Утром - деньги, вечером - стулья
Фото: Getty Images
Утром - деньги, вечером - стулья

Только ленивый не высказался уже по поводу в муках рожденного нового правительства. Какое оно странное, неустойчивое, а в области персонального распределения должностей и некоторых самих этих должностей - еще и смешное. 

Я бы не стал присоединяться к общему хору, если бы среди всех этих оценок, со многими из которых согласен, а к зубоскальству по поводу возникшего новообразования готов присоединиться, было сказано главное. 

Главное же заключается в том, что правительство еще не сформировано. 

Признаки фанеры 

То, что нам представлено в четверг вечером и обсуждается вот уже несколько дней с перерывом на шаббат, - не правительство, а его промо-версия, фанерный макет, ограниченно действующая модель, экзаменационный черновик. Как танк "Армата" на Красной площади 9 мая (если верить тому, что о нем писали злопыхатели): рычит и ездит, а воевать не может - демонстрационная версия для парада. 

Тем, кому приходилось сдавать проекты в условиях нереальных сроков, известен этот способ: когда к дед-лайну не поспеваешь - покажи, что есть, потом доработаешь. Конечно, это дополнительные затраты и непроизводительные расходы, но лучше потратить лишнее, чем потерять все. 

У Нетаниягу не хватило времени сформировать настоящее правительство - и он представил то, что сумел сложить, пока флажок не упал. Сдал черновик - и теперь, не торопясь, продолжит работу над чистовым, рабочим вариантом. 

Откуда такие подозрения? Слишком прозрачны намеки. 

За что боролись… 

Все жаркие коалиционные баталии, вплоть до ультиматумов, выкручивания рук соратникам по "Ликуду" и партнерам по коалиции премьером и премьеру самому, хлопанья дверью и отключения телефонов, велись вокруг портфелей, по поводу портфелей и ради портфелей. Исключение составил лишь Либерман - единственный, кто, получив предложения министерских постов без борьбы, отказался от них, настаивая на обсуждении принципов будущего правительства. Но он в коалицию и не вошел. Остальные рубились нещадно лишь за места в правительстве. И только получив желаемое или предельно для себя возможное, удовлетворялись или не удовлетворялись, как Гилад Эрдан, - и оставались в коридоре ждать более приемлемого предложения. 

С чем я, конечно, всех нас поздравляю как избирателей - это мы взвешивали "за" и "против", мучились над проблемой выбора, спорили друг с другом до хрипоты, а то и ссоры, тратили два ярда своих налоговых денег - оказывается, ради карьеры того или иного политика, знакомого большинству из нас только по телевизору. 

Для нас ведь принципиально важно, в каком кабинете будет сидеть, скажем, Сильван Шалом - главы МИДа или постылого ему МВД? Мы бы, наверное, "кушать не смогли", если бы, например, Мири Регев или Гила Гамлиэль не стали госпожами министершами: одна - того, в чем она сама ничего не понимает (и не стесняется в том признаться), другая - того, что и нам без пол-литры не понять, чего? 

Портфельные принципы 

Но речь не о качестве отдельных министров и состоящего из них правительства в целом. А о принципах. Принцип же был один: кресла. 

Будь это иначе, хоть отчасти, тот же Моше Кахлон, сумевший продать свое единственное достижение - снижение телефонной платы на своем первом министерском посту, - по самой высокой электоральной цене, не дал бы Биби создать коалицию на его условиях, несмотря на беспрецедентно богатый набор должностей, который от него получил. 

Как в той агаде, которую не принято цитировать в Израиле, петух для него предупреждающе пропел трижды: когда он узнал, что еще до коалиционных переговоров (и даже до роспуска прежнего Кнессета) Биби пообещал "Яадут а-Тора" вынуть из казны пять миллиардов дополнительных трат; когда выяснилось, что другие коалиционные соглашения потребуют еще три миллиарда (в дополнение к предстоящему увеличению оборонных расходов на семь миллиардов это уже 15) и когда оказалось, что коалиция будет состоять из 61 депутата (о невозможности проводить реформы с таким "кандидатским минимумом" заявлял сам Кахлон). 

В преддверии такого опустошения казны соглашаться стать министром финансов, при этом продолжая представлять себя как будущего спасителя народа Израиля от дороговизны, - опрометчивость, цинизм и политическое самоубийство. Но как отказаться от вожделенного кресла? Пошел с песнями! 

Это и есть принцип формирования нынешнего правительства и единственная мотивация его членов - должности. 

Отчего оскудела земля 

А теперь - самое главное. Шли только ради портфелей. Делили только портфели. Побеждали и оставались недовольными - только портфелями. И конечно, вожделенных портфелей мало, на всех не хватает - отсюда разочарования, обиды, конфликты… 

Но посмотрите на якобы конечный расклад. При таком дефиците портфелей, при такой борьбе за них, у многих министров их оказалось по два, а то и по три. Особенно это относится к министрам от "Ликуда", правящей и родной партии премьера, где рубка за министерские места была самая жесткая и кровопролитная. Почему одним в ажиотажной очереди не досталось ничего, а другим - по нескольку в одни руки? 

В совке, в настоящей живой очереди за дефицитом (сапогами там или шапками, или битой птицей - я помню) их бы растерзали и морду бы набили продавцу, а тут - тихо в доме. Обделенные есть, есть недовольные, но отнюдь не этим. Что за пацифизм? 

Допустим, такая диспропорция понятна в отношении самого премьера, оставившего за собой портфели министра здравоохранения (простая формальность - чтобы зама с полномочиями министра, рава Лицмана, избавить от необходимости приносить клятву верности государству, с легитимностью которого он не согласен, - бюджет дербанить - да, а так - нет), связи, где, наоборот есть министр, но без полномочий министра (своя рука - владыка), и иностранных дел (держит как козырный бонус для будущего члена коалиции). 

А что ж с остальными полипортфельщиками? Неужели так оскудел еврейский народ, а пуще - его элита, народные избранники, и еще пуще - правящая партия, добившаяся редкого успеха на минувших выборах и одного из самых широких парламентских представительств в своей истории, что не найти на министерства достойных их возглавить - по одному на каждое? 

Допустим, премьеру виднее - он лучше знает своих соратников - и никого умнее, талантливее, способнее, надежнее и опытнее, чем Мири Регев, Гила Гамлиэль, Ципи Хотовели, у него для нас нет - это уже край. Допустим, это первая мысль, которая пришла вам (как и мне) в голову. Дождитесь второй, она вернее. 

Тут никакого бинома Ньютона. Тут та же ситуация, как с премьером. Всем счастливым министрам-многостаночникам не придется долго метаться, чтобы усидеть на двух-трех стульях. Они свои лишние места просто занимают впрок, просто греют, чтобы отдать в настоящие руки (точнее - под настоящие задницы), когда придет черед формировать настоящее правительство. 

Они это знают - министры от "Ликуда" точно, а остальным придется, возможно, узнать, возможно, посредством неприятного сюрприза. 

Это не просто догадка, достаточно просто высчитываемая логически на основании всего вышесказанного, особенно про принципы. Это предусмотрено коалиционными соглашениями. Где черным по белому записано, а внизу подписано всеми коалиционными партиями, что в случае увеличения коалиции до 70 мандатов, распределение портфелей может быть пересмотрено. А вот это уже да - мина замедленного действия. 

Левая дорожка с соломкой 

Теперь вопрос - кого с такими хитроумными приготовлениями ждут? 

Тоже не бином Ньютона. Уравнение со многими неизвестными не выстраивается никак - выбор прост и невелик до однозначности. 

Не Либермана. Он уже заявил (последний раз в интервью на 2-м канале на исходе минувшей субботы), на каких условиях готов войти в коалицию. Все они касаются не портфелей, а принципов, и это те же принципы, из-за которых НДИ не вошла в коалицию раньше, - закон о национальном характере государства, сохранение закона о равном распределении бремени, послаблений в гиюре, средства на поддержку алии, - и на которые Нетаниягу уже не согласился, поскольку это развалит его коалицию с харедим. 

И не Либермана ждет Биби, так тщательно обложившись соломкой со всех сторон для встречи. Иначе в минном пункте коалиционных соглашений не было бы записано условие роста коалиции до 70 мандатов для перераспределения портфелей. НДИ с его шестью мандатами семидесяти не дает. 

Да строптивый Либерман предусмотрительному Нетаниягу и не нужен для его далеко идущих планов. 

Поставив все на этот свой последний премьерский срок, Биби знает, что главная опасность его подстерегает не внутри, а снаружи. И это не Иран, о котором он так много говорит, а Белый дом, Обама. 

Лишь только американский президент завершит сделку с Ираном, он возьмется за Израиль. Трудно сказать, верит ли он, что сможет добиться мирного договора с палестинцами и создания палестинского государства до окончания своей каденции (это слишком фантастично даже для него), но то, что он приложит все усилия - свои и благодушных европейцев - к принуждению Израиля к миру, очевидно. И даже если не достигнет конечной цели на этом пути, вполне достижима промежуточная, но не менее желанная, - свержение Нетаниягу. 

Если тот будет упорствовать, отказываться наотрез - Израиль обложат по всем фронтам, на него обрушатся санкции, начнется экономический спад - и правительство падет. Если пойдет на уступки - Нетаниягу сбросят свои: правое крыло "Ликуда" и правые партнеры по коалиции. Оба варианта для Обамы - положительные. 

Биби учел оба - и соорудил подушки безопасности на каждом из них. Он обеспечил костяк оппозиции из наиболее идеологически не мотивированных - из ультраортодоксов. Их поддержка достается дешево - за деньги (хоть и очень большие) и остается надолго (пока платишь). На все остальное, включая уступки палестинцам, им плевать. С ними за спиной можно отступать настолько, сколько хватит терпения у оппозиции в собственной партии. 

Поэтому Биби и решил развалить прежнюю коалицию, в которой харедим не было. Хотел без выборов - Либерман не дал. Так что премьер сначала договорился с ультраортодоксами, подписав с ними все, что они хотели, - и тогда уже распустил Кнессет, пошел на выборы, где победил. То, что страна попала в зависимость от аппетитов харедим - неизбежные издержки. Зато теперь у Биби свобода маневра для уступок. 

Но сам на них он пойти не может. Для правого политика это политическая смерть. Пример Шарона вся политическая жизнь которого осталась в памяти лишь оппортунистическим разворотом - отступлением из Газы - красноречивое предостережение. Для того, чтобы сделать то, к чему его вынудят все равно, ему в правительстве нужны левые. Надо это сделать их руками. 

Поэтому для них нужно зарезервировать портфели. Поэтому в коалиционные соглашения введен пункт про перераспределение министерских постов при росте коалиции свыше 70 мандатов. Он нужен не столько для строптивых коалиционных партнеров, сколько для бунтарей в своей партии. Чужих правых, которые не согласятся на переговоры с палестинцами, он собирался и так выбросить из коалиции, а на их министерские места посадить леваков. 

Опытный лидер НДИ раскусил этот план, а менее прозорливый глава "Еврейского дома", похоже, нет. Беннет азартно вырывал из глотки премьера место министра юстиции для Аелет Шакед, используя цейтнот, а когда дожал, торжествовал, не понимая, как ненадолго это торжество и как хорошо запомнит Нетаниягу это унижение. 

Либерман и Беннет предназначались на заклание при создании настоящего правительства, и в его переходном варианте им надлежало греть почетные места для восшествия товарищей из Сионлага. Через десять месяцев после выборов должны пройти праймериз в "Аводе" (если они не случатся раньше) - предстояло лишь дождаться, а там новый лидер - будь то Герцог, Яхимович или кто еще - ввели бы свой левый лагерь всей фракцией или частями в правительство на освобожденные для них (фактически забронированные) места. 

Либерман спутал премьеру карты, уйдя в оппозицию и оставив его с коалицией, висящей на тонком волоске в 61 голос. Это сильно осложняет игру. Поэтому пришлось перепоручить бронирование мест для левого пополнения соратникам из "Ликуда", вешая на них портфели гроздями. Поэтому (время дорого - глядишь, вот-вот лишишься кворума) эмиссары "Ликуда" усиленно приманивают министерскими портфелями депутатов из оппозиции в индивидуальном и мелкооптовом порядке. Заманчивые предложения уже отклонили Софа Ландвер и Орли Леви-Абукасис из НДИ. Попытки будут еще, положение шаткое, особенно с учетом обиженных в самом "Ликуде". 

Так что настоящего правительства у нас еще нет. А каким оно будет - пока неизвестно. Тем более - когда.

counter
Comments system Cackle