Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+30+16
Иерусалим
+28+15

Мнения

А
А

Зачем нужны русскоязычные депутаты?

Политики хотят получать "русские" голоса. Это нормально. А как найти дорогу к загадочной "русской душе"? Как научиться говорить с "русскими" на одном языке? На одном ментальном языке?

22.01.2015
Источник:Релевант
Zahav.ru mnenia.zahav.ru

Читайте также

Политики хотят получать "русские" голоса. Это нормально. А как найти дорогу к загадочной "русской душе"? Как научиться говорить с "русскими" на одном языке? На одном ментальном языке? Как запустить в действие механизмы электоральной идентификации? Петь "Катюшу" и "Калинку-Малинку"? Ставить "русским" журналюгам бутылку "Абсолюта"? Вставить "русского" в список?

Только успела "русская улица" возмутится ксенофобией израильских партий, а Катя Купчик из группы "Полуторное поколение" возмутиться тем, что в Кнессете некому будет сказать "твою мать", как ведущий по опросам предвыборный блок "Сионистский лагерь" включил в список на реальное место Ксению Светлову - арабистку 9-го канала, автора этого сайта со дня его основания, публицистку с ярко выраженной левой ориентацией, эрудитку и просто красавицу.

Прошлая неделя была неделей полного разочарования для тех, кто считает, что в Кнессете должен быть кто-то из депутатов, кто сумеет послать на хорошем русском языке по правильному адресу.

Роберт Тивьяев, бывший депутатом от партии "Кадима" и кандидатом в депутаты от партии "а-Тнуа" вступил в Аводу и прошел на "русское" (пока не проходное) 28-ое место в объединенном списке "Сионистского лагеря".

С лозунгом "Слово - это слово" на праймериз в партии "Еврейский дом" провалилась известная публицистка Софья Рон-Мория.

Алекс Тенцер, который ранее был в десятке различных партий, объявил, что на этих выборах будет в списке Кахлона. Но, видимо, сам Кахлон был не в курсе. И в опубликованном списке Тенцеру места не нашлось.

2-й канал ИТВ сообщил, что в партии "Ликуд" хотят освежить свой список еще одним русскоязычным и хотят пригласить на 23-е место 57-летнего актера театра "Гешер" Сашу Демидова. Но сам Демидов заявил в свою очередь, что никто к нему не официально по этому поводу не обращался.

Вопрос о русскоязычных представителях в списках различных израильских партий - вопрос знаковый - вновь был поднят фонариком, освещая зияющую пустоту. Уже вспоминались старые шутки, что "нереальные места в списках израильскких партий - любимые места отдыха новых репатриантов". Уже слышались сетования, что "русскую улицу" снова оставили в полную монополию Либермана….

Есть ли место "русским" в "еврейском доме"?

Я знаком с Софьей Рон-Мория уже много лет. И несмотря на различие взглядов по многим вопросам, считаю Софью талантливым публицистом, очень способным и очень искренним человеком. В 90-е годы, когда она публиковалась в газете "Вести" ее имя было символом правизны русскоязычных СМИ. Хорошо помню, что незадолго до начала Второй интифады я разговаривал с русскоязычной палестинкой Интесар, которая тогда работала в палестинском МИДе, а ныне возглавляет канцелярию Аба-Мазена. Интесар сказала, что начинает чтение газет конца недели с публикаций Софьи Рон: "После ее статей, все остальное кажется миролюбивым и умеренным". После "Вестей" Софья много лет публиковалась на иврите в газете "Макор ришон", на сайте NRG и других изданиях.

В "Сругим", где впервые появилась информация о том, что Софья Рон-Мория стала первым кандидатом за пределами политической тусовки, объявившей о своем намерении бороться за место в списке "Еврейского дома" сообщалось, что Нафтали Беннет поздравил Софью с принятием ею решения баллотироваться и подчеркнул, что будет рад видеть в рядах своей партии сионистку, активно действовавшую еще в бывшем Советском Союзе.

Тот же религиозно-сионистский сайт "Сругим" сообщал, что свою кампанию на праймериз Софья начала под лозунгом "מילה זו מילה" (слово - это слово), который с одной стороны подчеркивал верность претендентки на депутатское место позиции, которую она высказывает уже много лет в различных СМИ, предлагал религиозным сионистам расширить ряды, сблизившись с правыми репатриантами из бывшего СССР, а с другой, уже на этапе праймериз, подмигивал правым русскоязычным избирателям, предлагая им сменить политический дом, перейдя из "Нашего" либермановского, в настоящий "Еврейский дом".

Всю дорогу до праймериз Софья утверждала, что увеличивающийся в размерах "Еврейский дом", хотя и остается домом религиозного сионизма, но в нем найдется много прекрасных комнат для репатриантов с территории бывшего СССР.

