Рабами были мы...
Фото: Shutterstock.com
Рабами были мы...

Праздник - по определению - каждый год повторяется. За двадцать с лишним лет жизни в Израиле мы, миллион выходцев из империи, привыкли к еврейским праздникам. Поскольку большинство из нас не склонны к педантичному соблюдению традиций, эти замечательные дни мы отмечаем "как умеем". Но Песах - это особое событие. В пасхальную ночь каждый еврей ощущает у себя за спиной непостижимый провал в тысячелетия и осознает глубинную связь со своим народом, с его судьбой.

Очень важно ничего не забыть, накрывая праздничный стол, и провести седер по всем канонам. Да простится мне моя дерзость, но я не считаю, что евреи, не знающие всех правил, - плохие евреи. Замечательную "кощунственную" притчу на эту тему можно найти в "Хасидских преданиях" Мартина Бубера. Мою убежденность подкрепляет тот факт, что в разных краях евреи отмечают седер по-своему и на столе у них особые блюда. Выскажу еще одну дерзость: по-моему - все это вторично. А первично то, что наш народ вынес из Египта.

"Рабами были мы...". Вся история евреев - от осознания себя общностью до возрождения своего государства - это духовная потребность в свободе. Экономической свободы им было недостаточно. Вавилон слыл богатым государством, однако Авраам увел оттуда свою семью. Хватало горшков с едой и в Египте. Несмотря на это Моше-рабейну хотел, чтобы евреи жили по своим нравственным заповедям. Позже, в галуте, евреи благодаря уму, предприимчивости могли обеспечить себе безбедное существование. Тем не менее мечтали о Иерусалиме и в конце концов предпочли неизвестность, нищету - но шанс на свободу - в песках и болотах заброшенной без них Эрец-Исраэль.

Духовную свободу евреи выбрали задолго до исхода из Египта. Заключая договор со Всевышним, праотец Авраам обязался соблюдать субботу. Именно это выделило евреев из других народов. "Шесть дней работай" - но не семь, потому что ты человек, а не рабочая скотина, потому что один день в неделю ты должен не ожидать жвачки и жить высшими помыслами, думать о своем месте в мире!

В пасхальную ночь каждому еврею вспоминается свое. Я не могу забыть приезд в Израиль - не только то, что я прибыл сюда (так уж получилось) через Синай. Уже в ульпане наш коллектив новых репатриантов раскололся. Хотя в тот момент первая волна "большой алии" полгода получала пособие, позволявшее арендовать квартиру и нормально питаться, кое-кто сразу перестал учить иврит и поспешил работать. "Я предпочитаю "Грюндиг" вашей дешевой "Салоре", - говорили "бунтари". - Не для того я сбежал от советской нищеты, чтобы моя семья экономила на шмотках и ездила тут на автобусе". Эти люди презрительно смотрели на тех, кто посещал лекции о еврейской традиции и культуре, читал книги по истории. "Сначала надо встать на ноги - потом можно будет подумать о духовности", - поучали они непрактичных братьев по алие. Они были неправы только в одном: сам процесс вставания на ноги и дальнейшая израильская жизнь протекали гораздо легче при наличии духовных мотиваций.

Свобода - это не только отсутствие притеснения со стороны власти. В пасхальный седер дети усваивают, что надо уметь задавать вопросы. Выйдя из Египта, евреи получили религию, которая не запрещала - и даже поощряла - самые смелые вопросы. Наш народ сегодня находится в трудной ситуации во многом из-за того, что утратил свободу мысли. Евреи перестали думать: они полагаются на чужие ответы - раввина, партийного лидера, телекомментатора.

Когда-то Моше-рабейну избавил евреев от ига фараона. Но жестокий угнетатель не истлел - он возрождается в новых обличьях, и евреи обнаруживают склонность к поклонению этим фараонам. Рядовой гражданин испытывает страх перед алчным работодателем, перед невоспитанным полицейским, перед коррумпированным судьей. Депутаты кнессета боятся остаться без мандата, министры боятся своих спонсоров, глава правительства боится мирового общественного мнения и лично президента США.

У нас, "русских", есть и свои фараоны...

Послушайте "наших" политиков, которые без конца нам врут и хитрят, как тот, кто не выпускал евреев из Египта, ибо для продолжения карьеры они нуждаются в наших голосах.

Каким фараонам служат израильские русскоязычные СМИ, видно невооруженным глазом. Отгадать, с чьего голоса поют ангажированные журналисты, гораздо легче, чем ребенку найти афикоман. Самое позорное - это то, что сегодня многие "властители дум" всячески оправдывают действия России против Украины.

Конфликт двух славянских стран - вообще не еврейская проблема. Но еврейское государство должно определять свою позицию в глобальном политическом раскладе, и слишком много его граждан - выходцы из двух враждующих стран. У евреев есть верный критерий справедливости: в стране, совершающей агрессию, давно подавлена свобода, ею правят сотрудники жесточайшей охранки - а в другой стране много всякой нечисти, но идет внутренняя борьба, которая может завершиться обретением свободы и морали. Преступно навязывать свою несвободу другим.

Стыдно слушать участников круглых столов, которые сходятся в том, что у России есть "свои интересы", оправдывающие интервенцию. Стыдно читать ведущего обозревателя ведущей "русской" газеты, который когда-то немало страдал от охранки, а теперь, поддакивая ей, глубокомысленно повторяет мысли Сергея Лаврова о благотворности федерализации для Украины...

Не надо отмечать Песах, как в свое время Первое мая и годовщину Октябрьской революции. Можно выпить четыре бокала вина. Можно и меньше - не страшный грех. Главное - сохранять способность думать и помнить. Без этого не бывает свободы.

counter
Comments system Cackle