Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+41+20
Иерусалим
+36+16

Мнения

А
А

Свалить или остаться - вот в чем вопрос

Редко кто винит самого себя за неумение адаптироваться, за нежелание принять полностью ту страну, куда ты репатриировался.

26.02.2015
Источник:mnenia.zahav.ru
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

Данил Кагарлицкий, гражданин Израиля: "Мы с семьей - яркие представители "второй колбасной эмиграции". "Русская планета". 

Случается: наткнешься на статью, бегло ее пробежишь, подумаешь – а, ничего нового да летишь дальше. Потом отвлечешься, займешься другим делом. Спустя какое-то время ловишь себя на мысли – не мешало бы вернуться. 

Так случилось с заметкой на сайте IzRus "Меняет Хайфу на Красноярск: надоело быть никем".   

Казалось бы, обычный житейский случай: супруги Кагарлицкие, жители севера страны, после двадцати лет жизни в Израиле решили вернуться в родной город Красноярск. Мало ли, кто куда возвращается, мало ли кто куда эмигрирует – хозяин барин. 

Это вы так думаете, но вот автору статьи на этом житейском примере нужно было показать другое – подчеркнуть недовольство Израилем, потерю самоуважения и сделать соответствующие выводы: "… найти настоящую работу, которая будет приносить удовольствие, а не унижение".

Обычные журналистские приемы и трюки. Поразило не это. Обратил внимание на трагический тон статьи, поистине гамлетовского масштаба: "Быть или не быть – вот в чем вопрос". Скорее всего, такой бескомпромиссный подход – это самоощущение русского еврея в эмиграции. Или – или. 

Или бить себя в грудь и клясться в любви к матушке России, забывая на минуточку о том, что ты не русский, а еврей. Или перековаться полностью и окончательно в израильтянина, традиционного, живущего по законам Торы, и поливающего грязью любое русское проявление. Или возненавидеть все израильское и бежать отсюда, проклиная тот несчастный день, когда ступил на эту землю – или возненавидеть всякого, кто осмелился заговорить об отъезде. 

Данил Кагарлицкий: "Я уже и не верю, что когда-то считался хорошим геологом, а жена забыла, что она кандидат наук". 

Почему, - задаю себе вопрос, - почему репатриация или наоборот возвращение на прежнюю родину в других странах – явление не то что обыденное, но и не экстраординарное. Частная проблема семьи, в которую никому не позволено вмешиваться. Такой же шаг русскому сознанию видится как нечто роковое и необратимое – шаг в бездну, откуда возврата уже нет. 

Я уж не говорю о том, с каким остервенением, злостью и даже ненавистью провожают отъезжающих в Красноярск бывших геологов наши соотечественники. На маленькую статью написаны десятки комментариев, в большинстве, конечно, негативные. Маргарита Григорьевна: "Флаг им в руки! Израиль послужил для них и их детей всего лишь трамплином. И теперь они хотят вернуться в Красноярск, что вполне понятно: там геологи и геофизики нарасхват. Только вспомнили они об этом почему-то после 20 лет сытой жизни в Израиле". 

Еще одна особенность бегства из опостылевшей страны. Редко кто винит самого себя за неумение адаптироваться, за нежелание принять полностью ту страну, куда ты репатриировался. Чаще всего по отношению к принявшему и приютившему его Израилю отъезжающий прячет за пазухой камень укоризны, который бросит в него, когда примет решение "валить".  

"Проблема, честно сказать, в одном - надоело быть никем. Работать охранниками, уборщиками, грузчиками. Все время оставаться третьим сортом и не иметь надежды выбиться в люди". 

Раз уж мы заговорили о столь щекотливой теме, то не мешало бы разобраться в стилистических тонкостях слов. Почему одни говорят "уехать из страны" - другие предпочитают сказать "свалить". Семья Кагарлицких не сформулировала, что, собственно говоря, она хочет сделать: свалить из опостылевшей страны – или уехать в прежнюю жизнь. 

Как мне кажется, они хотят вернуться в прошлое. В любимую профессию, к старым друзьям и неизжитым воспоминаниям. Почему-то забывая, что между милым прошлым и нынешним настоящим, между израильским бытом и российской действительностью лежит пропасть. Пропасть, наполненная разными событиями, разными людьми и даже разными деньгами. Потому, не вписавшись до конца в израильскую реальность, бывшие красноярцы рискуют не вписаться в рамки другой жизни, оказаться чужими в ином мире. 

Когда начинаешь разбираться в стилистических нюансах, понимаешь: статья на IzRus по-своему трактует термины. Для нее отъезд из Израиля не просто поиски себя или ностальгия по прошлому – речь идет о "сваливании", то есть о том самом "камне за пазухой", который следует метнуть в страну. 

Происходит не обман – подмена понятий. Игра смыслами дает возможность израильскому сайту высказать свое отношение к проблеме отъезда. 

Дмитрий Никольский, гражданин США: "Я уехал в Америку в 1992 году просто потому, что появилась такая возможность". 

Между тем опубликованный материал, о котором мы говорим, лишь перепечатка с другого сайта "Русская планета". Причем, "Русская планета" вовсе не задавалась теми задачами, которые ставил израильский сайт. Русский сайт имеет свою собственную цель и направленность: показать привлекательность современной России. Потому здесь подобраны несколько случаев возвращения бывших красноярцев в свой город. 

Что показательно, из всех интервью, а опрошены семейства из Китая, Испании, США, решившие вернуться в Красноярск, первым все же стоит семейство Кагарлицких из Израиля. Да и само название статьи: "Надоело быть никем" - взято из их интервью. А все почему? Потому что остальные интервью говорят не о стремлении уехать, а лишь о страстной тяге вернуться. Зато израильтяне главной причиной отъезда назвали - невозможность реализовать себя. 

Теперь разрешите вернуться к заглавию. Вместо того, чтобы назвать материал: "Уехать или остаться - вот в чем вопрос" - и серьезно обсудить все плюсы и минусы такого непростого решения. Вместо того, чтобы сравнить эмиграцию и реэмиграцию из других стран с израильской "иридой". Вместо всего этого мы вынуждены разбираться в понятиях "свалить" или "уехать", так как каждое издание, каждый сайт старается по-своему использовать спорную ситуацию, разыграть свою козырную карту отъезда и ловко подменить термины. 

Оказывается, наше частное решение, вброшенное в интернет-пространство, становится общественным явлением. И каждое издание, играя и перелицовывая понятия, интерпретирует их по-своему, строит свою картинку жизни. 

P.S. Для справок. 

"Свалить" - бежать без оглядки; уйти, громко хлопнув дверью; умчаться, по-английски, не прощаясь; уехать, затаив в душе обиду и не проглотив комок досады; сбежать, сжигая за собой мосты, дав себе клятву не возвращаться. 

"Уехать" - сомневаться, колебаться, долго взвешивать, принимать и отменять решения, оставить за собой возможность вернуться, быть не до конца уверенным. Уехать – чтобы осознать Израиль и познать новую Россию, чтобы сравнить Хайфу и Красноярск, Чтобы вернуть прошлое – не теряя настоящего.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке