Zahav.МненияZahav.ru

Суббота
Тель-Авив
+24+17
Иерусалим
+24+12

Мнения

А
А

Славяне на печальной панихиде

Гибель и насилие, отсутствие законов и безнаказанность, бессилие властей и нарушение любых человеческих и правовых норм быстро превращают людей в преступников.

11.05.2014
Источник:mnenia.zahav.ru
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

"Украина в огне. Махно делает набеги в Екатеринославской и Полтавской губерниях. Появились новые банды, под Херсоном - восстание. Почему они восстают?"

Еще совсем недавно казалось: между литературой и действительностью - дистанция огромного размера. Тем более, между событиями литературными и реальными пролегла огромная временная пропасть - почти в столетье.

И вдруг как-то незаметно сдвинулся ракурс; все смешалось, потекла и искривилась пелена времени, обнажив знакомые черты; а калейдоскоп быстро меняющихся событий показался странно знакомым. И не поймешь: то ли перед нами ожившее прошлое - то ли настоящее, прикинувшееся прошлым.

Просматриваю "Конармейский дневник" Бабеля. Нет, это не законченная книга, а всего лишь писательский дневник. Но в нем намечены оригинальные характеры, завязаны узелки будущих сюжетных линий, заданы больные - даже неразрешимые вопросы.

Короче, непосредственные и непричесанные наблюдения, мимолетные впечатления. Поток сознания молодого необстрелянного журналиста. Но без этого дневника вряд ли появилась бы сама книга.

Так вот, многие современные газетные статьи, принадлежащие свидетелям по обе стороны баррикады, участникам гражданской войны на Украине, где даны сводки с полей боевых действий, сильно смахивают на дневник Бабеля.

"Украина в огне: кто командует уличной войной? Погромы и поджоги, откровенный разбой - волна, которая катится по Украине из Киева. Кто стоит за боевиками и кому выгоден хаос" (Роберт Францев)

"Почему у меня непроходящая тоска? Потому что разрушаем, идем как вихрь, как лава, всеми ненавидимые, разлетается жизнь, я на большой непрекращающейся панихиде".

Обратили внимание: как Бабеля, так и нынешних наблюдателей поразил один и тот же впечатляющий образ - Украина в огне. Как начались демонстрации в Киеве и разгорелся Майдан; как полетели коктейли Молотова и появились первые жертвы - так и вспыхнула мирная Украина. И вот, уже который месяц горит, полыхает, а в огне мечутся и ищут спасения несчастные люди.

"Он выстрелил в меня, закричал: "Я колорадку застрелил..." Я была в шоке - как человек может так радоваться убийству. Он смотрел мне в глаза и стрелял в меня… Мы кричали и умоляли нас не убивать… Казалось, это длилось вечность. Но потом начался ад".

Так пишет свидетельница кровавых событий 2 мая в Одессе. Сам "ад", то есть ритуальное сожжение одесситов, она не описывает. Видно понравилось сжигать людей, потому что сообщения о поджогах, пожарах, "красном петухе", появляются с завидным постоянством: "Сотрудники милиции, находившиеся в здании УВД Мариуполя в Донецкой области, где начался сильный пожар, выпрыгивали из окон, спасаясь от огня".

Люди, вынужденные выживать, попавшие в экстремальную ситуацию, ведут себя неадекватно. Гибель и насилие, отсутствие законов и безнаказанность, бессилие властей и нарушение любых человеческих и правовых норм быстро превращают людей в преступников.

Как быстро слетает с человека гуманитарный лоск, какие дикие формы принимает патриотизм. Что меня особенно поразило: озверение и одичание, жестокость и отсутствие жалости наблюдается не только по обе стороны баррикады, не только у бойцов, непосредственных участников событий - но и у журналистов разных изданий. Если бы те журналисты-наблюдатели осознали и посмотрели на свои писания со стороны, то содрогнулись бы.

"Ненависть одинаковая, казаки те же, жестокость та же, армии разные, какая ерунда. Спасения нет".

Понятно, что Исаак Бабель всеми помыслами, душой и телом был предан Революции, а значит и на происходящее смотрел глазами коммуниста. Но даже зашоренное идеологией сознание, даже самая жесткая партийная дисциплина не смогли скрыть ужас братоубийственной войны. Его преследует образ распадающейся умирающей Украины, перед глазами маячит гора трупов, мучает сладкий удушливый запах смерти.

Но современных журналистов не возьмешь на жалость, да и горы трупов - лишь техническая деталь. Так как нет осознания беды, бездны, куда проваливается народ, чувства раздвоенности (ведь убивают то все тех же украинцев), жалости, наконец, и к тем, и к другим; бессмысленности происходящего. Главное в материалах: точность деталей, верность идеологическим установкам - все остальное за кадром.

"Это, кстати, ключевой момент - кто на кого напал. Эта рассвирепевшая толпа сожгла палатки. Эта рассвирепевшая толпа загнала их в Дом профсоюзов. А дальше началась классическая "Хромая лошадь" или классический пожар в иранском кинотеатре, потому что, к сожалению, когда горит современное здание, то в нем, прежде всего, горит поливинилхлорид, и человек задыхается в течение нескольких секунд". (Юлия Латынина)

Видите, как все просто и понятно - объясняет известная либеральная журналистка - вот зачинщики, а здесь ответный справедливый удар. Затем последует пожар, в котором сами антимайдановцы виноваты. Естественно, кто-то задохнулся от ядовитых испарений - кто-то сгорел заживо. Есть еще одна важная деталь, которая не дает покоя - коктейли Молотова. Но и эту загадку разрешает Латынина: "А откуда были коктейли у тех людей, которых загнали в Дом профсоюзов? Они, видимо, были у них уже в палатках".

Получается, по Латыниной, были два загадочных эпизода, которые она разъяснила. Больше говорить не о чем.

Другой сторонник Майдана объяснил трагедию в Одессе еще проще: "В этот день, несмотря на усилия сотрудников МВД, небезразличная общественность ликвидировала шабаш путинский наёмников и рядовых дегенератов в Одессе - пьяниц, наркоманов, других люмпенов, а также проплаченных российских активистов и диверсантов".

"Гнетущая тоска от всех строящих жизнь. Славяне - навоз истории?"

Из горьких размышлений Исаака Бабеля о казаках, о национальных особенностях участников гражданской войны выросла великая книга о революции. Вы думаете что-то изменилось в поведении людей с тех пор? Конечно, кто решится сегодня назвать украинцев или русских "навозом истории", но ведь и цивилизованными народами их назвать трудно.

Много, очень много совпадений у современных журналистов с автором дневника. Но есть одно главное отличие.

Относительно современных материалов о революции на Украине можно с уверенностью сказать: никогда ничего путного из них в будущем не появится. Никакая новая "Конармия" из таких материалов не будет написана. Потому что для этого нужна осмысленная правдивая и пронзительная правда о том, что совершается сегодня. Нужен не только точный глаз, но и большое сердце.

"Киевские власти устроили подарок всем жителям - бойню у городского ОВД милиции. В город вошли девять машин десанта и рота солдат. Они были вооружены стрелковым оружием и гранатометами. Их и использовали против милиционеров, забаррикадировавшихся в здании" - (Петр Комиссаров).

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке