кар Т-14 "Армата"

Во время парада танкисты хотя бы высовывались из люков Т-14, но это для парада. В боевой обстановке надо будет все время всматриваться в дисплеи в запертой консервной банке - бронекапсуле, без надежды на смену и отдых.

19.05.2015
Источник:Новая газета
מערכת וואלה! צילום מסך

Что представляет из себя новейший образец наступательной российской военной техники

На параде 9 Мая в Москве маршировали, гремя железными набойками по брусчатке, десятки батальонных колонн ("коробок"), в том числе "коробка" юных девушек в белых бантах и экзотические индийские гренадеры в традиционной парадной полковой униформе времен Британской империи. Над центром города пролетело 143 летательных аппарата, а по улицам проехало почти 200 единиц всякой военной техники, в том числе новые БТР, БМП, самоходки и разные ракеты, но все внимание было, конечно, сосредоточенно на танке Т-14 на универсальной гусеничной платформе "Армата".

Фото: Getty Images

Читайте также

Танки - это sexy, это квинтэссенция настырного наступательного начала с нагло торчащей длинной пушкой.

Трудно с земли ощутить отличие Су-30 от Су-35, но другое дело - новый танк с навороченной угловатой башней и хищно заостренной лобовой броней. Со времени изобретения в Первую мировую войну танки были всегда на острие любой военной кампании: в ближневосточных песках, в донецких степях, в кавказских и афганских горах. И везде потом оставались обгорелые, быстро ржавеющие остовы бронетехники советского образца разных модификаций с характерно оторванной башней.

Много сегодня снимков из Донбасса: сгоревший украинский Т-64 или российский Т-72 со скособоченной или улетевшей в кусты башней - это при попадании сдетонировал боекомплект снарядов и зарядных гильз с порохом в автомате заряжания в обитаемом боевом отсеке машины. Экипаж разорван в клочья или сгорел (иногда может выжить механик-водитель). Машина восстановлению не подлежит.

Американцы и израильтяне подбитые машины всегда эвакуируют и снова ставят в строй (еврейский ЦАХАЛ по ходу войны 2006 года эвакуировал и вновь поставил в строй до 90% подбитых в Южном Ливане танков "Меркава").

Потери среди иностранных танкистов также умеренны, и не бывает мгновенной детонации в обитаемом боевом отсеке: нет автомата заряжания пушки, снаряды уложены изолированно за скользящей бронезаслонкой в контейнерах с вышибной панелью. Заряжающий достает нужный снаряд из укладки, досылает в ствол, и заслонка закрывается. В случае детонации снарядов при попадании вылетает панель в контейнере с боеукладкой и ударная волна рассеивается снаружи, а не разрывает танк изнутри, как российский Т-72, или Т-80, или новейший Т-90, или украинский Т-64.

В шестидесятые годы в СССР при разработке нынешнего поколения бронетехники пошли, как теперь понятно, по принципиально неверному пути: создали танки с автоматом заряжания и уменьшенным до трех человек экипажем, сравнительно легкие (до 46 тонн), приземистые и подвижные, с мощной пушкой.

То, что броня слабовата и боекомплект нередко детонирует от первого попадания, безвозвратно губя экипаж и машину, - так на то и война, типа, бабы новых нарожают.

Модернизированные, но сравнительно недорогие российские и украинские танки и сегодня популярны в странах третьего мира с высокой рождаемостью. Но у нас ситуация другая, и даже начальство поняло, что надо делать что-то принципиально новое. Выпуск Т-72 и Т-80 был прекращен, модернизация Т-90 только удорожала конструкцию, но принципиально не устраняла коренные конструктивные недостатки. Из этой нужды и родился Т-14 "Армата".

Благородная цель - спасти экипаж - решена в Т-14 радикально: всех трех человек засунули в отдельную бронекапсулу в лобовой части корпуса, а центральный боевой отсек машины с автоматом заряжания и орудием в башне сделали необитаемыми.

Если там рванет, то люди должны уцелеть. Командир сидит не в башне, а перед ней в корпусе, и ни высунувшись в люк, ни через триплексы ничего толком увидеть не может. Поэтому корпус и башня Т-14 насыщены всякими датчиками, видеокамерами и сенсорами. Есть радар с фазированной решеткой, как у современного истребителя, который, как утверждают, способен одновременно контролировать до 40 наземных и 25 воздушных целей в радиусе до 100 километров.

На дисплеях экипаж (прежде всего - командир) должен видеть всю обстановку вокруг на 360 градусов - и ночью, и в любую погоду. Т-14 предназначен для ведения так называемой "сетецентрической войны" - обмениваться оперативными разведданными с другими танками и вышестоящими штабами, получать информацию об обстановке и о целях от дронов-беспилотников, от разведспутников и наземных наблюдателей. Бортовая информационно-управляющая система (БИУС) доводит интегрированную информацию об обстановке, целях и поступающих приказах до экипажа. Через БИУС ведется огонь и выбирается вид боеприпаса для выстрела.

Обитаемая бронекапсула покрыта многослойной броней, есть встроенная динамическая защита, и, как утверждают, на испытаниях лобовая проекция корпуса выдержала обстрел всеми возможными снарядами.

Кроме того, у Т-14 принципиально новая активная защита - специальные мортиры системы "Афганит", тоже управляемые БИУС, автоматически выстреливают ударные ядра и уничтожают выявленные радаром вражеские противотанковые снаряды. Расстояние перехвата - до 200 метров.

Вся эта красота, конечно, еще не боевая машина, а прототип, предстоят госиспытания, но президент Владимир Путин в Сочи уже высказался: "Эта техника (Сухопутных войск) была впервые показана на параде, ее тактико-технические характеристики заметно превосходят зарубежные аналоги. Нужно в кратчайшие сроки завершить все испытания и переходить к серийному выпуску". Речь идет об очень существенной программе практически полного танкового перевооружения бригад постоянной готовности.

Есть планы выпустить до 2300 новых танков до 2020 года.

Точная цена одного Т-14 не публикуется, известно только, что она "очень большая". С учетом того, что на Т-14 стоят самолетного типа радар, всякие сенсоры и примочки, цена, наверное, будет сравнима с ценой современного самолета (вертолета)

и во много раз выше, чем у Т-90 или у самых современных западных танков, - может, даже десяток-другой миллионов долларов, то есть где-то до одного миллиарда рублей за штуку. Соответственно программа только танкового перевооружения будет стоить триллионы рублей, что, конечно, в случае реализации станет грандиозным бизнес-успехом для "Уралвагонзавода", на котором большая часть работников сейчас отправлена в вынужденный отпуск из-за резкого падения спроса на вагоны, а Альфа-банк требует немедленного возврата кредита, угрожая банкротством всему холдингу.

Россия - единственная страна в мире, где сегодня сохранились отдельные Железнодорожные войска, поскольку именно железная дорога обеспечивает стратегическую мобильность - доставку войск, включая танки, к месту боя.

Максимальный вес и габариты любого отечественного танка (и другой техники Сухопутных войск) ограничены требованиями РЖД по нагрузке на одну ж/д платформу - меньше 50 тонн.

Чтобы как-то усилить броню, наши танки старались делать максимально маленькими, безжалостно сокращая все, включая отсек экипажа, что у Т-14 "Армата" доведено до крайности, до бронекапсулы, в которую экипаж уложен, как сардины в банку. Современные западные и израильские танки намного просторнее и удобнее. В танке "Меркава", например, сзади есть даже десантное отделение, как в БМП. Израильский полковник (ростом 196 см) рассказывал, что нередко спал в десантном отделении "Меркавы" во время Ливанской войны.

В достаточно просторных западных танках экипаж в бою одет в индивидуальную броню, которая защищает от осколков при поражении машины и повышает шансы выжить при эвакуации под огнем.

В нашу технику в броне не залезть, а главное - не выбраться при поражении машины.

Плохая эргономика - давняя русская традиция, исходящая из того, что служба - это тягота, но в Т-14 и это, похоже, довели до предела: 7 мая во время генеральной репетиции парада танк Т-14 "Армата" мертво и надолго встал на Красной площади прямо напротив Мавзолея. С машиной, кстати, все было в порядке - "отказал" механик-водитель, его заменил специалист "Уралвагонзавода", завел и увел танк. В дико сдавленном и неудобном внутреннем объеме наших танков экипаж быстро теряет способность адекватно управлять техникой, что очевидно случилось на Красной площади.

В бою вставший танк - танк потерянный. Во время парада танкисты хотя бы высовывались из люков Т-14, но это для парада. В боевой обстановке надо будет все время всматриваться в дисплеи в запертой консервной банке - бронекапсуле, без надежды на смену и отдых.

У Т-14 - та же гладкоствольная 125-мм танковая пушка, совмещенная с автоматом заряжания, что ставится (с некоторыми модернизациями) на все отечественные танки уже 45 лет. Через ствол пушки можно стрелять управляемым снарядом (ПТУР) с лазерным наведением и прицельной дальностью до 5 км, что должно было дать решающее превосходство над американскими "Абрамсами" и немецкими "Леопардами", у которых снаряд пушки в 120 мм бьет прицельно только на 2 км. Правда, в густонаселенной Европе, где лет 30-40 назад предполагались основные танковые битвы будущей большой войны, мало открытых равнин, и танковые дуэли на дистанциях больше 2 км практически невозможны. Тем не менее на Западе последовательно модернизировали свой танковый парк: существенно укрепляли броню, устанавливали БИУС и создали более могущественные бронебойные подкалиберные снаряды (БПС). В результате сегодня российские (советские) танковые ПТУР 9М119М "Инвар" и 9М128 "Зенит" с тандемными кумулятивными БЧ, а также БПС 3БМ42 "Манго", 3БМ32 "Вант", 3БМ48 "Свинец" - практически не в состоянии пробить лобовую броню современных западных танков (надо заходить сбоку). В то же время современные западные БПС калибра 120 мм пробивают лобовую отечественную броню на расстоянии в 2 км.

Заявления о том, что лобовая броня Т-14 "Армата" будто бы непробиваема - пустая бравада, в отечественном арсенале просто нет БПС, близко сравнимых по могуществу с американскими или немецкими, чтобы провести достоверные испытания.

Заряжание отечественной 125-мм танковой пушки раздельное: сначала лента автомата подает снаряд, потом в ствол досылается гильза с порохом (для ПТУР - вышибной заряд). Раздельное заряжание упростило конструкцию автомата, но наложило жесткие ограничения на линейную длину снаряда - как БПС, так и тандемного кумулятивного, что сыграло с отечественным танкостроением злую шутку. Танковая броня существенно укрепилась, и на Западе увеличили могущество своих БПС, в том числе за счет более массивного и удлиненного высокопрочного бронебойного "штыря". Унитарный танковый выстрел западной танковой 120-мм пушки, в котором соединены снаряд и пороховой заряд (как в оружейном патроне), позволяет существенно удлинять "штырь" БПС без существенного общего удлинения конструкции. А в России так и остались в тупике со старым, слишком коротким и слабым "Манго". Особой вины "Уралвагонзавода" в том нет: не они создают танковые снаряды или композицию брони, им пришлось ставить на Т-14 то, что есть в производстве. В результате, как это регулярно выходит в России, появился не танк будущего, а уродец, где на одной платформе неуместно слиты передовые и отсталые технологии. Типичная российская химера, навороченная, дико дорогая и в целом бесполезная. Вроде "Маруси" для "Формулы-1". Основная стратегическая цель почти всех подобных инноваций - освоение бюджета.

Т-14 "Армата" создан, типа, для "сетецентрической" войны, но реально для нее пока ничего практически больше в стране нет, и не ясно, когда появится. АСУ оперативного и тактического звена все создают, но никак не запустят. Путин обещает, что общая АСУ Вооруженных сил появится к 2025 году и что в ходе импортозамещения "мы можем все строить на абсолютно новой, самой современной технологической, технической и научной базе". Мол, на Олимпиаде в Сочи всех превзошли, "и то же самое нужно и можно сделать в оборонке, быть не на уровне - быть лучше, чем мировые аналоги". Нужны только деньги и время, уверен Путин, но средства уже выделены, осталось только выдерживать намеченный график, и Россия всех превзойдет, как, например, с танком Т-14 "Армата", у которого и вправду нет аналогов, и вряд ли появятся.

На Западе Т-14, в общем, хвалят - там тоже голодный ВПК, а возрожденная "российская угроза" - хороший аргумент для лоббирования бюджетных ассигнований.

Только новое поколение танков вряд ли кто станет делать, обойдутся дальнейшей модернизацией, а в будущем, наверное, сразу перейдут от нынешних обитаемых танков к разнородным сухопутным бронированным боевым дронам, у которых сменные экипажи (в том числе из женщин) будут далеко от поля боя попивать кофе и воевать на дисплеях без всяких бронекапсул.

ВС США и ЦАХАЛ реально готовы вести сетецентрическую войну, Британия с Францией к тому подтягиваются, а в России нет систем всепогодной радарной оперативной разведки "по земле" - ни радарных спутников-шпионов, ни самолетов, ни беспилотников. Единственный сегодня дееспособный беспилотник оперативно-тактической визуальной разведки - "Форпост" - собирается из иностранных комплектующих по израильской лицензии и является копией дрона IAI Searcher - в производстве уже 30 лет. Пока не с кем будет "сетецентрическим" Т-14 на будущих после парада госиспытаниях обмениваться информацией on-line, кроме как друг с другом, или к интернету подключаться и к Google Earth. При этом, кстати, работающий бортовой радар Т-14 будет мгновенно демаскировать новую машину, и в реальной войне с серьезным противником и новый танк, и группировка, в которой он будет действовать, - недолго проживут.

Эффективно противостоять западным танкам в наступательном бою Т-14 "Армата" в нынешнем виде не в состоянии, и защищаться будет также непросто: БИУС и бортовой радар используют купленные на Западе компоненты и могут быть выведены из строя западным электромагнитным оружием (electromagnetic pulse or EMP). Ослепленный Т-14 воевать по старинке - без сенсоров и радара, с зависшим БИУСом - не сможет вообще никак. Конечно, и со старой 125-мм пушкой можно воевать с отсталым противником, но Т-14 "Армата" для локальных конфликтов излишне наворочен и дорого стоит. Кроме того, западные танки постепенно распространяются по планете, и Украина может, например, наладить лицензионную сборку. Для решения этой проблемы на "Уралвагонзаводе" предлагалось поставить на так и не пошедший в серию танк Т-95 "Черный орел" орудие в 152 мм, и сегодня о той же пушке для Т-14 "Армата" заговорил Дмитрий Рогозин. Но говорить проще, чем сделать, в том числе из-за проблем производства качественных танковых гладкоствольных стволов большего калибра. У наших 125-мм есть уже проблема пространственной кривизны, из-за чего возрастает разброс и снижается скорость БПС на большой (около 2 км) дальности, а также быстрого (почти в два раза по сравнению с западным 120-мм орудием) износа ствола. У пушки в 152 мм эти проблемы будут много хуже. Заряжание орудия в 152 мм будет заведомо раздельным, длина снаряда будет примерно прежней, и хотя могущество снаряда возрастет, но вряд ли всерьез превысит лучшие сегодняшние западные образцы в 120 мм, при резком сокращении общего боекомплекта Т-14 "Армата", проблем снабжения в ходе боевых действий из-за наличия танков с разным основным калибром, низкой точности и быстрого износа нового 152-мм орудия.

Западные танкостроители уже имеют заделы по дальнейшему усилению защиты своих танков.

Лобовое бронирование немецкого "Леопард-2А6" уже сегодня в состоянии противостоять снаряду, который, по словам Рогозина, "прожигает метр стали" (гомогенной).

Западные танкостроители активно обмениваются технологиями, разработками и комплектующими и, очевидно, смогут справиться с проблемой Т-14 "Армата" даже с орудием в 152 мм без разработки и производства новых, а лишь при дальнейшей модернизацией существующих танков, и это будет во много раз дешевле, чем дальнейшая разработка и массовое производство Т-14 "Армата". Если цена нефти на много лет останется ниже 100 долларов за баррель, то и Т-14 будет, как сегодня, лишь большой игрушкой для большого начальства на парадах.

Одно хорошо - тяжелая гусеничная платформа "Армата" задумывалась очень гибкой, и на ее основе можно конструировать всякую бронетехнику, а не только Т-14.

Например, рассматривался вариант с передним расположением двигателя, как на "Меркаве", для лучшей защиты экипажа. Нужна в любом случае для нового танка существенно другая пушка с другим набором снарядов и другим автоматом заряжания или вовсе без него. Надо что-то делать с традиционно худой российской военной эргономикой, если, конечно, Альфа-банк не обанкротит "Уралвагонзавод". Но в российских Вооруженных силах и в Сухопутных войсках надо вправду многое модернизировать, и не только танки. Надо решать насущные проблемы, честно и открыто определяя приоритеты, вместо того чтобы привычно надуваться спесью, рассуждая об особом пути. Если экономически, научно, технологически и интеллектуально отсталая РФ в процессе нарастающей коррупции и деинтеллектуализации создает не имеющие аналогов в мире системы, то, скорее всего, они такие больше никому не нужны.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке