Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+24+14
Иерусалим
+22+11

Мнения

А
А

"Антисемитизма у нас нет - спасибо Путину"

Bо Львове, после начала военных действий в Донбассе и развернутой российской пропагандой кампании по обвинению новых украинских властей в фашизме и национализме, евреи стали своего рода "священной коровой".

Игорь Ротарь
02.05.2015
Источник:Росбалт
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

"У евреев Львова во время войны не было никаких проблем как с национально-освободительным движением Степана Бандеры, так и украинским народом", - убеждает меня помощник главного раввина Украины, руководитель львовской благотворительной организации "Хесед" Сева Файнерман.

Ребе Сева напоминает, что во время войны митрополит Украинской греко-католической церкви Андрей Шепетицкий (сотрудничавший с оккупационными властями, пославший приветствие Гитлеру и благословивший бандеровцев) спас от смерти тысячи евреев (и это тоже правда, спорить можно лишь о количестве спасенных) и был единственным представителем церкви в Европе, обратившимся к папе римскому с призывом осудить их уничтожение.

По мнению львовского раввина, у евреев были великолепные (!) отношения и с бойцами УПА в послевоенные годы (кстати, тот же Шептицкий незадолго до смерти успел осудить бандеровщину, потребовать от УПА разоружиться и послать приветствие освободителю-Сталину). "Традиционно евреи в Западной Украине были провизорами и аптекарями, поэтому раненые бойцы УПА приходили за помощью именно к ним, и евреи никогда не отказывали партизанам", - убеждает меня ребе Сева.

Господин Файнерман полностью разделяет и позицию Верховной рады Украины, которая недавно приняла закон, наделяющий членов запрещенных в России Организации украинских националистов и Украинской повстанческой армии статусом борцов за независимость.

Признаться, я был настолько ошарашен подобными откровениями, услышанными не из уст какого-нибудь ветерана-оуновца, а правоверного иудея, что даже не спросил о его отношении, ну, хотя бы к львовскому погрому в июле 1941-го или к письму главы "украинского правительства" Ярослава Стецько Степану Бандере, в котором он писал: "Создаем милицию, которая поможет убирать евреев", или к программным документам ОУН, где евреи, наряду с "москалями" и поляками, относились к числу "враждебных народов".

Кстати, даже в музее Украинского освободительного движения, где работают люди с понятными взглядами, за львовский погром хоть как-то пытались оправдаться. Меня уверяли, что когда Шухевич вместе с немцами и своим батальоном "Нахтигаль" входил в город, то Бандера якобы издал приказ о том, что в немецких акциях против евреев участвовать не нужно, но, дескать, отдельные бандеровцы из львовского подполья не удержались и к погромам присоединились, но только как частные лица.

Знает, конечно же, почтенный ребе и о заявлении руководства иерусалимского мемориального комплекса „Яд ва-Шем“, в котором указывается на связь "между действиями батальона „Нахтигаль“ под командованием Шухевича и погромом во Львове в июле 1941, унесшим жизни приблизительно 4000 евреев", но, видимо, с ним ничуть не согласен.

Конечно, позиция львовского раввина выглядит в высшей степени "не еврейской", но, возможно, вот эта его фраза кое-что объяснит: "Да, конечно же, как и в других регионах мира, в Западной Украине был антисемитизм. Но - спасибо господину Путину! Российская агрессия в Восточной Украине сплотила жителей нашей страны разных национальностей, сегодня нам не до распрей между собой", - заявил "Росбалту" Сева Файерман.

Отметим, что до Второй мировой войны евреи составляли около трети населения Львова. Накануне перестройки их численность также была относительно высокой – более 2 процентов (а с полукровками значительно больше). Увы, в последующие годы почти все они уехали в Израиль и США. Сегодня во Львове осталось менее двух тысяч евреев – почти все они люди преклонного возраста.

На массовую эмиграцию не повлияли и символические жесты городских властей: еще в 1992 году во Львове был сооружен памятник жертвам еврейского гетто (третьего по численности после варшавского и лодзинского, где до дня освобождения дожили всего 300 человек), в городе есть улица Шолома-Алейхема. Открыт во Львове "настоящий" еврейский ресторан, где в меню нет цен и посетители должны торговаться. Правда, официанты в нем сплошь украинцы, но еврейской молодежи, способной занять эти рабочие места, в городе и в самом деле мало.

Во Львове действует и синагога, хотя число ее прихожан составляет всего несколько десятков достаточно пожилых людей, но именно их корреспондент "Росбалта" привлек в качестве "экспертов" по еврейскому вопросу. Все они были единодушны: после начала конфликта с Россией антисемитизм из Львова напрочь исчез - украинцам сейчас не до евреев.

Вообще-то, как говорят специалисты, на территории бывшего СССР это явление, когда антисемитизм исчезал или существенно ослабевал, замещаясь другими фобиями, уже имело место. Как признавали некоторые еврейские лидеры России, антисемитизм в РФ резко спал, когда ему на смену пришли антикавказские настроения. А во Львове, после начала военных действий в Донбассе и развернутой российской пропагандой кампании по обвинению новых украинских властей в фашизме и национализме, евреи и вовсе стали своего рода "священной коровой".

Я прошелся по бывшим еврейским кварталам и беседовал о его прежних обитателях с обитателями нынешними – украинцами. Принимали меня за еврея (я не спорил), но беседовали очень доброжелательно: "Ваших сейчас из Израиля много приезжает, тоже интересуются. Вы еще в парк при роддоме (бывший еврейский госпиталь) зайдите, там какие-то ваши святыни сохранились".

На многих магазинах и кафе бывшего еврейского квартала даже восстановили надписи на идиш, как это было во времена, когда город еще входил в состав Австро-Венгрии. Хотя кому их сейчас читать?

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке