Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+23+15
Иерусалим
+22+11

Мнения

А
А

Рождение арабского национализма (часть третья)

Aрабский национализм как явление появился только и только после того, как были проведены границы между арабскими государствами

17.06.2014
Источник:Mishmar.info
ShutterStock

Как только мы заговариваем о таком феномене как "арабский национализм", нам никуда не деться от следующего очень мало кем принимаемого во внимание обстоятельства - арабский национализм как явление появился только и только после того, как были проведены границы между арабскими государствами. И вот только когда это произошло на свет появился термин, описывающий само явление, но только термин был не один, так же как не было и одного арабского национализма, а было их много. Национализм сирийский, национализм иракский, национализм иорданский, национализм саудовский и другие арабские национализмы.Когда компания под названием "Хуссейн бин Али и сыновья" возымела желание создать собственное государство, то речь о национализме даже и не шла. Да и как ей было идти - тогдашние арабы в таких терминах просто-напросто не рассуждали. В Оттоманской Империи арабов проживало от восьми до десяти миллионов человек. То ли восемь, то ли десять, точнее сказать нельзя, что не очень лестно характеризует государство оттоманов. Так вот на эти то ли восемь, то ли десять миллионов человек имелось примерно триста "вольнодумцев" арабской национальности. Триста арабских "диссидентов", разбившись на соперничавшие кучки, собирались когда на кухнях друг у друга, а когда и в чайханах и предавались там извечному диссидентскому удовольствию по чесанию не традиционных пяток, а языков.

И воображение арабов даже и в самых распрекрасных вольнодумных мечтах взмывало разве что до более или менее расплывчатой автономии в рамках Империи. Об отдельном государстве речи не шло вообще. (До самого конца Первой Мировой, пока Оттомания не посыпалась усилиями победителей, арабы, что бы при этом ни говорили их языки, на деле сохраняли лояльность турецкому Центру и в турецкой армии арабов служило до 300 тыс. человек и приказам они прекрасно подчинялись, невзирая на данные шарифом англичанам уверения в обратном.) По этой ли причине или по какой другой, но и сам шариф Мекки, торгуясь с англичанами, под арабским государством понимал не места компактного проживания арабов, а претендовал он на так называемый Золотой (или Плодородный) Полумесяц - географическую зону с повышенным уровнем зимних осадков, куда входили тогдашние Месопотамия и Левант. Другими словами, изначально арабское государство мыслилось не как государство, населенное арабами, а как оторванный кусок Оттоманской Империи, который кроме арабов населяли турки, ассирийцы, курды, армяне, греки, "черкесы" и много кто еще, в том числе и определенное число "лиц еврейской национальности". В претензиях своих арабы ссылались на древние предания о Халифате, который, кто бы что ни говорил, на национальное государство никак не походил, а описывался Халифат, скорее, в современных терминах "панарабизма", то-есть чего-то вроде арабского империализма.

Отсюда понятно нежелание европейцев содействовать "давним чаяниям арабов", так как получалось, что, разрушив одну восточную Империю, они сами, своими руками, должны были споспешествовать созданию другой. С точки зрения интересов Европы разница состояла только в том, что в качестве имперообразующего народа турок замещали арабы. "А смысл?" Смысла не было никакого. Задача облегчалась тем, что европейцам (англо-французам) не нужно было даже арабам мешать, им нужно было всего навсего арабам не помогать. Как с известной прозорливостью выразился небезызвестный Лоуренс Аравийский:

"The Arabs are even less stable than the Turks. If properly handled they would remain in a state of political mosaic, a tissue of small jealous principalities incapable of cohesion."

И именно этим англичане не замедлили заняться, они принялись обращаться с арабами "должным образом". Должный образ действий выглядел как строительство "национальных арабских государств".

Начав иметь дело с шарифом Мекки, англичане, как люди последовательные, продолжили иметь дело с ним же. В конце концов шариф Мекки это шариф Мекки.

Хуссейн бин Али выглядел вот так:

Zahav.ru


Благообразно он выглядел, ничего не скажешь. Это двадцатые годы двадцатого столетия. (Глядя на телохранителей шарифа с их папахами, черкесками, газырями, шашками и кинжалами трудно отделаться от впечатления, что Дикая дивизия, бросив на произвол судьбы несчастного Николая, в полном составе убежала в Мекку.)

За плечом шарифа виднеется его сын Абдулла, тот самый, что был инициатором интриги, завершившейся созданием так хорошо нам известных национальных арабских государств. Он наверняка представлял себе все это не так, но арабский человек начала ХХ века предполагал, а располагали событиями совсем другие люди, жившие очень далеко от Ближнего Востока.

Но давайте по порядку.

Почему вообще англичане сделали ставку на седобородого Хуссейна? Это объясняется легко - он был шарифом Мекки. Откуда такое счастье? Это тоже объясняется легко - шариф был шарифом потому, что был он хашимитом. Что такое хашимит? Это член клана Хашим. Что такое клан Хашим? Это объединенные родственными узами люди, ведущие свою родословную от человека по имени Хашим ибн Абд Манаф. Чем был знаменит Хашим? Всего лишь такой малостью, что был он прадедом пророка Мухаммеда. "Вах!"

Теперь вам понятно, что шариф Хуссейн не только занимал эту должность по праву, но и что он был человеком уважаемым. Всем исламским миром.

У Хуссейна бин Али, как у человека уважаемого, было четыре жены.

От трех из этих четырех жен у него было восемь детей.

Из этих восьми детей пятеро было сыновьями.

Из пяти сыновей четверо были подарены ему женой по имени Абдия.

Один из четверых, Хасан, умер во младенчестве.

Три других, Али, Абдулла и Фейсал, стали королями.

Неплохой послужной список. Не каждому удается такого добиться.

Но для того, чтобы ваши дети стали королями, для начала неплохо бы стать королем самому. Не помешает. Вот и уважаемый Хуссейн бин Али думал так же. И он королем стал.

Он стал королем Хеджаза.

Что такое Хеджаз? Нам с вами это слово уже вроде попадалось. Ну конечно же! Хеджазская железная дорога, помните? Немцы помогли туркам ее построить. А называлась она Хеджазской потому, что проходила через вилайет (единица административного деления в Оттоманской Империи) под тем же названием. (Чуть в сторону - когда Саддам Хуссейн попытался силой присоединить Кувейт, то в качестве обоснования этой плохо для него закончившейся авантюры официальная иракская пропаганда с великолепнейшим простодушием заявляла, что Ирак имеет на Кувейт все права потому, что южная часть Месопотамии и Кувейт когда-то входили составными частями в турецкий вилайет Басра. Весьма неплохо, тут как на ладони все сразу - и арабский национализм, и арабский империализм.)

Вот карта Оттомании, показывающая процесс распада Империи по годам:

Zahav.ru


Если сравнить эту карту с картой современной:

Zahav.ru

Читайте также


то не может не броситься в глаза отсутствие не только легко бьющихся в лавке предметов, но и слона. Слона, который сегодня известен как Саудовская Аравия. На старой карте никакой Аравии в помине нет, как нет на Аравийском полуострове и никаких намеков на государство. Что-то на государство похожее присутствует в виде тянущегося вдоль побережья Красного моря узкой полосой вилайета Хеджаз.

Когда-то давным-давно некий персонаж по имени Юлий Цезарь выразился в том смысле, что он скорее пожелает быть первым человеком на деревне, чем вторым в Риме. Вряд ли шариф читывал на досуге Плутарха, у него было великое множество других более важных и более приятных послеобеденных дел, но поступил он именно в соответствии с заветами древних - не успел Хуссейн обменяться эпистолами с комиссаром Макмэхоном, как решил он, что пришла пора подняться с колен. В ноябре 1916 года шариф Мекки Хуссейн бин Али самочинно провозгласил себя королем Хеджаза.

Королем вилайета.

Поскольку звучало это не очень впечатляюще, то Хуссейн, подумав, объявил себя еще и королем всех арабов. Пробыл он в королях не очень долго. Выяснилось, что быть королем дело не только трудное, но еще и очень хлопотное. Но чего не сделаешь ради детей.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке