О демократичности выборов
Фото: mnenia.zahav.ru
О демократичности выборов

Одна из важнейших черт демократии - выборность власти, т.е. передача избирателями властных полномочий избранникам. Основные цели при этом - максимальное обеспечение интересов избирателей, а также ограничение произвола и злоупотребления властью. Чтобы достичь этих целей, избранники должны обладать необходимыми свойствами в этической, интеллектуальной, профессиональной сфере и психологическими предпосылками к такому роду деятельности. Множество людей психологически не склонны к этому роду деятельности ввиду большой ответственности, публичности, эмоциональной нагрузки или личностными свойствами. В то же время достаточно много людей по тем или иным личностным свойствам хотели бы стать избранникам, но не обладают соответствующими качествами для такой работы. Кстати, любопытно было бы провести социологическое исследование о желании стать избранником и соответствии быть им.

Желательно предоставить избирателям количественные показатели этических, интеллектуальных, профессиональных качеств и наличие необходимых психологических свойств у кандидатов в избранники. В настоящее время нет общепризнанных, объективных таких показателей. Без научно обоснованной их выработки, вероятно, нельзя в полной мере реализовать преимущества демократического выбора. Тем не менее, можно полагать, что предпосылки для оптимизма в этом направлении имеются. Одним из важнейших показателей этических качеств претендента на место избранника является отношение к естественному конфликту между личными и общественными интересами. Выявление отношения к этому конфликту, вероятно, возможно с помощью «детектора лжи», что, конечно, требует всестороннего научного обоснования. Определенное представление об интеллекте дает показатель IQ. В то же время существуют сомнения в полной адекватности этого показателя. Определенное мнение о профессиональных качествах можно получить, зная уровень образования и успешного использования его. Психологические свойства, необходимые кандидату, такие как - умение противостоять давлению извне, отношение к критике и др. можно выяснять в моделирующих игровых ситуациях. В дополнение к сказанному желательно иметь и интегральный показатель сочетания свойств. Например, в бизнесе существует показатель успешности. Он реализуется как результат конкуренции без оценки личных составляющих, и проявляется только за достаточно длительный промежуток личного времени. В случае общественного интереса обобщенный показатель для кандидата в избранники можно надеяться получить на основе проведения ролевых игр.

Понятно, что публикация информации о качествах претендента на роль избранника - вмешательство в личную жизнь, но это издержки личного выбора. Представляется возможным проверять ранее высказанные требования в рамках курсов обучения лидерству. Понятно, что все это создает дополнительный фильтр желанию быть кандидатом. Еще раз следует напомнить о необходимости разработки научно- обоснованной базы выбора критериев отбора кандидатов. В интересах общественности и государства, стремящегося стать истинно демократическим, обеспечить условия проведения таких исследований.

Другой аспект выборности власти связан с формированием корпуса избирателей. Круг лиц, за которыми законы признают избирательные права, ограничивается так называемыми цензами, т. е. специальными условиями допущения гражданина к осуществлению политических прав. Рассматривая историю избирательного права, следует отметить тенденцию расширения круга избирателей. Можно предположить, что это расширение коррелировано с ростом благосостояния и стремлением его активных создателей оказывать влияние на управление общественным благосостоянием. По мере развития демократических сообществ круг избирателей стал охватывать не только создателей благосостояния, но и других групп населения. Начиная с XIX века вследствие роста активности женского движения за всеобщую эмансипацию, избирательное право было закреплено и за женщинами. Автоматизация производства, подняв производительность труда, не только позволила увеличить благосостояние, но и создала прослойку не участвующую в создании благосостояния общества. Причем эта прослойка все время увеличивается. Определенная часть ее довольствуется социальным пособием и не стремится принимать участие в повышении общественного благосостояния. В результате создалось положение, когда на распределение благ влияют не столько созидатели, сколько потребители. Такое положение создает благоприятную атмосферу для демагогии и популизма, спекулирующих на понятии демократии. Однако избыточная демократия (по Платону) неминуемо влечет за собой тиранию, а Иммануил Кант отмечал, что демократии как системе с всеобщим избирательным правом и неограниченной властью большинства, предрасположены к тирании.

Круг лиц, имеющих избирательные права, ограничивается так называемыми цензами, т. е. специальными условиями допущения граждан к осуществлению тех или иных политических прав. Некоторые из таковых не вызывают нареканий со стороны демократии, как например, возрастной ценз, разрешающий принимать участие в выборах с 18 лет, хотя при современной длительности получения образования можно было бы его повысить. В то же время неприемлемым является имущественный ценз, устанавливающий ограничение на участие в выборах людей, имущество или доход которых меньше определенной величины. Определенные возражения возникают о праве участия в выборах некоторых людей, пораженных в правах в результате судебных решений. Спорным является всеобщее избирательное право, которое означает, что избирательные права признаются за всеми взрослыми и психически здоровыми людьми. Это - результат признания всеобщего равенства из факта рождения, хотя, вероятно, в общем случае, следует трактовать равенство как обеспечение равных возможностей для каждого человека.

Имеется разница между правами человека и гражданина. Права человека признаются всеобщими и неотъемлемыми, а гражданина - конституционными, т.е. регулируемыми конституцией страны. Тем самым избирательное право является внутренним делом суверенного государства. Поэтому допустимым и целесообразным является введение ценза, который может быть назван трудовым цензом. Согласно ему права избирать лишаются граждане постоянно живущие на социальном пособии. Граждане в пенсионном возрасте и не работающие также не получают право выбирать. Тем не менее, все законно-послушные граждане не должны лишаться возможности стать избранниками. Такое конституционное положение не приводит к противоречию между правами человека и правами гражданина. Психологически понятно, что пенсионеры в прошлом обладали правами гражданина и принимали активное участие в том, какого уровня достигло государство. В конституционном праве - устанавливаемые конституцией или избирательным законом условия для получения или осуществления гражданином избирательного права такая избирательная норма должна быть введена без нарушения прав человека.

Кажущееся конституционно гарантируемое неравноправие граждан в действительности защищает личные права человека в частности на свободу выбора социального статуса и право самовыражения. Вместе с тем понятны преимущества введения трудового ценза. Не ограничивая права человека, введение такого ценза побуждает человека занять боле активную жизненную позицию, а обладателей избирательного права более сознательно подходить к его использованию. Понятно, что есть значительные правовые трудности при ведении ценза труженика, однако современный уровень информационного обеспечения делает реализуемой техническую сторону его введения.

Представляется важным в заключение оценить рассмотренные аспекты применительно к Государству Израиль, учитывая мантру политиков «Израиль - еврейское демократическое государство». Если определение Израиля как еврейского государства вызывает некоторые сомнения, то определение Израиля как демократического государства не выдерживает никакой критики. Израиль следует считать квази - демократическим, поскольку оно, реализуя некоторые демократические процедуры, не обеспечивает главного - полноценного разделения властей. Система выборов по спискам, созданная отцами-основателями под себя, не отражает сегодня волеизъявления избирателей и порождает кумовство или групповщину, что ярко проявилось в системе выборов бывшего СССР. Система выборов по спискам создает предпосылки для построения авторитарной системы власти, что подтвердила практика современной России, где постепенно (в течение 20 лет) прямые выборы заместились выборами по спискам и обеспечили авторитарное правление одного человека и мы знаем имя этого человека. В Израиле пока не дошли до этого, но система выборов по спискам породила низкий профессиональный уровень депутатского корпуса (что подтверждено социологическими опросами) и высокий уровень коррупции на различных уровнях власти, достигая самых высоких (министры, президент, премьер). Судейская власть, являясь элитарной и замкнутой на саму себя, также не соответствует демократическим нормам.

В виду общественной значимости демократии для Государства Израиль высказанные соображения (наверное, не бесспорные) целесообразно поставить на обсуждение широкой общественности.

Юрий Шендерович

counter
Comments system Cackle