Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+26+17
Иерусалим
+24+12

Мнения

А
А

Обезьяний процесс пошел!

Сегодня креационисты в большинстве развитых стран пытаются представить дело так, что классический спор между наукой и религией уступил место некой новой реальности.

14.07.2014
Источник:mnenia.zahav.ru
ShutterStock

Читайте также

Едва ли депутат Кнессета Исраэль Айхлер слыхал что-нибудь про "обезьяний процесс". Поэтому весьма символично, что, ополчившись против теории эволюции, он почти дословно процитировал главный аргумент основного обвинителя на этом процессе, ведущего идеолога американских фундаменталистов начала двадцатого века, Уильяма Дженнингса Брайана. Рав Айхлер сказал: "Когда Министерство Просвещения воспитывает детей в духе теории эволюции, которая утверждает, что человек это животное, а животное это человек, то есть опасность размывания запрета "не убий", и именно этого я и опасаюсь". Эта филиппика против теории эволюции прозвучала 16 июня на заседании комиссии Кнессета по науке и технологиям, посвященному недавнему решению Министерства Просвещения усилить изучение теории эволюции в средних школах государственно-религиозного воспитания. Сам рав Айхлер своих детей и внуков за версту к таким школам не подпустит, равно как и председатель комиссии по науке, рав Моше Гафнии, по инициативе которого было созвано это заседание. Их дети и внуки обучаются в харедимных школах, где об эволюции, разумеется, никто и заикнуться не посмеет.

Но уж коль скоро два столь почтенных духовных пастыря осквернились сионистской скверной, согласились, скрепя сердце, "пойти в совет нечестивых", получать депутатскую зарплату и даже сидеть в этом совете за одним столом с депутатом Ницаном Горовицем (третьим участником этого исторического заседания), то надо же им и о нас, грешных, хоть как-то позаботиться! Денно и нощно оберегают они все население Израиля (включая и тех, кого евреями не признают) от нарушения субботы, от осквернения некошерной пищей, от звуков женского голоса на официальных церемониях. Но, как известно, "не хлебом единым жив человек", или, в иной формулировке "преступления мысли опаснее преступлений делом". "Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст". Сегодня он изучает теорию эволюции, а завтра, глядишь, выйдет с ножичком на большую дорогу.

Рав Гафнии хорошо подготовился к заседанию. Ведущие сторонники креационизма и "разумного дизайна" из израильских университетов (разумеется, все они – ортодоксальные евреи) были приглашены и получили возможность подробно изложить свою точку зрения. Поф Авррам Штейнберг, зав отделом медицинской этики больницы Шаарей Цедек, Проф Дорон Урбах, лектор в Бар-Илане и другие получили трибуну на этом заседании. Единственный представитель светских ученых, проф. Чипман, обращаясь к Моше Гафнии, так подвел итог этой новой постановке обезьяньего процесса "Вы создали тут неверную картину. Вы обещали, что дадите возможность высказать две точки зрения. На самом же деле, была представлена только точка зрения меньшинства, давно опровергнутая".

Надо отдать должное организаторам "обезьяньего процесса" девяносто лет назад: они даже не пытались сделать вид, что в науке, якобы, имеются две точки зрения на теорию эволюции. Это был спор между наукой и религией, в своей чистой, классической форме. Девяносто лет назад его участники, и с той, и с другой стороны, понимали простую истину: нет "двух точек зрения" на теорию эволюции в науке. Эта теория возникла как результат полутора столетий научных поисков, последовательной смены гипотез и их коррекции. Ее окончательные выводы, сформулированные Чарльзом Дарвиным, имманентны логике научной мысли, и никак не связаны ни с какими идеологическими моделями или парадигмами. Напротив, все креационисты открыто признают, что исходным посылом для них являются не те или иные научные данные, а готовая теория эволюции, с одной стороны, и библейская история сотворения мира, с другой, и только в рамках общей библейской парадигмы они приступают к рассмотрению позитивно-научных данных. Не удивительно, что "выпустив стрелу" они, после этого, начинают аккуратно рисовать вокруг нее мишень.

Сегодня креационисты в большинстве развитых стран пытаются представить дело так, что классический спор между наукой и религией уступил место некой новой реальности: "внутринаучным дискуссиям". Они уже не рискуют открыто пускать в ход "административный ресурс". Израиль, и в этом плане тоже, остается исключением. То, что науку в Кнессете отдали в ведение депутату, который открыто заявляет, что научная модель мышления для него, в принципе, не приемлема, это, конечно, верх абсурда. Вот слова самого М. Гафни: "Господь Бог создал Мир. За шесть он сотворил человека и всю Вселенную, в ее нынешних размерах, формах и сущностях. Приходит ученый, и говорит, что высокие горы, и все создания, и человек, что все это должно иметь возраст миллионы лет. С точки зрения науки, это миллионы лет. Но это было создано за шесть дней. Такова моя позиция". Но, с другой стороны, раву М. Гафнии надо отдать должное за его интеллектуальную честность: он прямо говорит, что спор об эволюции – это спор между наукой и религией, в чистом виде, а отнюдь не некие "научные разногласия" между двумя школами ученых.

В заключение – трагикомическая деталь. Главный представитель креационизма на обезьяньем процессе, Уильям Дженнингс Брайан, скончался через пять дней после окончания процесса в городке Дайтон. Этот яркий и талантливый человек, трехкратный кандидат в президенты, едва ли не самый колоритный американский политик первой четверти двадцатого века, умер в крошечном городке, название которого он едва ли слышал до начала пресловутого процесса…

Да, есть у Творца Мироздания свой мрачноватый юмор…

Невольно вспомнишь слова рава Айхлера: "нет превосходства человека над скотом". Только вот источник он забыл указать. Это, на самом деле, Коэлет, глава 3, стих 19….

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке