Читайте также
Описанная нами в подробностях в прошлом номере история с Таней Розенблит получила неслыханный резонанс в израильских СМИ. Очевидно, кликушество ультраортодоксов в ашдодском автобусе было той последней каплей, которая переполнила чашу терпения многострадального светского населения. Один из бесноватых, добивавшийся, чтобы Таня пересела в заднюю часть автобуса и оравший ей «шикса», требовал вернуть ему деньги за проезд. А знаете, я согласен, но при условии, что мне вернут ту часть моих налогов, которую я платил в течение всей своей жизни на содержание йешив, колелей, зарплаты служащим раввината и проч.В отличие от водителя автобуса, да и вызванного полицейского, которые пытались уговорить ее все-таки пересесть, Таня Розенблит проявила гордость и твердость - те качества, которые в отношении религиозных шантажистов мы хотим видеть у нашего премьер-министра и его коллег по кабинету.
Не было бы счастья, да несчастье помогло: наши главные раввины и раввины городов – госслужащие, и, по крайней мере, этих религиозных авторитетов можно призвать к порядку. Главный ашкеназский раввин Йона Мецгер осудил инцидент в ашдодском автобусе, а сын Овадьи Йосефа, раввин Холона Авраам Йосеф, назвал обидчика Тани Розенблит дураком. Он даже уточнил: в чужой женщине нет ничего отталкивающего. Дальше у рава пошли откровения о риске случайного прикосновения и соблазне, который несет запах ее духов, но главное, что, говоря о раздельных автобусах, он подтвердил слова Мецгера: «Это наглость, это непонимание самих основ и идиотизм, который вовсе не является проявлением благочестия».
Пресловутое статус-кво между религиозными и светскими оборачивается сдачей последними одного плацдарма за другим. Все больше жителей Иерусалима, Бейт-Шемеша и других городов устремляются в дорогой и далеко не всеми любимый Тель-Авив только потому, что деловая столица осталась фактически единственным оплотом свободы и веротерпимости.
Вслед за Таней Розенблит невольной героиней СМИ стала 8-летняя голубоглазая девочка Наама Маргулис из Бейт-Шемеша. Парадокс в том, что Наама принадлежит к религиозной семье, но не ультраортодоксов, а религиозных сионистов, ее родители по идейным соображениям переселились из США. Бедная Наама дрожит от страха, когда ей нужно дойти из школы домой, потому что ультраортодоксы плюют в нее и издеваются над ребенком, утверждая, что она, по их мнению, недостаточно скромно одета. Этот сюжет Второго канала о беззащитной девочке потряс израильтян не меньше, чем история с Таней Розенблит.
Родители Наамы соблюдают заповеди, ходят в синагогу, зажигают свечи в субботу. Понятно, они также разделяют мясное и молочное. Но ультраортодоксам Бейт-Шемеша ребенок представляется прямо-таки «развратным». Ее тоже называют «шиксой», угрожают физической расправой, если она осмелится пойти по «мужскому» тротуару в школу. В нее бросают помидоры и даже камни. История настолько тронула телезрителей, что за несколько часов в пятницу в Фейсбуке на нее отреагировали 5000 человек, и сейчас инициативная группа во главе с Цвикой Левиным собирается устроить марш на Бейт-Шемеш, когда наберется хотя бы тысяча участников. Думаю, в ближайшее время наберется.
Бейт-Шемеш из-за попустительства мэра города Моше Абутбуля (ШАС) превратился в некий пригород Тегерана: впору объявить его побратимом иранской столицы. Город действительно нужно спасать, потому что заразная опухоль уже пошла метастазами. Вспомним августовские события этого года: десятки ультраортодоксальных жителей Бейт-Шемеша ворвались на территорию государственной школы «Орот», расположенной в их квартале и принадлежащей (о, ужас!) религиозно-сионистскому направлению. Таким образом они выразили протест против того, что с 1 сентября учебное заведение откроется как школа для девочек. Девочек пытались защитить их родители, между двумя лагерями началась ожесточенная перепалка. Последние годы в Бейт-Шемеше не затихает конфликт, связанный с переносом школы «Орот-Банот», относящейся к сети школ «Шаарей Тора» и расположенной в религиозно-сионистском квартале, поближе к школе для мальчиков «Орот-Баним», которая уже находится на границе с ультраортодоксальным кварталом «Рамат-Бейт-Шемеш Бэт».
А вот еще одна картинка с бейт-шемешской «выставки». Двое молодых ультраортодоксов были задержаны по подозрению в том, что плевали в 42-летнюю Алису Кульман, которая, по их мнению, стояла на тротуаре, предназначенном для мужчин. Первый задержанный, уж не знаю, почему, был отпущен. В отношении второго полиция попросила суд продлить срок предварительного задержания.
Интересно, что после подачи госпожой Кульман жалобы в полицию задержанный заявил, что «не намерен сотрудничать с сионистским образованием». Но плевался, по свидетельству Алисы, лишь второй. Первый, видимо, только получал удовольствие от процесса, вот его и отпустили. Наши ортодоксальные «верблюды» традиционно любят плеваться и орать «шикса». Слава богу, светские не призывают к аналогичным действиям. Наряду с «молодежью холмов», в стране существует еще одна, и куда более обширная группа населения, для которой не писаны законы. Подобно Бейт-Шемешу, они терроризируют и другие города. А ведь еще недавно Бейт-Шемеш был вполне светским городом, где различные группы населения, не только религиозные сионисты, но и достаточно атеистически настроенные новые репатрианты, ашкеназы и сефарды, вполне уживались друг с другом.
Харедим, как спрут, захватывают все новые города и районы. Мое восхищение Тель-Авивом тоже не вполне корректно. Кто бы мог поверить, что в таком светском районе, как Неве-Авив в Северном Тель-Авиве, где расположена квартира Шимона Переса и жил Ицхак Рабин, теперь в субботу возмущенно кричат водителям «шабес!» и проклинают их. Вся надежда на мэра Рона Хульдаи, который пытается этому противостоять. В других местах городские власти все чаще закрывают глаза на бесчинства ультрарелигиозных. Я не приветствую, но как-то понимаю цепи и ограждения в Бней-Браке и в Меа-Шеарим. Честно говоря, у меня не возникает желания покататься по Бней-Браку, особенно с наступлением субботы. Но когда целый ряд кварталов в Иерусалиме и Модиине ощетинивается шабатними баррикадами, это уже страшно. Во многих городах как-то незаметно по субботам перестали работать кинотеатры и рестораны. Если владельцы отказываются открывать двери в самое выгодное время, значит, они просто опасаются за сохранность своих заведений.
Потакание премьера харедим, продиктованное желанием сохранить коалицию в ущерб правам и свободам светских людей, приняла уже столь неприличный характер, что Нетаниягу, а вслед за ним и остальные министры вынуждены реагировать. На заседании правительства Биби заявил, что «общественные места должны быть безопасны и открыты для всех. Нет места издевательствам и дискриминации. Полиция делает и будет делать все необходимое против тех, кто плюет в женщин и поднимает на них руку». Министр внутренней безопасности Ицхак Аронович сообщил, что по факту жалоб на ультраортодоксов в Бейт-Шемеше уже задержан 21 представитель этого сектора, и против девяти из них выдвинуты обвинения. Эхуд Барак, комментируя инциденты в Бейт-Шемеше, заявил, что мы должны положить этому конец. Министр науки и технологий Даниэль Гершкович считает, что относиться к плевку надо как к обычному нападению и посадить одного из бейт-шемешевских ортодоксов в тюрьму. И, наконец, министр культуры и спорта Лимор Ливнат назвала «жестоким преступлением» издевательства ультраортодоксов над девочками в Бейт-Шемеше. Хорошо бы найти управу и на мэра Бейт-Шемеша Моше Абутбуля и его патрона, главу МВД Эли Ишая, но пока ШАС входит в коалицию, мы вряд ли этого дождемся.
Зато дождались прекращения полетов дочерней «Эль-Аль» компании «Сандор» по субботам. Дождались цензуры эль-алевских роликов и фильмов, которые демонстрируются пассажирам. Я сам был свидетелем задержек рейсов из-за требований ультраортодоксов пересадить назад женщин. Кстати, я летел не в Тегеран. Кто сегодня в отсутствие Арика Шарона и Томи Лапида может противостоять харедим? Ливни занята грызней с Мофазом, поэтому вся надежда на светских женщин партии НДИ. Правда, Фаина Киршенбаум занята левыми амутот, а Анастасия Михаэли - законом о тишине, направленном против криков муэдзинов. Флаг им в руки, но не стоит забывать и о таких важных инициативах, как светские браки и облегченный гиюр. И, наконец, отстоять статус-кво может только реформа системы власти, которую нам обещал Авигдор Либерман.
В этом году, предвижу, наши воинственные ультраортодоксы в очередной раз ополчатся на репатриантов, которые ставят у себя елки и, как весь мир, отмечают светский Новый год. Нам уже надоело объяснять в «Глобусе», что к захудалому польскому святому Сильвестру этот праздник не имеет никакого отношения. И если товарищ Сталин в 1936 году был вынужден вернуть народу елку, то никакие мракобесы из Бейт-Шемеша не омрачат нам праздник. Здоровья, счастья, преуспевания и твердости духа вам в Новом году, дорогие читатели!