Читайте также
Наблюдающийся сегодня во Франции подъем веры не относится ко всем религиям в равной степени. Наибольшим успехом пользуются те из них, что обладают самой большой структурирующей силой в теряющем ориентиры обществе... Но не только.
Atlantico: Ситуация с французскими исламистами проливает свет на существующее в стране явление: молодые люди, будь-то католики или атеисты, переходят в ислам. Но как конкретно обстоят дела с этой динамикой во Франции 2014 года? Какие религии самые привлекательные?
Виржини Ларусс: Нужно понимать, что число новообращенных в любой крупной религии с огромным трудом поддается оценке.
Дело в том, что многие конфессии попросту не ведут учет своих последователей. Во Франции мусульманские организации этим не занимаются. То же самое относится и к Национальному совету протестантов: он не дает никаких цифр начет новообращенных. Католическая церковь в свою очередь старательно записывает число крещенных взрослых в каждом году.
В любом случае, больше всего новых последователей во Франции сегодня привлекают ислам и протестантские церкви. Хотя точную статистику определить здесь опять-таки невозможно, исследования говорят, что обе эти религии привлекают примерно одинаковое число людей. По подсчетам специалиста Национального центра научных исследований Франка Фрегози (Franck Frégosi), всего во Франции в ислам перешли 50 000 человек. В то же время он сам подчеркивает весьма относительный характер этой цифры. Если верить Министерству внутренних дел, в ислам ежегодно обращаются 4 000 французов. Что касается всех христианских церквей, на них в общей сложности приходится от 4 000 до 7 000 человек в год.
- Какие верования и религии сейчас теряют больше всего последователей? Так, например, Римская католическая церковь на самом деле переживает упадок или же привлекает новых верующих?
- Во Франции католическая церковь, безусловно, переживает самый сильный упадок среди всех конфессий. Тем не менее ее изначальный вес намного превосходит все другие традиции, в связи с чем ей по-прежнему удается сохранить доминирующее положение в стране. Большинство французов называют себя католиками (56%), но на практике в церкви ходит куда меньше людей. Последние 25 лет католицизм стремительно сдает позиции во Франции: в 1986 году католиками называли себя восемь из десяти французов. В то же время хотя католическая церковь каждый год теряет существенное число верующих, это не мешает ей привлекать новых последователей: порядка 3 000 в год. Причем, что немаловажно, 10% новообращенных - бывшие мусульмане. Этот сложный процесс описывается в недавно вышедшем фильме «Апостол» (L’Apôtre) Шейен Каррон (Cheyenne Carron). Упадок католицизма вызывает не отсутствие новообращенных, а отход от церкви ряда верующих семейной католической традиции.
- Можно ли как-то выделить общественный профиль людей, которые переходят в самые привлекательные на тот или иной момент религии? Быть может, некие слои населения отличаются большей «изменчивостью»?
- За неимением официальной статистики установить какие-либо точные профили очень непросто. Многие из современных французских исламистов вовсе не такие, как мы их себе представляем: у них может не быть никаких связей с арабо-мусульманской культурой, и они вовсе не обязательно росли в неблагополучных пригородах. Антрополог Дунья Бузар (Dounia Bouzar) показала, что большинство этих молодых людей принадлежат к семьям с вполне нормальным достатком и уровнем образования. При этом часть молодежи, у которой все же есть связь с арабо-мусульманской культурой, вновь открывает для себя ислам, хотя их родители или даже более отдаленные предки потеряли к нему интерес.
Это явление (оно, кстати говоря, свойственно не только исламу) соответствует современной тенденции «возрождения религиозного самосознания», которое подробно исследовал социолог Омеро Маронжиу-Перриа (Omero Marongiu-Perria). В охваченном кризисом современном мире, где жизнь, кажется, теряет всякий смысл, религиозные традиции вызывают подъем интереса к себе, а новообращенные обычно борются за их чистоту куда больше давних верующих...
Что касается переходящих в христианство мусульман, они обычно поступают так, потому что в их понимании ислам стал слишком нетерпимым и склонным насилию после событий 11 сентября 2001 года. Значительную часть перешедших в христианство мусульман составляют еще молодые, но уже достигшие взрослого возраста люди, особенно женщины, которых привлекает мирная сторона веры. Так, например, для многих людей алжирского происхождения толчком стала террористическая волна 1990-х годов.
- Что дают самые успешные религии тем, кто обращается в них? В чем заключаются причины их популярности?
- В том, что наибольшее число новых верующих привлекают к себе ислам и христианство, нет ничего удивительного: обе эти религии обещают спасение души и направлены на обращение новых последователей, в отличие от того же иудаизма. Ислам, возможно, кажется привлекательным для молодежи из-за своей склонности к ритуализму. Четко прописанные обряды и жесты, безусловно, вносят вклад в успокоение молодых людей, которые живут в теряющем ориентиры обществе. Кроме того, ислам не боится утверждать религиозный закон со структурирующими ориентирами, чего сейчас уже нельзя сказать о христианстве (за исключением некоторых отдельных течений).
Обращающиеся в христианство мусульмане, вероятно, не только ощущают связь с этой религией, но и считают, что таким образом могут лучше интегрироваться в культуру новой страны. Несмотря на то, что такой шаг может быть чреват серьезными последствиями и обычно в штыки воспринимается сообществом мусульманских верующих.
Наконец, хотя у нас широкого обсуждается переход из одной веры в другую, нередко забывают, что люди в конечном итоге могут отойти от новой религии, пусть даже поначалу они и следовали всем ее заветам. Такое случается нередко...
- Почему некоторые широко распространенные в мире религии практически не присутствуют во Франции, а некоторые «экзотические» течения наоборот пользуются там успехом (так, например, даосистов там очень мало по сравнению с буддистами)?
- Действительно, некоторые религии, у которых, казалось бы, есть на руках все козыри, так и не смогли закрепиться во Франции. В первую очередь, это связано с тем, что они не нацелены на активное привлечение новых последователей, и не обладают структурой, которая бы позволила им получить широкое распространение на мировом уровне. В частности это относится и к даосизму. Кроме того, его существенная отдаленность от западного мышления делает его труднодоступным. В любом случае даосизму чужда сама идея обращения, она противоречит его естеству. Буддизм в свою очередь получил куда более широкое распространение на Западе благодаря людям, которые в 1960-х годах ездили в Индию, при том, что Китай долгое время был закрыт для любых связей. Кроме того привлекательность восточной мудрости во Франции за последние годы только растет. Об этом в частности свидетельствует распространение таких практик как Цигун и Тайцзицюань.
Виржини Ларусс, "Atlantico", Франция