Но места для "русских" в "Еврейском доме" не нашлось.

Публицист и пресс-секретарь Сохнута Давид Шехтер написал на своей стене в социальной сети Фейсбук: "Что Байт Ехуди мог иметь против Софы Рон? Религиозная женщина,поселенка, дети - в сионистских ешивах, а потом в армии, журналистка в правой газете.И, вообще, умница и красавица. К тому же - единственная "русская", которая пошла на общие праймериз. Но нет, прокатили. И со свистом!!! Думаю, что избиратель должен сделать соответствующие выводы". В комментариях ему заметили, что если считать присутствие в списке русских - главным критерием, то нужно голосовать за "Единую Россию". Там их много.

Ксения - это гостеприимство

Ксенофобия - от греческого слова "ξένος" - чужой, к которому прибавлено "φόβος" - страх, ненависть. Ксенофобия - ненависть к чужим, страх перед другими. Как известно: Другие - это мы. Израильское общество состоит из Других.

Других - можно не только ненавидеть. Других - можно просто забыть пригласить. На прошлой неделе складывалось впечатление, что про "русских" просто забыли.

От того же слово, что "φόβος" есть и другое греческое слово "Ксения". Ксения - по-гречески xenia - в переводе означает "гостеприимство".

Ципи Ливни и Ицхак Герцог, пригласив Ксению Светлову в список, выказали свое гостеприимство. В пресс-релизе партии Авода по этому поводу говорится, что Ципи Ливни заявила: "Ксения – часть израильской мозаики, часть того настоящего сионизма, на котором создавался Израиль. Она приехала в Израиль в 14 лет и сумела добиться впечатляющих успехов в обществе".

Глава "Сионистского Лагеря" депутат Кнессета Ицхак Герцог присоединился к пресс-конференции с тем, чтобы поздравить, как он выразился, "нового члена семьи": "Ксения, я приветствую тебя в нашем доме и преисполнен уверенности в успехе совместного пути!".

Может быть, этот шаг напомнит о существовании русскоязычной общины и представителям других партий. В любом случае, журналистам 9-го канала (наша кузница политических кадров) стоит быть начеку и с помытой шеей.

Кого поставить РЯЧКом?

Разные партии ищут ответа на вопрос: кого поставить РЯЧКом, чтобы получить внимание и электоральную благодарность "русской улицы"?

РЯЧК - это русскоязычный член Кнессета. Это сокращение возникло на просторах ЖЖ несколько лет назад. Поговорим о РЯЧКах.

Уже много лет представители разных "нерусских" спрашивают: кого бы "русского" вставить в список, чтоб "русские" пошли за них голосовать? Помню, Перес, когда возглавлял "Аводу", задавался вопросом: может, есть какой-нибудь артист, писатель и т.д. за которым "русские" пойдут в "Рабочую партию"?! Позже именно Перес предложил вставить в список "Кадимы" знаменитую "выходку" с 9-го канала Анастасию Михаэли…

Конечно, убежденность израильских политиков, что можно вставить в список кого-нибудь, за которым "русские" побегут, задрав штаны, - вызывает сильное недоумение. Но сам по себе вопрос о функции "русского" депутата в нерусском списке – далеко не праздный.

Политики хотят получать "русские" голоса. Это нормально. А как найти дорогу к загадочной "русской душе"? Как научиться говорить с "русскими" на одном языке? На одном ментальном языке? Как запустить в действие механизмы электоральной идентификации? Петь "Катюшу" и "Калинку-Малинку"? Ставить "русским" журналюгам бутылку "Абсолюта"? Вставить "русского" в список?

Вот и приходится искать: кого поставить РЯЧКом, чтобы получить внимание и электоральную благодарность "русской улицы"?

Приносят ли "русские" депутаты "русские" голоса?

Конечно, тут могут возразить, что сам русскоязычный кандидат – голоса не приносит. Что принес Брайловский и Ясинов "Шиную" Лапида-старшего? А Горловский шароновскому "Ликуду"?

Когда Марина Солодкина говорила, что она стоит 5 мандатов… Это было наивно. Простейший пример, если Солодкину можно было бы вставить в список партии ХАДАШ, сколько русских мандатов это принесло бы коммунистам? Когда Солодкина покидала партию "Кадима", опросы давали этому политическому движению всего два мандата… Где же были еще три мандата Марины Солодкиной?!

У некоторых РЯЧКов отношение к собственным избирателям как к крепостным, которых они могут переводить за собой из партии в партию селами.

Конечно, голосуя за общеизраильскую партию, русскоязычные избиратели опускают бумажку не за вставленного в список "русского" кандидата, а за партию, ее лидера, некий целостный образ… Но, возможно, наличие такого русскоязычного кандидата влияет на формирование образа? Вот тут стоит задуматься над вопросом о функциональном смысле.

Функциональный смысл РЯЧКа

Есть великолепный пример из истории, который очень любил на своих занятиях пересказывать методолог Г.П.Щедровицкий. Во время Второй мировой союзнические морские караваны шли через Атлантику, а на них нападали немецкие бомбардировщики. Некий британский военачальник запросил, сколько самолетов сбили зенитные орудия, которые были на судах в караване. Оказалось, что мизерно мало. Он приказал снять орудия. Но тогда суда перестали приходить вообще. Выяснилось, что задача зенитных орудий не в том, чтобы сбивать самолеты, а в том, чтобы их отпугивать и не давать прицельно бомбить суда. Ноль стал рассматриваться как значащий элемент. Просто нужно видеть вещи в системе.

Голосуют, конечно, за лидера, но лидера в контексте. Почему Амир Перец стоил во главе "Ам Эхад" 2-3 мандата, а во главе "Аводы" 19?

Голосуют, конечно, за лидера, но кроме первой скрипки в оркестре есть и вторая, и альт, и виолончель, и прочие струнные, клавишные, духовые, ударные. Их задача - подыграть первой скрипке. И не говорите, что они нули. Поставьте два нуля за единицей - получится стольник.

Значит, весь вопрос, как поставить? "Русский" кандидат не для того, чтобы подменять партийного лидера или партийную программу. Не надо ставить ноль впереди единицы и отделять их запятой.

Общеизраильские партии существуют не для того, чтобы в них гнездились РЯЧКи. Хотя сами русскоязычные депутаты, возможно, думают иначе. Толстой говорил, что птицы, наверняка, уверены, что парки разбивают, и деревья там выращивают только для того, чтобы они птицы могли гадить на ветках.

Так вот, функциональный смысл "русского" кандидата в несекторальной израильской партии заключается в том, чтобы представлять эту партию (то есть именно ЭТУ ПАРТИЮ) на "русской улице", и русскоязычную общину в самой партии. Это нечто среднее между пресс-секретарем и лоббистом. Но главное понимать, что разыгрываемая им партия в большой партии не самостоятельная, а функциональная.

Представлять именно ЭТУ партию

Представлять именно ЭТУ партию - это значит быть средством для налаживания общественных связей между партией и общиной. Цель - не оправдывает, а определяет средства. Цели и средства находятся в жесткой зависимости друг от друга. Средство - нечто, не имеющее самостоятельной ценности. Только в цели, средство имеет свое определение, свою правду и ценность. В том случае, если оно, в самом деле, есть средство.

Если же мы будем смотреть на РЯЧКов как на средство, то можно понять, что Софья Рон-Мория - абсолютно подходила "Еврейскому дому" и своим именем, репутацией, созданной за многие годы работы в русскоязычной и ивритской прессе, и по своим взглядам, и своим образом жизни (женщина из поселения). А вот Рина Френкель из партии "Еш Атид" - это только пятнышко для занятия нужной клеточки.

Марина Солодкина - при всем уважении к этому незаурядному политику - совсем не подходила партии "Кадима", поскольку находясь в списке этого политического движения, транслировала абсолютно секторальную риторику, которая работала на НДИ.

Так же ничего не приносила "Кадиме", а скорее забирала у нее голоса, деятельность таких депутатов, как Юлия Шамалова-Беркович и Зеев Элькин, которые занимали позицию, неприемлемую с нахождением в этой партии.

Электоральная неэффективность ликудовского русскоязычного дуэта Эдельштейн-Элькин вызвана идентификационным несоответствием. Оба они представляют одинаковый типаж: крайне правый национально-религиозный поселенец в вязанной кипе. Это не тот тип, с которым идентифицируют себя большинство потенциальных русскоязычных избирателей "Ликуда", или колеблющийся электорат. Тем более, этот типаж не нужен "Ликуду" в двойном размере.

Странная история с бывшими русскоязычными депутатами от Аводы, которые рано или поздно оказываются в партии Либермана (Софа Ландвер, Леонид Литенецкий) - только доказывает, что партия Авода не смогла найти свой образ для связи с русскоязычной общиной. Если депутаты, бывшие в Аводе, подходят и для НДИ, более того - в партии Либермана значительно лучше смотрятся… то, значит, Аводе они точно не подходили.

Post scriptum: Утверждение Ксении Светловой в список "Сионистского лагеря" вызвало бурю критики в социальных сетях, блогосфере и на некоторых новостных сайтах. Основной объем критики в адрес Ксении звучит примерно так - "она левая". Чем люди возмущаются - понять не могу. Было бы странно, если бы "левая" присоединилась к Ликуду или Еврейскому дому. А к главному на данный момент блоку левого лагеря? Чем тут возмущаться?

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке