Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+26+17
Иерусалим
+24+12

Мнения

А
А

Семьдесят душ ("Ваигаш")

Если вдуматься, то смысл родов явственно вписывается в общую логику избрания, когда от целого (человечества) отделяется часть (Израиль) и противопоставляется целому как такая же тотальность, как такое же целое.

05.12.2013
Creative Commons

Читайте также

Зачатие Израиля

В недельной главе "Ваигаш" описывается, как спасающаяся от голода семья Йакова спустилась в Египет: "И отправился Израиль со всем, что у него, и пришел в Беер-Шеву, и принес жертвы Богу отца своего Ицхака. И говорил Бог Израилю в видениях ночных, и сказал: Йаков! Йаков! И он сказал: вот я. И Он сказал: Я Бог, Бог отца твоего; не бойся сойти в Египет, ибо народом великим Я сделаю тебя там" (46:1-3).

Итак, Всевышний открыл Йакову, что его семья превратится в народ именно в Египте. Еще раньше Он открыл Аврааму, "что пришельцами будут потомки твои в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет. Но и над народом, которому они служить будут, произведу Я суд, а после они выйдут с большим имуществом" (15:12-16).

Итак, еврейскому народу предстояло сформироваться в египетском плену, а исходу из этого плена предстояло стать актом его рождения. Соответственно в традиции принято уподоблять египетские казни родовым схваткам, а прохождение по дну Ям-Суф прохождению плода по родовым каналам.

В этом отношении пребывание сынов Израиля в Египте уместно было бы сравнить с эмбриональным периодом. Причем это сравнение дважды уместно, поскольку согласно иудейским представлениям, статус плода двойственен. Действительно, хотя с одной стороны эмбрион – это вполне состоявшееся человеческое существо (например, считается, что плод обучается Торе), - в формально юридической, галахической плоскости он все же расценивается как член тела матери (так, например, закон позволяет приводить в исполнение смертный приговор женщине, находящейся даже на девятом месяце беременности). Только рождение переводит эмбрион из состояния органа матери в суверенного человека. С предельной определенностью это явствует из следующей мишны: "Если женщина не может разродиться, рассекают плод в ее чреве и выводят его по частям, ибо ее жизнь важнее его жизни. Если же большая часть его уже вышла, не причиняют ему вреда, ибо не губят душу ради другой души" (Охалот 7:6).

Итак, эмбрион одновременно и самостоятельное суверенное существо, и член другого суверенного существа. И когда традиция, говоря об исходе, прибегает к образу рождения, этот двойной статус эмбриона она определенным образом обыгрывает.

Если вдуматься, то смысл родов явственно вписывается в общую логику избрания, когда от целого (человечества) отделяется часть (Израиль) и противопоставляется целому как такая же тотальность, как такое же целое. Как при родах часть тела превращается в суверенное существо, часть становится целым, становится всем, так и при исходе из Египта еврейский народ приобрел статус дополнительного человечества.

Находясь в Египте, сыны Израиля еще были в значительной степени египтянами, и лишь отделившись, Израиль стал "благословением для всех племен земли". И это обстоятельство как раз отдельно выявляется из истории сошествия семьи Йакова в Египет. Ведь если исход был рождением, а жизнь в Египте – формированием плода, то сошествие в Египет, очевидно, было зачатием еврейского народа.

Семьдесят ликов Торы

Далее в нашей главе мы читаем: "Всех душ, пришедших с Йаковом в Египет, происшедших из чресл его, кроме жен сынов Йакова, – всех душ шестьдесят шесть. А сынов Йосефа, которые родились у него в Египте, две души. Всех душ дома Йакова пришедших в Египет, семьдесят". (46:26-27)

Таким образом, зачатие народа Израиля произошло в тот миг, когда число душ в семье Йакова достигло числа народов мира. Тем самым уже на уровне "зачатия народа" мы дополнительно видим осмысленность избрания, осмысленность общего плана отделения.

В недельной главе "Аазину" сказано: "Вспомни дни древности, помысли о годах всех поколений; спроси отца твоего, и он расскажет тебе, старцев твоих, и они скажут тебе. Когда Всевышний давал уделы народам, когда расселял сынов человеческих, поставил Он пределы народам по числу сынов Израиля" (Дварим 32:8).

Раши так комментирует эти слова: "Ради числа сынов Израиля, которые произойдут от сынов Шема; и по числу семидесяти душ сынов Израиля, которые сошли в Мицраим, Он установил пределы народов - семьдесят языков".

В момент сошествия в Египет, души сынов Израиля выстроились напротив душ народов мира, как хромосомы сперматозоида, проникшего в яйцеклетку, выстраиваются напротив ее хромосом, и так началось сбываться слово, данное Богом Аврааму: в тебе благословятся все народы.

Итак, каждому народу соответствует какой-то аспект семьи Израиля, каждый народ глубинно связан с кем-то из праотцев или праматерей еврейского народа.

Мы часто упоминаем о шестистах тысячах коренных еврейских душах, участвовавших в исходе и положенных в основание Израиля, но как мы видим, сами они ветвятся из 70 еще более базовых коренных еврейских душ, заложивших основу человечества.

Причем число это имеет свое богослужебное выражение. Во-первых, в течение недели Суккота за семьдесят народов земли в Храме приносили в жертву семьдесят тельцов. Но кроме того, в Храме во имя народов ежедневно горело семьдесят светильников.

Наряду с радугой, Менора – Семисвечие является символом завета сынов Ноаха. В Храме царя Шломо размещалось десять столов, на каждом из которых стояло семисвечие. Таким образом в Храме всегда горело семьдесят лампад - по одной за каждый народ земли.

На протяжении веков эта связь Израиля с народами не находила для себя актуального выражения. Однако после того как в 90-х годах ХХ-го века появилось движение Ноахитов, интерес к этой теме наконец возник. Так, сегодня известный иерусалимский раввин Ури Шерки призывает к созданию в Израиле сети семидесяти йешив, в которых бы каждому народу – в зависимости от его склонностей – изыскивались те искры еврейского учения, которые являются конгениальными именно ему.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке