Zahav.МненияZahav.ru

Суббота
Тель-Авив
+26+19
Иерусалим
+23+15

Мнения

А
А

Веселится и ликудит весь народ

Представленное правительство марионеток Нетаниягу вызвало разочарование у всех, кто в него верил и голосовал за Ликуд. У тех, кто не верил, - отвращение. Долго ли оно просуществует?

18.05.2015
Источник:Глобус
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

Представленное правительство марионеток Нетаниягу вызвало разочарование у всех, кто в него верил и голосовал за Ликуд. У тех, кто не верил, - отвращение. Долго ли оно просуществует, это 34-е правительство за недолгую историю Израиля?

В ночь на 17 марта Биби чувствовал себя на крыше мира. Его победа была убедительной, и многие из успевших разочароваться в нем сторонников, те, кто решили голосовать за другие партии, в последний момент прошли «всеобщую мобилизацию». Две восходящие политические звезды, Нафтали Беннет и Моше Кахалон, от призыва консолидироваться перед лицом внутренней арабской угрозы под знаменем Ликуда, серьезно проиграли. Безработные с Юга и вполне успешные жители центра страны встали с диванов и единой колонной двинулись к урнам. Еще бы, еврейскому государству угрожали караваны арабских автобусов, проплаченные левыми амутот. В итоге Биби получил дополнительно около 9 мандатов, и с 30 парламентскими местами в Кнессете был провозглашен волшебником и королем.

Пока свита играла короля, ему бы взять да сформировать сильное правительство и навязать коалиционным партнерам жесткие условия. Но вместо этого он с первой минуты пошел на поводу у харедим, своей главной надежды и опоры. Им-то он отдал важные политические посты, передал крупные бюджеты, словом, сделал даже больше, чем те просили. Все достижения прошлого правительства, которое возглавлял какой-то другой Нетаниягу, были откровенно похерены. Главным поражением следует считать отмену уголовных санкций за уклонение от воинского призыва. Только этот закон с угрозой тюремного заключения мог заставить молодых ортодоксов служить и в дальнейшем давал им шанс вписаться в израильское общество.

Нетаниягу таким образом плюнул в лицо не только Либерману, но и Беннету, и Лапиду, чьи совместные инициативы позволили принять этот революционный закон. Попутно был похоронен и облегченный гиюр, крайне важный для молодых олим. Ни о каком выборе раввина, в том числе либерального, теперь не может быть и речи. Помимо диктата в городских раввинатах, ашкеназийские и сефардские харедим в лице рава Лицмана получили вожделенный Минздрав, министерство экономики (Арье Дери), а горькая пилюля от отказа дать МВД была подслащена ему региональным развитием Галилеи и Негева, чего тот даже не просил. Ну, а министерство по делам религий, чтобы Беннет знал свое место, досталось Давиду Азулаю из ШАСа. Министерская нарезка была настолько странной, что весь народ Израиля согласился с определением Бужи Герцога, назвавшего новое правительство цирком. Пока у нас 19 министров, два министра без портфеля и четыре замминистра. Но Биби, опасаясь, что узкое правительство в 61 голос может в любой момент пасть, оставил для себя целый ряд опций. Иначе как объяснить, что у нас Исраэль Кац одновременно и министр транспорта, и по делам разведки? Элькин - алии и абсорбции и одновременно по стратегическим угрозам, которые может принести эта алия. С Элькиным все понятно, это ему нужно для того, чтобы войти в узкий кабинет. Особенно забавно выглядит должность Ярива Левина. В первой половине дня он министр внутренней безопасности, во второй - туризма, а по ночам немножечко шьет как министр по связям правительства и Кнессета. Гила Гамлиэль как министр занимается и правами женщин, и нацменьшинств, а одновременно - пенсионерами и молодежью. Отдельно, своей жизнью, существует министерство соцобеспечения во главе с влиятельным ликудовским кабланом голосов Хаимом Кацем. И Беннет у нас одновременно министр просвещения и по связям с диаспорой. Помимо вышеназванных «многостаночников», есть еще странная плеяда министров без портфеля. Вот как понимать назначение Офира Акуниса министром без портфеля в министерстве связи, при том что министром связи является сам премьер, и просто министром без портфеля оказался несчастный Бени Бегин. Найдите уже ему, наконец, плохонький портфель!

Чем объясняются такие многоотраслевые назначения? Вероятно, с одной стороны, Нетаниягу неловко с первого дня работы правительства раздувать собственный кабинет до небес. 18 министерских постов было одним из главных достижений Лапида и Беннета в прошлой каденции. А с другой стороны, Нетаниягу дает понять Герцогу, что в случае успешных праймериз в Аводе он сможет войти в правительство (естественно, без Ливни) и аккуратно откусить от вышеозначенных половинок.

Нетаниягу, опасаясь узкой коалиции, заранее обещал НДИ МИД и абсорбцию. Более чем щедро для партии, получившей стараниями премьера только 6 мандатов. Однако Либерман не мог пойти на такую сделку, которая похоронит все достижения и программу НДИ: закон о гражданстве, который поддерживал сам Биби, призыв, гиюр, реформу системы власти. Поначалу Ивет выжидал, как будут развиваться события, и когда Биби уже поверил, что 67 депутатов у него в кармане, принял решение не входить в правительство. Весьма нестойкое большинство в 61 голос привело к демаршу Беннета, когда пришлось согласиться на все его требования. Беннет видел себя министром обороны, но с 8 мандатами его требование выглядело безосновательным, потому-то и соглашения с «Еврейским домом» не было до последнего момента. В конце концов, Беннет получил Минпрос с серьезной прибавкой бюджета на нужды религиозной системы образования «Еврейского дома», как и министерство юстиции для ненавистной Айелет Шакед.

Составив коалицию, Биби до последнего момента не мог сформировать правительство, на этот раз уже из-за амбиций ведущих фигур Ликуда. Каждый из них примерял на себя пост главы МИДа, но при этом выторговывал для себя престижные должности. Что бы ликудовские горлохваты ни получили, у них было ощущение собственной недооцененности. Сильван Шалом стал министром внутренних дел и вице-премьером, Юваль Штайниц - энергетики и национальных инфраструктур, Мири Регев, как достойная продолжательница дела Лимор Ливнат, возглавила культуру и спорт, а не менее интеллигентная и тактичная Ципи Хотовели, с учетом ее дипломатических талантов, теперь замминистра и практически хозяйка МИДа. На ее фоне брутальный Либерман - просто Дизраэли. Нетаниягу выкрутили руки все, включая его главных оппонентов, Дани Данона (министерство науки) и Ярива Левина. Даже никогда не бывший министром Зеэв Элькин, дабы не воспринимать абсорбцию ссылкой, занялся стратегическими угрозами.

Популярный (второе место на праймериз) Гилад Эрдан повторил судьбу другой недавней ликудовской звезды - Гидеона Саара. Если вспомнить, что до этого был еще Моше Кахалон, то становится понятным, что наша императорская чета больше всего опасается молодых принцев. Эрдан требовал ни много ни мало как объединить портфели министра внутренних дел и внутренней безопасности, как и было когда-то. Он мотивировал свою просьбу тем, что подобная практика принята во многих странах мира. Но надо полагать, что возникновение такого утяжеленного министерства Биби счел для себя опасным. Эрдан, будучи человеком принципов, отказался занять министерский пост и хлопнул дверью. Он даже успел сказать, подобно Кахалону, что не следовало бы голосовать за Ликуд во главе с Нетаниягу. Сам Кахалон, в прошлом успешный министр связи, от своего разрыва с Биби только выиграл - с позиции силы он смог получить для себя желанное министерство финансов и, как он полагает, все инструменты для проведения жилищной реформы.

Выплеснув из колыбели всех красивых младенцев, мы остались с Мири Регев, Гилой Гамлиэль и Ципи Хотовели. А министерство связи премьер оставил при себе, в связи с чем возникает вопрос: не для того ли, чтобы бороться с «Едиот Ахронот» и защищать «Исраэль хайом»? А еще на 10 канале ИТВ работает Равив Друкер, который периодически помещает неприятные для Сары сюжеты, так что, если удастся закрыть Десятый канал, тот останется без работы.

Вот теперь-то я догадался, зачем преданный Офир Акунис удовлетворился крохами, должностью министра без портфеля при министерстве связи. Назначен ликвидатором? Кстати, другой верный соратник, Цахи Анегби, получил обещание, что к середине каденции он подменит Акуниса. Как вы думаете, будет ли эта каденция самой короткой в истории Израиля?

Ну и, конечно, опала в отношении Дани Данона, критиковавшего премьера на посту замминистра обороны, была несколько смягчена второстепенным министерским портфелем.

Над этим правительством перманентно висит угроза развала из-за демарша кого-либо из депутатов. А ну как двое из них не проголосуют против, и пройдет вотум недоверия правительству? Это симптоматично произошло в первый день, когда правительство представляли. Хаим Кац, опирающийся на профсоюз «Таасия авирит», заявил Нетаниягу: либо я стану министром соцобеспечения, либо вовсе не приду голосовать. Конечно, он тут же получил желанный портфель. Не менее забавной вышла история с друзским депутатом Аюбом Карой. Тот выдвинул ультиматум: или я буду министром, или может произойти что угодно. Портфель ему не дали, и тогда Кару поразил жестокий сердечный приступ с обмороком, что запечатлели его помощники перед отправкой в «Адассу». Странно, но опытные врачи не нашли никакой патологии, однако госпитализировали для обследования и выдали больничный браслет. Прознав о душевной травме Кары, премьер назначил его замминистра по делам друзов. Эта весть, как эликсир, излечила Кару, и он был бодр и весел во время голосования, но на всякий случай демонстрировал всем свой браслет.

Уж не знаю, соглашаться ли мне с Герцогом по поводу цирка, но правительство выглядит как театр марионеток, маленьких и злобных. Его еще не привели к присяге, а в Негеве уже было решено начать забастовку и акции протеста в связи с увольнениями и растущей безработицей. В той же Димоне свыше 50 проц. избирателей проголосовали за Биби, а теперь почесывают в затылках: почему мы не выбрали Либермана или Лапида?

В оппозиции, наконец, траурные настроения по поводу проигрыша сменились надеждой на грядущий развал хлипкой коалиции. В связи с чем Герцог сказал, что он не польстится на пост министра иностранных дел в правительстве Биби. Но как в этой ситуации поведут себя центристы во главе с Яиром Лапидом, что предпримет Шелли Яхимович, главный оппонент Герцога в Аводе и, наконец, на какой альянс решится правый Либерман, отнюдь не считающий новое правительство «ни правым, ни национальным»? По его мнению, «оно не вызывает доверия избирателей и не имеет права на существование».

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке