Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+23+15
Иерусалим
+22+11

Мнения

А
А

Сирийская мозаика

В хаотической круговерти гражданской войны в Сирии, похоже, складывается новый диковинный узор. Главным событием этого года, несомненно, является раскол оппозиции.

10.12.2013
Источник:Эксперт
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

В США и Европе поняли, какую угрозу Ближнему Востоку и планете в целом может принести победа оппозиции в Сирии

В хаотической круговерти гражданской войны в Сирии, похоже, складывается новый диковинный узор. Главным событием этого года, несомненно, является раскол оппозиции.

Где тонко, там и рвется

То, что сирийская оппозиция связана тонкими нитками, было очевидно с самого начала. Еще явственнее это стало заметно после присоединения к борьбе с Дамаском радикальных исламистов или, как их чаще называют джихадистов, тесно связанных с «Аль-Каидой».

«Нитками», объединявшими секуляристов, умеренных исламистов и джихадистов, была общая цель – свержение режима Башара Асада. Однако достичь ее оказалось труднее, чем думали как сами повстанцы, так и поддерживающие их Запад и монархии Персидского залива. Столкнувшись с трудностями, союз затрещал по всем швам.

В то время, как секуляристская оппозиция в лице Сирийского национального совета (СНС) и его военного крыла - Свободной армии Сирии (САС) весь год теряли авторитет, радикалы его повышали. Джихадисты быстро и уверенно заняли в оппозиции доминирующие позиции как по военной силе и успехам на многочисленных фронтах, на которые разбилась гражданская война в Сирии, так и по авторитету среди мирного населения.

Результатом глубоких изменений в раскладе сил стал раскол оппозиции. Редкие поначалу стычки между отрядами САС и ведущих группировок джихадистов: «Исламского государства Ирака и Шама» (ISIS) и «Джабхат-ан-Нусры» происходили в 2013 году все чаще. К концу года, раскол между секуляристами и джихадистами, не скрывающими, что свержение Асада является только первым этапом их борьбы и что за ним последует образование в Сирии и по возможности на прилегающих территориях современного халифата, оформился окончательно. Третья значительная часть сирийской оппозиции – умеренные исламисты долго колебалась и поддерживала то секуляристов, то джихадистов, но к концу года, похоже, окончательно перешла на сторону СНС.

Джихадисты остались одни, но ни на их боевом духе, ни на стремлении бороться до победного конца изоляция, похоже, не отразилась. В явном выигрыше от изменений в раскладе сил оказался Дамаск, потому что разным частям оппозиции сейчас приходится тратить немалые силы не только на борьбу с правительственными войсками, но и на выяснение отношений между собой. Генерал Салим Идрис, командующий САС, заявил на днях, что его подчиненные за последние полгода вступали в боестолкновения с джихадистами в 24 местах. Это значит, что можно говорить об открытии в Сирии нового фронта.

Исламисты обзавелись своим Фронтом и Армией

Молчаливым признанием Запада для всех уже очевидного факта, что секуляристская сирийская оппозиция проигрывает войну, стали прямые переговоры ее международных союзников, в т.ч. и западных, с умеренными исламистскими повстанцами. Встреча между исламистами и представителями «Друзей Сирии» была организована Катаром и прошла, по информации Wall Street Journal, 7 ноября в пригороде Анкары. Ее целью было попытаться включить умеренных исламистов в мирный процесс в Сирии и поставить еще один заслон на пути растущего влияния джихадистов.

Перед этим под эгидой Саудовской Аравии был создан Исламский фронт (ИФ), членов которого объединило стремление установить на всей территории Сирии после свержения Башара Асада законы шариата. От джихадистов члены Исламского фронта отличаются тем, что не поддерживают идеологию джихада в масштабах всей планеты.

Эр-Рияд играет активную роль в сирийских событиях. В сентябре саудовские власти создали «Армию ислама», первую военную организацию исламистского толка в Сирии под единым командованием. Сейчас она влилась в Исламский фронт и стала его военным крылом.

В ИФ вошли 7 групп. Фронт представляет серьезную военную силу. Его численность составляет по разным оценкам до 50 тыс. штыков, т.е. половину всех повстанцев в Сирии. Пока не очень ясно, насколько сплоченной окажется эта организация и объединяет ли ее членов что-нибудь, кроме саудовских миллионов. Впрочем, говорить о полном единстве в рядах джихадистов тоже не приходится. Западные и арабские СМИ недавно писали о разногласиях между ISIS и «Нусрой» и о том, что лидер «Аль-Каиды» Айман аль-Завахири объявил своим законным представителем вторую организацию, а первую потребовал чуть ли не… распустить.

Впрочем, аль-Завахири быстро опомнился. Конечно, он понимает, что потеря такой силы, как ISIS, резко ослабит влияние джихадистов в Сирии. Поэтому он отправил туда своего эмиссара Абу Халида аль-Сури для разрешения противоречий между ISIS и «Аль-Нусрой».

При упоминании Исламского фронта в самой Сирии и соседних государствах сейчас часто подчеркивают, что в него не входят «Нусра» и ISIS. Но это, конечно, не значит, что он подчиняется СНС и САС. Напротив, Верховный военный совет САС после образования ИФ покинули лидеры Фронта Ахмед аль-Шейх и Захран Аллуш, который возглавляет «Армия ислама», а также видный полевой командир Саддам аль-Джамаль, главарь сражающийся на северо-востоке Сирии бригады «Лива аль-Ислам».

Запад и исламисты

В Вашингтоне, Лондоне и Брюсселе наконец поняли, что джихадисты представляют для них большую угрозу, чем режим Асада. Наконец до Запада дошло, что «Аль-Каида» со своими союзниками хочет создать в Сирии такой же плацдарм, как на юге Аравийского полуострова в Йемене и что после смены власти в Дамаске они обратят свое оружие против правительств соседних государств, а затем и против самого Запада. Кстати, воевать они вполне могут и на два фронта: с арабскими монархиями и Западом одновременно.

До последнего времени Запад старался не иметь никаких дел с исламистами и поддерживал исключительно секуляристов. Однако суровая действительность внесла коррективы и заставила американцев если не сменить, то хотя бы расширить приоритеты.

В расколе в стане оппозиции, кстати, кроется еще одна причина недавнего конфликта между Эр-Риядом и Белым домом. В Саудовской Аравии прекрасно понимают всю опасность для дома Саудов джихадистов и поэтому сейчас практически полностью переключились на укрепление своих последних «детищ»: «Армии ислама» и ИФ. Вступив в прямые контакты с умеренными исламистами, Вашингтон и его западные союзники, конечно, не забыли и о СНС и САС. В Соединенных Штатах продолжают опасаться чрезмерного укрепления исламистов, потому что по-прежнему им не доверяют.

По крайней мере, опасения и сомнения относительно окончательных намерений исламистов в Белом доме остались. Например, в отношении государственного устройства Сирии без Асада. В уставе Исламского фронта говорится о создании исламского государства, введении законов шариата и полном исключении секуляризма во всех его формах и видах. Естественно, под запрет попадет и демократия, о которой так любят говорить на Западе.

Наверняка Запад тревожит и отношение нового правительства Сирии к религиозным и иным меньшинствам, вопрос для многоконфессиональной страны далеко не праздный. Напомним, что сейчас сунниты воюют с шиитами и алавитами. Причем, в конфликт все больше вовлекаются христиане и курды.

Финт генерала

Генерал Салим Идрис объявил открытую войну джихадистам. Он несколько смягчил в интервью позицию секуляристской оппозиции по уходу Башара Асада и объявил, что она больше не является непременным предварительным условием участия оппозиции в мирной конференции по Сирии, которая должна пройти в Женеве в конце января 2014 года.

Однако не это стало главным содержанием выступления военного лидера умеренной сирийской оппозиции. Идрис произвел сенсацию, объявив о фактическом начале в Сирии трехсторонней гражданской войны и о готовности объединиться с… правительственными войсками для борьбы с джихадистами. Правда, он поставил условие - уход Башара Асада. Рассчитывать на скорое объединение оппозиции с режимом не стоит, учитывая все чаще звучащие из Дамаска заявления о том, что Асад останется во главе любых переходных правительств и коалиций, которые могут быть созданы после женевской конференции.

Очевидной целью Салима Идрисса, который также возглавляет поддерживаемый Западом Сирийский военный совет (SMC), является реверанс в сторону военных, воюющих на стороне правительственных сил. Он явно хотел показать, что в оппозиции понимают их важную как в нынешней, так и в будущей Сирии.

САС в последние месяцы сильно ослабла и одной ей с джихадистами не справиться. Далеко не факт, что для этого будет достаточно помощи Исламского фронта.

Из собранных разведкой САС данных следует, что ISIS состоит из 5,5 тыс. иностранных боевиков, включая 250 чеченцев, сражавшихся в районе Алеппо под командованием Абу Омара аль-Чечена, и 15-17 тыс. сочувствующих сирийцев. С одной стороны, 5,5 закоренелых джихадистов - немного, даже учитывая их подготовку, явно превосходящую выучку бойцов САС. С другой стороны, ISIS быстро может довести численность своих отрядов до 30-40 тыс. человек благодаря 14 союзным суннитским племенам, кочующим на северо-востоке Сирии, вблизи границы с Ираком.

Джихадисты могут рассчитывать и на пополнение с… Запада. Европейские и американские мусульмане, приезжающие в Сирию, а таких, по мнению аналитиков, как минимум 1200 европейцев и несколько десятков американцев, вливаются в их ряды…

Контакты с исламистами означают серьезные изменения в политике Вашингтона в Сирии, но не исключен и еще более крутой поворот – смягчение американской, а значит и в целом западной позиции по отношению к… Башару Асаду.

«Нам нужно опять начать переговоры с режимом Асада по контртеррористической борьбе и другим вопросам,- цитирует International New York Times Райана Крокера, ветерана госдепартамента США, в разное время работавшего в Сирии, Ираке и Афганистане.- Они должны происходить в обстановке строжайшей тайны. Каким бы плохим ни был Асад, он значительно лучше джихадистов, которые захватят власть после его ухода».

Конечно, говорить о вероятности такого поворота и уж тем более о дате начала подобных переговоров преждевременно. Все будет зависеть от результатов последних усилий Запада и их арабских союзников в борьбе с джихадистами.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке