Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+26+19
Иерусалим
+23+15

Мнения

А
А

Перемен! Мы ждем перемен!

Рекордно быстрый развал правительственной коалиции, занявшей второе место с конца по выживаемости за всю историю израильских кабинетов, не вызвал, разумеется, энтузиазма у населения.

09.12.2014
Источник:Iton TV
מערכת וואלה! צילום מסך

Сегодня на канале ITON.TV

Рекордно быстрый развал правительственной коалиции, занявшей второе место с конца по выживаемости за всю историю израильских кабинетов, не вызвал, разумеется, энтузиазма у населения, и первый этап уже начавшейся предвыборной кампании проходит поэтому в поисках виноватых.

Израильская пресса, которая в очередной раз объединилась вокруг лозунга «только не Биби», дает на этот вопрос однозначный ответ – виноват, разумеется, глава правительства. Правда в этом есть – Нетаниягу, как глава правительства, несет ответственность за сохранение стабильности власти – однако это, конечно же, не вся правда. 

1. «Партии центра» как сказочные существа

На бумаге, созданная в марте 2013 года коалиция представляла собой союз правых партий – Ликуда, НДИ и «Еврейского дома» и двух партий центра – «Еш Атид» и «ха-Тнуа». Однако на практике «центризм» Лапида и Ливни не простирался дальше экономической сферы и темы призыва ультраортодоксов в армию. Проведя бюджет жесткой экономии и приняв туманный закон, определивший в долгосрочной перспективе обязанность харедим служить в армии, Лапид и Ливни исчерпали свою центристскую повестку дня, и чем больше на передний план выступали вопросы взаимоотношений евреев и арабов внутри и за пределами Израиля, тем более острым становилось противостояние правых националистов и левых либералов.

Проект Основного закона о национальном характере государства вынудил обе стороны занять четкие идеологические позиции, и выяснилось, что никакой компромисс между ними невозможен. Разница между Лапидом и Ливни состояла только в том, что последняя открыто декларировала свою позицию, а глава «Еш Атид», пытаясь сохранить часть голосов своих более правых сторонников (в основном русскоязычных), совмещал теоретическую поддержку самой идеи закона с эффективным саботажем любого его проекта.

В очередной раз стало ясно, что до тех пор, пока так называемые центристы, желающие представлять израильский светский средний класс, не в состоянии освободиться от иллюзий касательно перспектив «мирного процесса» и умиротворения израильских арабов, долговременный союз между ними и правыми невозможен. Более того – падение популярности Лапида показало, что более правонастроенный электорат «центра» рано или поздно понимает, что его опять обвели вокруг пальца.

Как бы не хотелось тешить себя иллюзией «нормализации», приходится признать – противостояние арабской угрозе извне и определение национальной политики изнутри являются центральными элементами израильской национальной повестки дня. В нынешней политической системе стабильная правящая коалиция возможна лишь тогда, когда ее участники способны найти общий язык по этим центральным вопросам. Попытки затушевать идеологические различия обречены на неудачу, и срок выживания такой коалиции – это вопрос политического опыта ее участников. 

2. Политика – это профессия

Израильский избиратель, в первую очередь все тот же «центрист», отличается потрясающей любовью к новизне. Когда он ложится на операционный стол, он почему-то не просит заменить опытного хирурга свежим интерном. Когда он садится в самолет, он не требует посадить за штурвал курсанта летной школы вместо ветерана. Однако когда он идет к избирательной урне решать такие «мелкие» вопросы, как война и мир, налоги и бюджет, ему почему-то кажется, что чем меньше у политика практического опыта – тем лучше.

В составе Кнессета 19-го созыва, который, если не произойдет чудо, должен сегодня завершить свое существование, было 48 свежеиспеченных депутатов. Это рекордное количество новичков-дилетантов в законодательном органе страны определило его низкую производительность, скандальный характер его дебатов, постоянные раздоры в правящей коалиции и в конечном итоге ее преждевременный крах.

Понятно, что коррупционные и сексуальные скандалы с участием израильских политиков-ветеранов не прибавляют кредита доверия тем, для кого Кнессет годами является местом работы. И тем не менее избиратели склонны забывать, что они знают про депутатов Кнессета гораздо больше, чем про рядового профессора, предпринимателя или журналиста. Входя в «аквариум» квадратного здания в иерусалимском районе Гиват Рам, политик попадает под безжалостный микроскоп государственных контрольных структур, прессы и общественного мнения. И дело тут не только в соображениях личной морали. Никто не гарантирует, что профессиональные знания в своей области, будь то академические исследования Талмуда, сельское хозяйство или умение красиво говорить с телеэкрана, сделают гражданина успешным политиком. Чтобы управлять Израилем 2014 года, нужны навыки, склонности характера, знания и опыт, которые можно выработать только за годы политической активности.

Разумеется, ситуация, в которой главный суверенный орган израильской демократии наполнен дилетантами, очень устраивает государственных чиновников и бюрократов всех мастей – от министерства финансов до Верховного суда – поскольку делает Кнессет импотентным как в эффективном определении государственного курса, так и в контроле за работой этих самых бюрократов, в костюмах, в мундирах или в судейских мантиях. Непонятно, почему такое количество наиболее производительных израильских граждан продолжает с этим соглашаться. 

3. Когда трижды три – восемь

И тем не менее корень зла, главная причина политической нестабильности и неуправляемости, лежит, конечно же, в самой структуре израильской политической системы. Израильский парламентаризм, придуманный на коленке группой социалистических аппаратчиков восточноевропейского происхождения на базе порядков, существовавших в международном сионистском движении, идеально подходил для Израиля 1948 года, эффективно выполняя свою главную задачу – удержать все «командные высоты» в политике и экономике страны в руках социалистов МАПАЙ, сохраняя при этом видимость подлинной демократии.

Пока этнический состав населения страны и его культурный багаж совпадали с демографией руководства социалистов, пока главными работодателями страны были государство и Гистадрут, пока идеологическая самоидентификация с власть имущими была условием продвижения по социальной лестнице – система работала. В центре ее, как спрут, расположилась МАПАЙ, щупальца которой простирались во все сферы экономической, общественной и культурной жизни, а вокруг, как спутники вокруг Земли, вращались мелкие партии-партнеры. Сознавая свое превосходство (и понимая необходимость максимально тесного союза с США и поддержки американского еврейства) лидеры МАПАЙ допустили превращение израильской судебной власти в подлинно независимую и, как следствие, выход израильской демократии из-под контроля.

Целый ряд факторов – неспособность социалистов «переварить» более религиозную и культурно чуждую алию из стран арабского Востока, коррупция и банкротство, являющиеся неотъемлемыми чертами социалистической экономики, «поправение» общества после чуда Шестидневной войны и, разумеется, полная потеря доверия к способности МАПАЙ обеспечить безопасность страны в результате Войны Судного дня – привели к крушению израильской «первой республики». Увы, до сих пор израильские политики, политологи, общественные деятели и публицисты не в состоянии признать, что никакими косметическими мерами типа повышения электорального барьера это положение не исправить, как нельзя спасти здание, фундамент которого размыл селевой поток.

Израиль – это правовое демократическое государство, в котором невозможны решения в обход прописанных процедур. В результате каждая новая смена министров и депутатов пытается решить проблемы современного Израиля инструментами, полученными в наследство из 1948 года, как если бы мы пытались спроектировать космическую ракету, оперируя таблицей умножения, в которой трижды три – это восемь. 

4. Перемен! Мы ждем перемен!

Израиль нуждается в принципиальной и драматической реформе нашей системы власти, начиная с создания устойчивого центра власти исполнительной, который наконец приведет к балансу между Кнессетом, правительством и судебной системой. Израилю требуется реформа процедуры назначения судей. Израиль находится на одном из последних мест среди демократий похожего размера по соотношению населения и числа парламентариев – у нас, говоря простым языком, слишком мало депутатов, чтобы они могли эффективно отвечать на запросы населения. Израилю нужна реформа органов правопорядка и их частичное переподчинение местной власти. Это – только часть необходимых перемен, и пока они не произойдут, стабильные правительства будут исключением, а не нормой, парламентарии не смогут эффективно контролировать чиновников, а способные и активные люди будут избегать политической деятельности, как огня, поскольку она будет сулить им лишь разочарования и позор. Ну а теперь – все на выборы! 

5. Сказано на Итон.ТВ 7 Июля 2014 

Читайте также

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке