Читайте также
«Шестерка» подписала в Женеве соглашение с Ираном. Сбылись мечты дипломатов. Иран получил выигрыш во времени, часть замороженных финансовых активов и устойчивый канал взаимодействия с Западом. Западные дипломаты и политики - возможность демонстрации того, что они чего-то стоят. Россия и Китай - еще одно подтверждение того, что они важные международные игроки. Ну, правда, Израиль портит торжество единения на этом празднике душ, и Саудовская Аравия ведет себя тревожно, но это мелочи. В семье не без урода.
Как выясняется, единственное, что заботит дипломатов, кто именно сыграл главную роль в происходящем. Лавров твердит, что все идеи были выдвинуты Путиным. Керри говорит об Обаме и намекает на какие-то секретные переговоры, которые Штаты, оказывается, с Ираном проводили уже давно. И мало кто прислушивается к Нетаньяху, твердящем об ошибке и о том, что Иран сохранил в неприкосновенности все свои ядерные мощности. То есть пока весь мир занимается вопросами количественными, сможет решить вопросы качества. После чего вернется на круги своя.
По скромному мнению автора, правы тут все. Президент Роухани большой молодец. Он ярко и успешно сыграл на своем контрасте с брутальным и конфликтным предшественником. Что позволило обаятельному, улыбчивому, контактному, знающему иностранные языки и владеющему этикетом иранскому лидеру с легкостью достичь того, что он с самого начала полагал своей главной целью. То есть смягчения санкций. Поступился ли в этой части Иран чем-то сущностным? Нет. Может ли он восстановить в кратчайшие сроки соответствующие позиции? Да, разумеется. Кто бы сомневался.
Обама избежал войны. Которой не хотел и перспективы которой ему были неясны. Не без изящества поставил на место региональных союзников: Израиль и Саудовскую Аравию. Сдав в утиль все обязательства предшествующих администраций по безопасности этих стран. Что бы он и его люди ни утверждали по этому поводу. Израиль и его премьера он всегда на дух не переносил. Сотрудничество же с саудовцами начало приносить больше проблем, чем пользы. Большое «11 сентября», маленькое 11 сентября в Ливии, Бостонский теракт...
Как бы то ни было, США пришла пора дистанцироваться от Ближнего Востока, передав его в руки местных игроков. Как показало соглашение в Женеве, далеко не только тех, с кем Штаты сотрудничали на протяжении последней трети века. Что Иерусалим и Эр-Рияд никак не радует. Но у Америки всегда был и будет впредь один союзник, которому она всегда верна - сама Америка. Иллюзии в этом отношении излишни.
Европа избежала не войны - в войне против Ирана ее войска участвовать не намеревались, что бы ни говорила Франция, отрабатывая саудовские деньги. Афганистан, Ирак и Ливия до предела напрягли военную инфраструктуру европейских союзников Соединенных Штатов, как из числа стран НАТО, так и не входящих в Североатлантический альянс. И если даже в случае Сирии европейские политики начали открыто голосовать против войны, как это было с Британским парламентом, можно себе представить, какая политическая буря поднялась бы в ходе обсуждения военной кампании против Ирана. Но избежала ответственности. Сделав вид, что разделила ее с сильными мира сего.
Китай сыграл с великими державами в пас, закрепив свое место в кругу тех, кто решает. Что ничего ему не стоило и ничем не грозило. Как не грозит ничем и вся ядерная программа Ирана. Хоть мирная. Хоть военная. Поскольку он с Ираном торговал и будет торговать, с санкциями или без них. Что, кстати, никак не отменяет его плодотворного сотрудничества с Саудовской Аравией.
Что до России, тут вопрос особый. С одной стороны, это единственная страна из числа переговорщиков, которая с Ираном непосредственно граничит. Требования признать права ИРИ на 20% Каспийского моря, являются единственным крупным территориальным спором по периметру российских границ, который Москва не урегулировала. И, судя по жесткости подхода обеих сторон, вряд ли урегулирует в ближайшее время.
С другой, Иран не дестабилизировал ситуацию на Северном Кавказе, хотя, в принципе, не только мог, но и по сей день может это сделать. Не столько из-за важности для Тегерана сотрудничества с Москвой в военно-технической и ядерной сфере, хотя и этот фактор оказал свое влияние, сколько из-за того, что был полностью поглощен экспансией в шиитских регионах арабского и в целом исламского мира. Ливан, Сирия, Ирак, монархии Персидского залива, Афганистан и Пакистан куда важнее для Ирана, чем постсоветский Прикаспий. Что он и демонстрировал на протяжении более чем двух десятилетий.
Всем, кто хоть немного «в теме», понятно, что возлагать надежды в части контроля за иранской ядерной программой на МАГАТЭ и ее инспекторов - смешно. Все то, что можно было провалить в сфере контроля за режимом нераспространения, инспектора МАГАТЭ не просто провалили - провалили с треском. В самом Иране, в Северной Корее, Ливии и Ираке не было ничего, чего бы они утверждали, что в конце концов не оказывалось бы не имеющим никакого отношения к действительности.
Пока МАГАТЭ занималось Ираком, ядерные технологии и оборудование из Пакистана без проблем расходились по всему миру. Причем «заговор Абдул-Кадыр Хана» был обнаружен не благодаря их деятельности, а после того, как о нем стало известно благодаря Каддафи. Большой вопрос: каким образом люди, превратившие режим нераспространения в подобие швейцарского сыра, где дыр больше, чем самого сыра, смогут наблюдать за Ираном, прославившимся хитроумными уловками, которые на протяжении долгих лет позволили ему создать ядерные объекты по всей стране.
Точней, тут нет вопросов: они провалят все. Иран, решив технологические проблемы, даст Западу возможность снять санкции до максимально возможного уровня. После чего создать А-бомбу у него займет куда меньше времени, чем это представляют себе дипломаты. Простой технологический процесс на последней стадии не требует лет или месяцев. А те несколько недель, которые для этого нужны, у Ирана будут.
В свое время, в 1938-1939 годах, идя на соглашение с Германией, дипломаты, как западные, так и советские, находились примерно в такой же эйфории, что и в настоящее время. И пресса получала те же комментарии в восторженных тонах. Что, как известно, ни в коей мере не остановило Вторую мировую войну, которая оптимистично настроенному миру обошлась более чем дорого. Похоже, все в этом мире повторяется. Что было бы смешно, когда и если бы не было так прискорбно.
Пока оптимисты спорят, чьи именно идеи легли в основу соглашения с Ираном: Путина или Обамы, пессимисты предлагают считать женевский дипломатический прорыв крышкой гроба, захлопнувшейся над режимом нераспространения. Иран свое изделие получит - не пройдет и года. Саудовская Аравия тут же экспортирует свое - из Пакистана. Что означает начало подготовки к большой региональной войне. Альтернативой которой может являться только война ядерная. Хотя и в более отдаленные сроки. А пока, чего же дипломатам не порадоваться. Сбылась мечта идиотов...