Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+27+20
Иерусалим
+26+15

Мнения

А
А

Что Обама рассказал мне о сделке с Ираном

На встрече в Овальном кабинете президент США признался, что пытается решить проблему Ирана дипломатически, но готов и к худшему повороту событий.

Томас Фридман
07.04.2015
Источник:Новое Время
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

На встрече в Овальном кабинете президент США признался, что пытается решить проблему Ирана дипломатически, но готов и к худшему повороту событий

Я был в Иране в сентябре 1996 года. Больше всего из этой поездки мне запомнилась надпись «Долой США» в холле отеля. Это было не граффити и не надпись от руки, а табличка, прикрепленная к стене. Тогда я понял, что наладить отношения между США и Ираном будет очень трудно.

Теперь, когда между администрацией Барака Обамы и Ираном готовится подписание рамочного договора, табличку в том отеле, возможно, снимут, а между США и Ираном, в конце концов, ослабится 36-летняя холодная/горячая война. Но это решение также чревато очень большим риском для США, Израиля и суннитских союзников Америки – Иран может стать ядерным государством.

Президент Обама пригласил меня в субботу в Овальный кабинет, чтобы изложить свое видение того, как именно он собирается сбалансировать риски и возможности, которые возникнут из-за новых договоренностей между США и Ираном. В ходе разговора меня больше всего поразило то, что можно назвать «доктриной Обамы». Когда я спросил у президента, есть ли какой-то общий знаменатель для решений по прекращению продолжительной изоляции Бирмы, Кубы и Ирана, Обама озвучил мне свою доктрину. По его мнению, размораживание отношений с этими странами может быть намного выгоднее для Америки, нежели нескончаемые санкции. Он добавил, что США могут пойти на некоторые риски, чтобы достичь более существенных выгод. Например, лучше и перспективнее договориться с Ираном сегодня, чем ждать, что он создаст атомную бомбу завтра. По мнению Обамы, предполагаемый договор обезопасит мир от иранской бомбы как минимум на десять лет.

«Мы достаточно сильны, чтобы протестировать подобные предложения без риска для себя. И это то, чего люди, кажется, не понимают», - сказал Обама. «Да, Иран более опасен, чем Куба. Однажды его действия уже привели к смертям американских граждан. Но бюджет обороны Ирана составляет лишь $30 млрд, а бюджет США – $600 млрд. Иран понимает, что не может противостоять нам. Вы спрашивали про доктрину Обамы? Так вот, она состоит в том, что мы будем размораживать отношения с этими странами, сохраняя за собой возможности для противодействия. Мы не будем наивными. Кто знает, может дипломатический подход со временем подтолкнет Иран к изменениям? Если же этого не произойдет, то военное превосходство остается при наc. Мы не отказываемся от самозащиты и защиты своих союзников, но почему бы не проверить перспективу налаживая мирных отношений?", - спросил Обама.

Израильский вопрос и арабские союзники

В ходе разговора президент, конечно же, коснулся и опасений стратегического партнера США Израиля, которого больше остальных волнует снятие санкций с Ирана. «Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху утверждает, что его страна очень уязвима, что у них нет возможности так рисковать, и я понимаю его», - заверил Обама. Но он также уверен, что обезопасить мир от иранского ядерного оружия могут только дипломатия и рамочное соглашение, которое предлагает США. «Это очевидно», - сказал Обама.

Говоря об Израиле, Обама был очень эмоционален - я видел его таким впервые. По его словам, он не хочет, чтобы его считали антиизраильским политиком. Он отметил, что Израиль и США многое связывает. «Отношения с Израилем давно стали чем-то особенным, что вышло за рамки обычных межгосударственных отношений, и это надо сохранить», - сказал Обама. Но он также уверен, что нужно сохранить возможность вести дискуссию по тем или иным вопросам в обеих странах.

Что касается защиты суннитских арабских союзников США, таких как Саудовская Аравия, то Обама отметил, что они действительно имеют некоторые весьма реальные внешние угрозы. Но не менее опасны угрозы внутренние. По мнению Обамы, самые большие риски исходят не от Ирана, а от неудовлетворенности граждан политикой своей власти, от безработицы и разрушительной нигилистической идеологии. И сосредоточиться надо на улучшении политики внутри страны, чтобы у суннитской молодежи появились и другие ориентиры, помимо ИГИЛ.

Обама признал, что Иран является сложной страной, как и США. Там процветают тенденции, которые несут угрозы не только национальной безопасности Америки, но и ее союзникам. «Но мы также заметили, что в Иране есть практическая жилка. Я думаю, что они обеспокоены вопросом собственного самосохранения. Победа Хасана Рухани на выборах показала желание иранского народа воссоединиться с международным сообществом, их озабоченность экономикой и желание выйти на глобальные рынки», - сказал Обама.

Аргументы за соглашение для израильтян и иранцев

Я спросил у Обамы, что бы он сказал израильтянам, зная их опасения по поводу надвигающегося ирано-американского соглашения?

«Это соглашение – лучший способ избежать появления у Ирана ядерной бомбы. Его подписанием мы пошлем Ирану и всему региону очень четкий сигнал, что тот, кто ссорится с Израилем, ссорится и с Америкой. В сочетании с дипломатическим подходом это может снять самый животрепещущий вопрос – вопрос ядерного оружия. И я думаю, что в перспективе это начнет снижать градус напряженности в регионе», - ответил он.

Я спросил, что президент США сказал бы иранскому народу, чтобы убедить их, что эта сделка и в их интересах?

«Чтобы быть сильным игроком в регионе, Ирану не надо быть антисемитским, антиизраильским или антисуннитским. Иран будет намного сильнее, если станет ответственным международным игроком и прекратит агрессивную риторику в отношении соседей. Иран очень выиграет, если будет производить оружие для самообороны, а не для участия во всевозможных гибридных войнах. Учитывая размер страны, ее население и ресурсы, Иран может стать очень успешной региональной силой. И я надеюсь, что иранцы скоро это поймут», - ответил Обама.

«Доктрина Обамы»

«Что касается «доктрины Обамы», - заключил президент, - то я несу ответственность за то, чтобы Иран не получил ядерного оружия. Я думаю, они понимают это. И я надеюсь, что в результате наших усилий начнется новая эра в американо-иранских отношениях и новая эра в отношениях Ирана со своими соседями».

Что бы ни случилось в прошлом, сказал Обама, сейчас основные интересы США на Ближнем Востоке – это не нефть и не территории. США заинтересованы лишь в том, чтобы все жили в мире, чтобы на их союзников никто не нападал, чтобы на детей, не имеющих ни барреля нефти, не падали бомбы, чтобы людям не приходилось массово покидать свои дома. «Мы заинтересованы в том, чтобы регион процветал. Думаю, нас ждут большие перемены, и соглашение с Ираном будет первым шагом на этом пути», - подытожил президент.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке