Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+28+18
Иерусалим
+25+16

Мнения

А
А

Персидская нефтяная концессия

Какую роль в Истории играет личность? Мнения на этот счет разнятся. Одни люди роль личности в Истории чистосердечно отрицают, другие, сердце скрепя, признают.

11.08.2014
Источник:Mishmar.info
Creative Commons

Какую роль в Истории играет личность? Мнения на этот счет разнятся. Одни люди роль личности в Истории чистосердечно отрицают, другие, сердце скрепя, признают. Не знаю, насколько мы с вами театралы и можем ли со знанием дела рассуждать об играемых ролях, но к еще одному человеку нам с вами придется приглядеться поневоле, просто потому, что без этого не обойтись.

Как и все на свете личности, личность, попавшая в поле нашего зрения, носила имя. Имя как имя, самое заурядное, у вас наверняка есть знакомый с таким же - Уильям Нокс д'Арси.

Сегодня об этом человеке отзываются так: the most influental Aussie who ever lived. Желание обитателей пятого континента вплавить или влить д'Арси в тесно сомкнутые ряды австралийцев по-человечески понятно, но простая справедливость требует следующего уточнения - Уильям Нокс д'Арси родился и умер в Англии, успев за время, поместившееся между этими двумя событиями, побывать в Австралии, куда он попал в возрасте семнадцати лет. Отец д'Арси, объявивший банкроство и перевезший после этого малоприятного события семью в астралийский штат Квинсленд, был юристом и по этой протоптанной семейной дорожке зашагал по жизни и сын.

С юридической практикой дело у него пошло не очень, не в последнюю очередь потому, что молодой адвокат оказался человеком азартным, чего по нему сказать никак было нельзя, д'Арси был одутловат и с виду вполне флегматичен. Однако в пухлой груди его билось беспокойное сердце авантюриста, что плохо сочеталось с избранной профессией и этому тягостному противоречию д'Арси нашел естественнейший выход - все свои доходы он просаживал на скачках.

Жил он в городишке Рокхэмптон, название, которому суждено было стать очень известным и оно известным стало. Не иначе, судьба. Началось все с того, что однажды в знойный полдень в городской банк явились три человека, были они братьями и звали их Фред, Эдвин и Томас, фамилия же их была Морган. На улице был 1882 год.

Если встречать по одежке, то подумать о Морганах можно было всякое, но к пиратам брательники не имели никакого отношения, а были они старателями. Братья вывалили на стол кучу невзрачных, но увесистых камней и сказали местному банкиру по имени Холл, что им нужны деньги, так как они нашли золото. Холл оказался человеком честным (среди банкиров встречаются и такие) и он сказал братьям Морганам так: "Ребята, если вы считаете, что напали на золотую жилу, то для начала вам следует обзавестись адвокатом."

Троица носителей пиратской фамилии вышла наружу, обозрела невеликую городскую площадь и запылила туда, где на вывеске значилось слово "адвокат". Этим адвокатом оказался наш новый знакомец д'Арси, ломавший голову над тем, где бы ему разжиться деньжатами и раздать накопившиеся долги.

В принесенных Морганами булыжниках и в самом деле оказались вкрапления золота. Что такое золото понятно всем, для этого не нужно быть пиратом, как всем понятно и то, что золото требует серьезного к себе отношения. А если вы затеваете серьезное предприятие, то вам не обойтись без Власти, без Денег и без Хорошего Совета. Не успел разнестись слух о найденном к югу от Рокхэмтона золоте (а он разносился со скоростью звука), как уже был организован синдикат. Помимо братьев туда вошла власть в лице мэра городка Паттисона, вошли деньги в лице доказавшего свою порядочность Холла, ну а д'Арси в синдикат войти велела сама богиня Удача.

Синдикат в своем первоначальном виде просуществовал год, а потом опытные в свое старательстве старатели братья Морганы решили, что жила истощена и что неплохо бы им из бизнеса выскочить. И они свою долю окэшили, продали ее д'Арси за баснословные с их точки зрения 100 тыс. фунтов. По тем временам деньги и в самом деле большие. И рисковый адвокат эти денежки им выложил. И самые умные и самые хитрые на свете братья рассовали по карманам пачки фунтов и, хлопая друг друга по спинам, вприскочку убежали, радуясь как ловко они надули городского умника.

А жила все не кончалась и не кончалась, жила все ветвилась и ветвилась, жила уходила все дальше и дальше и терялась где-то в недрах Земли, и в 1886 году взамен синдиката была создана компания Mount Morgan Gold Mining Co. с миллионом акций по цене один фунт за штучку и акции эти очень быстро подпрыгнули в цене с одного фунта до семнадцати, и бывший адвокат д'Арси, который к тому времени адвокатом быть перестал, оказался владельцем почти половины акций новой компании.

Он стал миллионером, а быть фунтовым миллионером в конце XIX века значило совсем не то, что значит это слово сегодня. За 100 лет эксплуатации "гора Морган" дала 8.8 млн. унций золота, 1.3 млн. унций серебра и 387 тыс. тонн меди. В пересчете на сегодняшние цены одно только добытое там золото оценивается в 15 млрд. долларов.

В 1887 году д'Арси отправился назад в добрую и старую. Покинув Англию членом семьи банкрота, возвращался он теперь кумом королю. Описывать замашки новоявленного набоба и приводить названия скупленной им в Англии, Франции и Бельгии недвижимости я не буду, а ограничусь тем, что упомяну как забавный штрих то, что на собираемых им вечеринках дорогих (в самом прямом смысле дорогих) гостей развлекали своим пением Нелли Мельба и Энрико Карузо, а поскольку старая любовь не ржавеет, то и юношескому увлечению скаковыми лошадьми д'Арси остался верен, не только собрав в своей конюшне прославленных скакунов, но и купив себе закрытую ложу на ипподроме в Эпсоме. Таких лож в Эпсоме было две, одна стала собственностью д'Арси, а другая принадлежала сыну королевы Виктории, будущему королю Англии, жизнелюбу и женолюбу принцу Уэльскому, вошедшему в историю под именем Эдварда VII.

Словом, все у д'Арси, превратившегося в одного из самых богатых людей Британской Империи, стало не просто хорошо, а, можно сказать, - замечательно. И что немаловажно - вся эта замечательность свалилась на него сама собой, ему вроде бы даже и пальцем пошевелить не пришлось. Pure luck.

As pure as gold.

Сегодня многие историки склонны объяснять перипетии жизни д'Арси именно этим - удачей. Удачей и больше ничем. Может быть и так, конечно, человек родился под счастливой звездой, бывает. В защиту реноме д'Арси позволю только себе заметить, что он, во-первых, явно не был человеком злым, а, во-вторых, ему по жизни пришлось работать с великим множеством людей и все они неизменно сохраняли по отношению к нему исключительную лояльность, а это означает, что у него хватало ума не наживать себе попусту врагов не только в среде людей, равных ему по положению, но и среди тех, кто на социальной лестнице стоял ниже. Одно только это делает д'Арси человеком незаурядным.

А что до удачи, то соседство с королевской ложей не упасло д'Арси от жизненных неприятностей. От них никто не застрахован, это любому известно, и иллюстрацией тому не только скачки, но и крысиные гонки.

К 1900 году дела д'Арси пошатнулись. Цена акций его компании упала, да к тому же он потерял кучу денег, когда разорился Queensland National Bank. Понятно, что он не стал бедняком, но жизнь пробила в его корабле дыру и ему пришлось спуститься в трюм и начать бороться со стихией. Праздник обернулся суровыми буднями и д'Арси был вынужден задать себе тот самый сакраментальный вопрос, что задает себе любой пятидесятилетний мужчина - "что дальше?"

"Что будем делать, брателло Нокс?"

И вот в этот момент нелегких раздумий на тему "жизнь бы делать с кого", д'Арси нанесли визит.

(Опережая события, отвечу на вопрос, который неизбежно возникнет у вас чуть позже. "Почему выбор пал на Уильяма нашего Нокса?". Ответить нетрудно, в д'Арси счастливым образом (pure luck!) сошлось вот что - он не был государственным служащим, а был он частным лицом, что означало наличие ничем не связанных рук, он был вхож во все двери и лично знаком с самыми известными и самыми влиятельными людьми Империи, он был очень богатым человеком, попавшим в трудную деловую ситуацию и как будто всего этого было мало, у него была еще и Репутация. Репутация человека, легко идущего на риск. Д'Арси почитал риск делом благородным. Фамилия, наверное, обязывала.)

Человека, который нанес д'Арси визит, звали сэр Генри Драммонд Волфф. Был он положившим жизнь на алтарь службы государству кадровым дипломатом, чьи заслуги на этом поприще были государством оценены вполне, за год до этого Волфф, который уже имел Большой Крест св. Михаила и св. Георгия, получил орден Подвязки. Сэр Генри сделал д'Арси предложение, от которого человек с авантюрной жилкой просто напросто не мог отказаться.

Предложение состояло вот в чем - Волфф сказал д'Арси, что все, что он ему сообщает, является сведениями из первых рук, так как он, Волфф, до недавнего времени был послом Ее Величества в Персии. И что лично ему известные и достаточно высокопоставленные лица персидской национальности считают, что в Персии имеются богатейшие залежи нефти. И что они просто жаждут начать их разрабатывать, но перед ними стоит одно препятствие. С точки зрения человека делового препятствие ничтожное - финансирование. У персов нет фунтов. Нет стерлингов.

"Dear Sir, they want some money."

Если у персов денег не было, то у д'Арси в загашнике кое-чего еще оставалось и того, что оставалось, было достаточно, чтобы получить заключение лучших на тот момент умов. Умы ему сообщили, что впереди маячит Большая Война (для того, чтобы дать такое заключение не нужно было быть умом великим, Большая Война маячит всегда) и что грядущая война потянет за собою механизацию военного, а там и гражданского хозяйства, что означает резко возросшую потребность в нефти со всеми вытекающими, что немцам известно о наличии нефти где-то в Месопотамии и что здравый смысл подсказывает, что высока вероятность того, что где-то по соседству нефть тоже может иметься.

- Может иметься или имеется?- Может иметься, - уклончиво отвечали умы.- Может или не может?!- Может...

Для такого человека, каким был д'Арси, даже и троеточия было достаточно.

Вы не забыли, что в 1901 году немецкими стараниями начала строиться железная дорога через Хеджаз? Не забыли? Вот и славненько. В том же 1901 году, 21 мая, Музаффар-ад-Дин, носивший высокую и красивую корону Шах Персидский, продал британскому подданому Уильяму Ноксу д'Арси концессию на разведку и добычу нефти, буде таковая найдется в пределах суверенного персидского государства.

Концессия обошлась д'Арси недорого. Он дал шаху (Великому и Могучему Утесу) задаток в 10 тыс. фунтов и пообещал дать в будущем еще 20 тыс. (и дал, деловых партнеров д'Арси не "кидал" даже и в том случае если они не крестились на купола, а совершали намаз, он родился игроком, а не обманщиком), в обещанное, помимо кэша, входили также 20 тыс. акций новой компании, в дальнейшем, правда, выяснилось, что этот "пакет" не давал персидской стороне права на участие в прибылях.

Вот высокая персидская сторона, шахиншах Персии:

Музаффар-ад-Дин шахиншах Персии

Будучи человеком умным и рачительным, роскошный усач Музаффар-ад-Дин полученным от д'Арси денежкам применение, конечно же, нашел - он истратил их, съездив в Европу.

Взамен шах предоставил д'Арси "эксклюзивные", как принято нынче выражаться по-русски, права на разведку и добычу нефти в Персии в последующие 60 лет. (Время, как было уже неоднократно упомянуто по ходу данных заметок, - самая важная категория человеческого бытия, что подтверждается историей с включением в договор оговоренного срока добычи нефти - этот пункт повлек за собою очень многие и очень важные события, разыгрывавшиеся на протяжении почти всего ХХ столетия.)

Разведку и добычу д'Арси мог вести на территории в 490 тыс. кв. миль, что превышало территорию Техаса и Калифорнии вместе взятых. В соглашение не попали только пять северных персидских провинций, граничивших с Российской Империей. Шах не хотел осложнений с северным соседом, а англичанам, в свою очередь, тоже не хотелось "обостряться" с Россией по пустякам, так как чем сильнее становилась Германия, тем отчетливее проступала перспектива будущего англо-российского союза.

Всем знакома приговорка "пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что", так вот д'Арси в этом смысле было полегче, куда пойти он знал, как знал и что искать, проблема была в сущей малости - найти. И вот для этого плохо разбиравшийся в лошадях, но зато очень хорошо разбиравшийся в людях д'Арси подыскал самого подходящего человека. Как писали тогда о таковских по-английски - gung-ho guy. Означает это не так даже энтузиаста, как фанатика своего дела, человека "чокнутого", "повернутого" на том, чем он занимается.

Звали чокнутого Джордж Бернард Рейнолдс, происхождением он был из простолюдинов и, обладая твердым характером, окончил он увековеченный Редьярдом Киплингом Royal Indian Engineering College, где английское государство готовило желающих нести тяжелое имперское бремя "практиков" для работы в Индии. Помимо упорства как черты характера и диплома инженера судьба позволила Рейнолдсу обзавестись следующими полезными навыками - он стал геологом-самоучкой, дипломатом-самоучкой, самоучкой-лингвистом и самоучкой же антропологом. Все это вкупе сделало его тем, что по-английски называется task master, термин, который на русский перевести невозможно. Словом, он стал "англичанином".

Вы можете увидеть его вот на этой плохонькой фотографии:

Рейнолдс слева. 1909 год. Персия.

Читайте также


Рейнолдс слева. 1909 год. Персия. Запустенье. Песок и камни. Сто градусов по Фаренгейту в тени, которой нет. Но зато есть шляпа. Зато есть галстук. Есть собака. Есть виски. И содовая, конечно. И бурильная вышка где-то за холмами.

Для того, чтобы понравиться д'Арси, мало было носить фамилию Рейнолодс, так что Рейнолдсу следовало предоставить весомые доказательства того, что он англичанин не только по имени. И такие доказательства Рейнолдс предоставить мог. Будучи не китайцем в Китае, а англичанином в Индии, он, чтобы набраться не так ума, как опыта, пошел работать на голландцев, искавших нефть на Суматре и он им эту нефть нашел. Голландцы получили нефть, а Рейнолдс получил опыт. И в качестве бонуса удовлетворил свое английское любопытство. Английскую пытливость.

В этом месте нам придется сделать отступление от отступления. Причина в следующем - сегодня считается (считается "считается", - ну вы же понимаете), что нефть была нефтью всегда, то-есть нефть была чем-то таким, чего все от века вожделели. На самом деле до того, как нефть стала нужна для войны, значила она если и не мало, то и совсем немного. К концу XIX-го века нефть использовалась главным образом для освещения, конкурируя в этом просветительском отношении с китовым жиром. И если бы не прогресс в деле убийства одними человеками других, тот самый прогресс, который, как принято считать, вообще убивает все живое, то доброе человечество в своем невинном желании читать после ужина газеты, из которых оно черпает познания об окружающем мире, пустило бы обзаведшихся подкожным жиром китообразных на ветер в самом прямом смысле этого слова. Однако китобойный промысел начал становиться куда менее прибыльным занятием как только человечишки обнаружили, что из нефти можно делать керосин (в отличие от племени младого я помню, что такое бидон с керосином, как помню и очередь в керосиновую лавку, как помню даже и керогаз, да что там говорить, я помню даже что такое примус!).

В общем, нефть дала возможность зажечь фонари и осветить улицы. Замечу, что это было позволительной, но тем не менее роскошью и в той же Российской Империи к началу ХХ века улицы освещались не все и не везде. Но в Петербурге освещались. Однако, хотя Россия была и большая, но Петербург был там один, так что для качавших нефть на бакинских месторождениях братьев Нобелей с примкнувшими к ним Ротшильдами российский рынок был слишком маленьким и они, потыкавшись, пустили в ход изобретенный одним из братьев динамит, и пробили Кавказский Хребет, и построили нефтепровод в Батум и начали отправлять нефть Черным Морем через Проливы, а в другую сторону принялись они гнать цистерны на Дальний Восток, а на Дальнем Востоке, где тоже хотели читать газеты при свете ламп, а не лучин, были свои желающие заиметь керосиновую лавку, и с нефтью там, по причине присутствия на Тихом Океане Североамериканских Соединенных Штатов, было очень хорошо и бакинцев, даже если они и носили не вполне "татарские" фамилии там никто не ждал, и началась конкуренция, а расстояние от Баку до Владивостока большое, и ехать долго, а в мире тогда, как учили нас классики, был капитализм, и все заинтересованные лица начали искать нефть не там, где светло, а там, где ближе, ну и вот так прикопались капиталисты до Борнео с Суматрой. А тот, кто ищет, тот непременно находит, мы это из Библии знаем. "Ищите и обрящете."

И попавший в поле нашего зрения Рейнолдс тоже, видать, Библию читывал, так что и искал он, и находил. А события, невзирая на лица, неслись вскачь. И в начале 1900-х в России началась, выражаясь опять же сегодняшим языком, "рецессия", усугубленная даже и голодом, и стало там как-то не до освещения, и появились излишки нефти, и цены упали, как упала и доля России на мировом нефтяном рынке, и как упала, так и продолжала падать, и упала с 31% в 1904 году до 13% в 1913, но это мы немножко вперед забежали, ведь в рассматриваемой нами картинке до 1913 года еще далеко, а близко нам до 1901 года, когда взялись немцы за ближневосточную железную дорогу, а англичане за Персию, а на бакинских нефтепромыслах в том же году случились стачки, а в 1904 году случилась война России с Японией, а в 1905 году случилась в России революция, которая в столицах выглядела как революция, а вот в Баку та же самая революция выглядела как "столкновения на межнациональной почве" или, точнее, на почве религиозной, как столкновения между мусульманами и христианами, и как-то так случилось, что вследствие этих межконфессиональных разногласий запылали нефтяные промыслы. В этом месте тем, кому интересно как устроена наша с вами реальность и вне зависимости от того, относят ли себя интересанты к патриотам или наоборот, я бы посоветовал поинтересоваться ролью в тех давних и освещаемых сполохами горящих нефтяных полей событиях товарища Иосифа Виссарионовича, гораздо позже ставшего известным миру как Сталин.

В результате вытеснения России с нефтяного рынка выиграли все. Даже и румыны. Но больше всех выиграли американские нефтяные компании, тут же заполнившие образовавшийся нефтяной "вакуум" на Тихом Океане. Позволю себе вновь напомнить вам, что нефть была тогда чем-то таким, что позволяло предприимчивым людям зарабатывать деньги, но в глазах Держав она не была "стратегическим ресурсом", с точки зрения государственных интересов нефть ничем не отличалась от какого-нибудь текстиля или того же китового жира. Кроме того в начале ХХ века нефть стала терять свое значение даже и в качестве средства освещения, так как светлый ум позволил Томасу Алве Эдисону изобрести лампочку накаливания и она начала свое победное шествие по шарику (в 1885 году было произведено 250 000 ламп, а уже к 1902 году в мире было 18 млн. счастливых обладателей лампочки Альвовича.)

(Попав в трудное положение, нефтяные компании попытались надуть тогдашний "технологический пузырь", вложившись в автомобильный бум, и сперва казалось, что у них ничего не выйдет, так как автомобиль (автомобиль как "автомобиль") в начале ХХ века выглядел вовсе не тем символом прогресса, как то пытаются преподнести нам сегодня, он был крайне ненадежен и крайне тихоходен, тихоходен настолько, что фрикам в шарфах и очках-консервах праздная толпа глумливо кричала: "Get a Horse!" Изобретатели, в том числе и Эдисон, пытались найти выход в замене двигателя внутреннего сгорания на паровой или электродвигатель, но безуспешно, а потом, будто по волшебству, богиня Фортуна повернулась к нефтедобытчикам лицом и подморгнула им глазом с длинными ресницами. Переломным моментом стало знаменитое сан-францисское землетрясение, "инфоповод", приковавший к себе внимание человечества. А читаемые вслух в освещаемых электролампочками клубах газеты расписывали как американские слесари-одиночки при помощи имевшихся в их распоряжении 200 автомобилей растаскивали завалы и доставляли по назначению как живых, так и погибших. При этом газеты не забывали упомянуть, что бензин доброхотам бесплатно предоставляет скромная компания под скромным названием Standard Oil.

Масштаб события и романтичный образ мужественно затянутого в кожу шофера, спасающего придавленных бетонными плитами беспомощных дев, тут же дал свои плоды, ну кто ж против такого устоит, автомобиль стал моден, газетный образ получил свое наполнение и продажи "антилоп гну" в одной только Америке подпрыгнули с 8000 в 1900 году до 902 000 (почти миллиона!) в 1912. И под откидными боковинами этих миллионов стояли двигатели, и работали эти двигатели на бензине, а бензин был продуктом перегонки не браги, а нефти. И если сегодня у вас есть мобильник и по этой причине вы свысока смотрите на водителя Форда-Т, у которого телефона вообще не было, то и ему есть чем похвастаться - галлон бензина в те годы стоил 2 цента, "Two Cents a Gallon!", читайте, завидуйте, а я замкну круг - прежде чем начать свинчивать на конвейере автомобили и антисемитничать Генри Форд труждался тяжкими инженерными трудами в детройтской компании под названием Edison Illuminating Company.)

Но мы отвлеклись. Нас ждет Персия, страна чудес.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке