Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+27+20
Иерусалим
+26+15

Мнения

А
А

Воспитание прекрасного человека

Сколько будет существовать школа – столько будет общество лелеять и холить мечту. Великую мечту об идеальном образовании. Чтобы окунулось любимое чадо в реку Знания – и выплыло на берег Прекрасным человеком.

21.02.2015
Источник:mnenia.zahav.ru
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

"В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли". (А. П. Чехов)

Сколько будет существовать школа – столько будет общество лелеять и холить мечту. Великую мечту об идеальном образовании. Чтобы окунулось любимое чадо в реку Знания – и выплыло на берег Прекрасным человеком. Точь-в-точь таким, каким мечталось еще Чеховым: мудрым, здоровым и богатым.

Тем более в наше-то время, когда все сказки сбываются: ковры-самолеты по небу летают, лапти-скороходы по дорогам бегают, скатерть-самобранка на всех столах настелена. Почему же не изобрести такую палочку-выручалочку, чтобы без всякого труда и малейшего усилия из Иванушки-дурака – Ивана-царевича вылепила?

Осталось лишь понять самую малость: чего мы хотим от маленького человека, кого на выходе ожидаем? То есть, следует расшифровать термин "прекрасный человек", столь неопределенный, туманный и расплывчатый.

"Одна из причин, почему богатые богатеют, бедные беднеют, а средний класс в долгах, как в шелках, то, что предмету Денег учат дома, а не в школе". (Роберт Кийосаки)

В последние годы в области воспитания преобладает точка зрения прагматическая, высказанная американцем Робертом Кийосаки в нашумевшей книге "Богатый папа, бедный папа". Автор, не вдаваясь в детали, прямо и недвусмысленно заявляет: зачем ученикам какие-то ненужные школьные премудрости и профессиональные знания – следует брать быка за рога с детства. Учить в школе нужно лишь тому, как делать деньги. Все остальное лишь приложение к фундаментальной науке Жизни. Лишние академические знания только приносят разочарования и приумножают печали.

Призыв гуру нового образования Роберта Кийосаки был услышан в Европе. Появились работы европейских ученых, призывающих изменить школьные программы, приблизив их к жизни. К примеру, книга Кеттль-Ремер "Как научить детей финансам", изданная в Германии в 2009 году.

"В Германии тема денег – табу. Возможно, причина в протестанско-лютеранском наследии или же в нежелании вызывать зависть демонстрацией богатства", – говорит она.

Кроме того появилась масса статей, где воспевается опыт таких школ, которые изменили свое отношение к школьным программам. Например: "Как помочь своим детям разбогатеть" Рэя Уэссел.

"В Израиле каждый ребенок получает возможность пройти тест на одаренность".

Израильская школа не столь радикальна, но и здесь наметились некоторые сдвиги в поисках "прекрасного человека". Однако поиски у нас ведутся не в воспитании практичности и способах добычи денег (вероятно, израильтяне усваивают эту науку генетически), а в традиционных областях, освоенных передовыми школами еще в прошлом веке.

Речь идет об активном поиске талантливых детей, для которых создаются в Израиле особые условия. "По данным Шломит Рахель, по спецпрограммам для одаренных в сегодняшнем Израиле обучается 15 тысяч детей. Эта программа действует в 30 муниципалитетах, а "суперклассы" открыты в некоторых университетах и учебных технологических центрах".

Можно только приветствовать стремление государства отбирать и растить талантливых детей (странно лишь, почему с таким запозданием пришло это решение), можно также понять амбициозных родителей, стремящихся сделать своих детей вундеркиндами. Остается ответить на один вопрос: стоит ли это делать или, может быть, ограничиться воспитанием не одаренного, но счастливого человека?

"Мое окончание школы вынудило меня столкнуться лицом к лицу с величайшим осознанием того, что должен осознавать чудо-ребенок: он нежелателен для общества". (Норберт Винер)

Так вот, прежде, чем готовить идеального во всех смыслах и "прекрасного человека" не мешало бы прислушаться к словам бывших чудо-детей, переживших период становления и превращенных в гениев с мировыми именами.

Вот что пишет, к примеру, о внутреннем самоощущении своей гениальности Норберт Винер, в 10 лет прошедший курс средней школы, в 11 лет поступивший в престижный колледж, в 14 – продолживший учебу в Гарварде. Не об успехах и радостях чудо-ребенка, а о пережитых им страданиях, о постоянном одиночестве, о строгом отце, навязавшем ему свою систему воспитания.

В своей книге "Я – бывший вундеркинд" "отец современной кибернетики" с горечью вспоминает свои детские годы: "Он не отвергается явно своими сверстниками. Но когда вундеркинд начинает понимать, что старшие в обществе с подозрением относятся к нему, в нем появляется страх встретить такое же подозрение со стороны своих сверстников".

"Одаренные дети не всегда принимаются детским сообществом, отсюда у них могут возникнуть различные комплексы". (Доктор Шломит Рахель - департамент по обучению одаренных детей)

О положении вундеркинда в израильской школе, получившего обидную кличку "ботаника", можно узнать из свидельств ученых, наблюдающих за ними: "Одаренному человеку нелегко адаптироваться в жизни, ведь люди с очень высоким интеллектом могут оставаться на позициях юношеского восприятия мира. У кого-то такие "умники" вызывают раздражение, а кто-то начинает над ними насмехаться и даже ненавидеть". (Доктор Юваль Толедано)

И все же необыкновенных детей, вундеркиндов, едва ли не наберется более 1% от общего состава - зато детей с различными нарушениями процесса обучения в наших школах около 20%. А ведь они также страдают от непонимания сверстников и мучаются от одиночества. Такие дети также достойны того, чтобы превратиться в "прекрасных людей", но для этого им нужна самая малость: дотянуться до среднего уровня.

Такие дети, страдающие различными комплексами, должны быть адаптированы и приведены к школьной норме. Вряд ли среди них появится тот, кого можно причислить к "прекрасному человеку".

Оставшаяся же часть, так называемые нормальные дети, столь неуправляема, своевольна и разнородна, что искать среди них "прекрасных людей" - задача почти невыполнимая. Говорить о них, как об идеалах и образцах будущего – весьма сомнительно. Вот и получается, что воспитание нового прекрасного человека пока что откладывается.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке