Читайте также
В начале 90-х, когда из России в Израиль прибыли десятки тысяч эмигрантов, пафосно именуемых здесь восходящие, доброжелательные израильтяне с опаской поглядывали на обычаи, которые мы с собой привезли. В прессе увлеченно обсуждали, что едят, читают, пьют, носят, празднуют эти непонятные российские евреи. Местные начальники не могли понять, почему русскоязычные сотрудники 1 января приходят на работу в таком состоянии – ведь Новый год по еврейской традиции отпраздновали еще в сентябре.
Сатирический ежеденедельник "Бесэдер?", который я начал издавать в Израиле в феврале 1991-го, в свою очередь смеялся над тем, что у "них" – не так как у "нас". Из номера в номер мы публиковали "Законы еврейской физики", новые элементы "Периодической системы Менделя", изображения только что открытых особей "Животного мира Израиля", статьи "Краткой, насколько это возможно в данном случае, еврейской Энциклопедии", – в которых смеялись над склонностью новых соотечественников считать себя пупом вселенной, над привычкой объяснять свои неудачи мировым антисемитизмом, над упертой приверженностью средневековым религиозным обычаям.
Сотни тысяч новых граждан быстро обживались в новой стране, осваивали иврит, открывали бизнесы, входили в политику, приникали к основам еврейской традиции, но продолжали упорно праздновать Новый год и наряжать местные хвойные деревья (елки в этих широтах не растут) привезенными из России елочными игрушками. Почему-то именно в этом фольклорном обычае религиозный истеблишмент увидел угрозу еврейской самоидентификации и объявил непримиримую войну елке – священному дереву древних германцев и Деду Морозу, пророку ее.
Новогодняя вечеринка в конце 90-х приравнивалась к богохульству. Политики и общественные деятели, не упускавшие возможности поторговать лицом, старательно уклонялись от приглашения на новогодние мероприятия. А те, кто не уклонялся, рисковали быть вычеркнутыми из списков приглашенных на мероприятия официальные. Против почитателей Деда Мороза были задействованы и другие средства. До сожжения еретиков на кострах не дошло, но, например, заведению, установившему у себя новогоднюю елку, раввинат вполне мог аннулировать свидетельство о кошерности. И не имело значения, что заведение – пятизвездочный отель, приносящий казне миллионы шекелей, а елка в лобби установлена для зарубежных туристов, а не для местных ревнителей веры. Некошерно, и точка.
Русскоязычным репатриантам, которых удивлял этот идеологический хоровод, развернутый вокруг безобидной елки, объясняли, что Сильвестр (так здесь почему-то называется Новый год) – вредоносный праздник. А тот, в честь кого он отмечается, принес еврейскому народу больше несчастий, чем все остальные враги народа.
Самые не ленивые заглядывали в Википедию и узнавали из нее, что Папа римский Сильвестр I, покинувший этот мир именно 31 декабря аж 335 года изловил библейское чудовище Левиафана, но национальность Левиафана не указывается. Еще один Папа – Сильвестр II, на чью каденцию (999-1003 гг.) пришелся Первый Миллениум, тоже был человеком неприятным и по утверждениям современников даже папскую должность выиграл в кости у сатаны. Кроме того, он был внешне чрезвычайно похож на В. И. Ленина, что, видимо, свойственно всем, кто общается с сатаной. Однако ни в чем враждебном по отношению к евреям и он не был замечен. Даже наоборот, возродил использование забытой в Римской империи астролябии, которая впоследствии помогла открыть Америку. Кстати, именно Сильвестр ввел в употребление в Европе арабские цифры, которые евреи тоже используют, причем, намного прибыльней гоев.
Однако веселый новогодний праздник все равно оставался для выходцев из России не более, чем фольклорной традицией, не имеющей даже отдаленного отношения к католическим персонажам. А елка и вовсе уходила корнями в дохристианскую варварскую традицию, сакральный смысл которой давно забыт даже случайно уцелевшими друидами.
Но кого волнуют эти несообразности! Как и любая пропагандистская кампания, антидедморозовская преследовала свои цели и зарабатывала свои дивиденды на углублении раскола в обществе.
В последние годы, однако, появились новые поводы для раскола. В новое тысячелетие Ближний Восток, а вместе с ним и все человечество вступило под лозунгами реальной, а не надуманной религиозной нетерпимости. И что такое елочные игрушки на фоне разрушенных небоскребов или голов, отрубаемых фанатиками во имя веры. Сегодня в Израиле елками торгуют даже книжные магазины, первые лица государства торопятся в новогоднюю ночь с телеэкрана поздравить русскоязычных избирателей, а Дед Мороз со Снегурочкой стали едва ли не самыми популярными персонажами в новогодних рекламных кампаниях крупных израильских производителей. В том числе и производителей кошерных продуктов.
С новым счастьем, друзья! Если именно его кому-то не хватало.