Читайте также
Мою ненасытную страсть к истории в последнее время почти полностью удовлетворяет «Картина.ТВ». Это где-то 150 русских каналов с самой различной трактовкой прошлого в связи с мутным настоящим. Итак, что смотрят и о чем пишут. Документально-игровой сериал «Династия» на ТВЦ, история Дома Романовых. В основу положен простой и выигрышный ход: студент (Алексей Смирнов) обращается к отцу (Андрей Смирнов) с просьбой подготовить его к сдаче экзамена по истории, и они за 12 серий со скоростью 25 лет в час погружаются в трехсотлетнее царствование, так сказать, от Михаила до Михаила (того самого, в пользу которого отрекся Николай II).
Мой любимый Андрей Смирнов, чьи фильмы, сценарии, роли и выступления я так уважаю, натурально играет в честнейшего Познера, а его очаровательный сын с юношеским нигилизмом Ваньку Урганта валяет. Такой вот расклад. Я понимаю, это всего лишь актерская роль, но не противно ли Смирнову-старшему, честному и бескомпромиссному человеку, продираться сквозь лак лубка, коим густо покрыты лики государей и государынь? Уже с первой серии становится понятно, что каждый из Романовых был ниспослан России как спасение и счастье в годину испытаний. Нет, я вовсе не против альтернативного взгляда на фигуры оболганного Петра III и его несчастного сына Павла, но стараниями режиссера Алексея Пичулина лепится идеальный имидж и Николая Незабвенного и Александра Миротворца, и Николая Страстотерпца.
Легкая критика расточительности и взбалмошности Кроткия Елисавет (так ведь казну разорила вчистую), любвеобильности Екатерины Великой (но ведь каких государственников в постели воспитала), мелочного и злобного характера Анны Иоанновны, и, за исключением пары пятен, Романовы – череда благословенных богом правлений. Смирнов вместе с обширной бригадой «известных историков» отмывает до зеркального блеска всех помазанников. Даже алкоголизм Александра III подан как злокозненный навет проклятых либералов. «Пил, как все русские люди». Либералов и западников создатели «Династии» не любят, а отдельно, понятно, не любят евреев. В адрес последних прямых упреков нет, но когда перечисляются все покушения на Александра II, фигурирует террорист с «редкой для русского человека фамилией Березовский». Странно, я знавал и русских с такой фамилией, и щирых украинцев. (А Антон Иосифович Березовский евреем не был, это был польский националист, шляхтич. Мстил за подавление Польского восстания, после неудачного покушения в Париже сослан на каторгу в Новую Каледонию). Истерия в фильме нагнетается тихо и достигает апогея в образе главного цареубийцы – Якова Свердлова. Николаю Страстотерпцу, императору весьма посредственному и непопулярному и в народе, и в собственной романовской семье, посвящено целых две серии, а последняя – «Пресечение корня» это крокодильи слезы по невинно убиенным детям. Детей и доктора Боткина действительно жалко, но согласимся, что казнь монарха – не русское ноу-хау, просто Россия, в силу цивилизационного отставания, прошла в XX веке то, что Англия и Франция пережили, соответственно, в XVII и XVIII веках. Фильм «Династия» призывает к покаянию нации, и это единственный пример такого призыва в истории Империи и СССР, который получил одобрение и общественности и властей. За другие преступления каяться категорически не нужно!
История российского самодержавия, в особенности Дома Романовых, – это история российского антисемитизма. Евреев терпеть не могла Кроткия Елисавет, черта оседлости появилась при Екатерине II, в детской еврейской крови по локоть великий ассимилятор Николай Палкин, процентную норму ввел Александр III, а уж Николай II был иконой погромщиков и гордо носил на груде знак черносотенного «Союза русского народа».Только два государя из Романовых попытались как-то смягчить этот страшный гнет – Павел и Александр II, после убийства последнего в 1881 году и случилось по всей стране 166 (!) еврейских погромов. Царствование Александра III и его цесаревича – это вообще череда погромов, и этой информацией я не собираюсь грузить просвещенного израильского читателя. С 1881 года начался великий свал евреев из Российской империи, и в этот период до 1914 года уехало без малого (без 20 тысяч) два миллиона.
Может быть, другим иноверцам и инородцам в этом раю хорошо жилось? Процентную норму в 1864 году первоначально ввели для поляков, наказали за Польское восстание.
Третий по количеству населения этнос в России предпочитают вспоминать исключительно раз в году в День фашиста, в контексте их ухода из Кремля. В фильме в связи с Великим князем Константином Павловичем, сидел себе наместником в Польше, а под ним копошились какие-то поляки. Современные российские историки еще могут, клубнички ради, извлечь из постели Екатерины II Станислава Понятовского, – вот вам весь польский вопрос в империи. Нынче марксистко-ленинские определения России как тюрьмы народов и жандарма Европы не в чести. Народы Северного Кавказа вспоминают тепло в связи с «Дикой дивизией», а про истребленных к 1864 году 500 тысяч черкесов ни слова, о миллионе 200 тысячах их, бежавших в Оттоманскую империю, тоже никто не вспоминает.
На экране 1881 год, умирает Александр II, рядом у смертного одра наследник и маленький жидомор – 13-летний Николай. Тишь да благодать воцарились в империи. Это с 1882 года ограничилось до 5 процентов число евреев-фельдшеров и врачей, любого служивого люда, гражданского и военного иудейского вероисповедания. Зато Александр III, задушивший все реформы своего отца, сегодня – идеал русского правителя. Так и прет со всех экранов со своей любимой гурьевской кашей. Сыночек ее тоже сильно любил. Ее и Александру Федоровну.
А создатели фильма льют потоки слез и умиляются скромности великих княжон, которым за 4 года Первой мировой войны не купили ни одного платья. Информация для справки: к концу XIX века в начале 80-х годов в Империи проживало 5,2 миллиона евреев, из них 200 тысяч в городах. По свидетельству приличных историков, большинство российских евреев жило несравненно хуже, чем самые бедные русские крестьяне и рабочие, в массе обреченные на вымирание. Когда у нас в Израиле начинают поэтизировать штетл и сладко подпевать Ефиму Александрову, я начинаю звереть: не приведи господь еще раз такой судьбы моему народу!
Батальоны кантонистов (правление Николая I) называли «живодерней», а живодерами – всех взрослых от дядек-солдат до офицеров, из тех, кто там служил. Туда брали детей с 7 лет, где они умирали от холода, голода, издевательств и битья. Через «живодерни» с 1827 до 1856 (а Палкин правил с 1825 по 1855) прошло 50 тысяч еврейских детей. Главная цель – обратить в православие. Тут все средства были хороши: держали в парной и на морозе, топили в ушатах, пытали, насиловали, и при этом интересовались: – Что, согласны креститься, собачьи дети! Николай довел план обращения иудеев в православие, вовсю старалось и традиционно антисемитское духовенство на всех уровнях. Их отдавали в услужение в самые бедные крестьянские дворы. Хоронили кантонистов без счету, рыли яму и хоронили очередную партию в общей безымянной могиле, притоптав трупы, чтоб не рыть глубоко. Они жили “в сенях и предбанниках, ели из собачьих и кошачьих плошек остатки скудной хозяйской пищи, пили из корыт и помойных ведер”. Прочел свидетельство офицера из кантонистов: «если из десяти девять уморить, то десятого можно выковать». В восемнадцатилетнем возрасте кантонистов рассылали по воинским частям на двадцать пять лет непрерывной службы, и каждый из них давал присягу служить “с полным повиновением начальству так же верно, как был бы обязан служить для защиты законов земли Израильской”. Однажды еврейские солдаты пожаловались императору на насильственное крещение, и за это всю группу арестовали и в наказание велели прогнать сквозь строй, через три тысячи человек. Их бы, конечно, забили насмерть, но неожиданно умер Николай I, и новый император отменил экзекуцию…
И после я должен жалеть великих княжон, которым 4 года не обновляли платья? Вот бы такой фильм снять и попросить Андрея Смирнова в нем сыграть.
Нет, я не могу сказать, что все российские фильмы с такой лакировочкой. На историческом канале «365» под рубрикой «Личность в истории» прошел фильм о Великом князе Николае Николаевиче Старшем (Низи), сыне Палкина. Редкая, между прочим, сволочь, растратчик, бездарный военачальник, ревновавший и интриговавший против Скобелева, к старости опустившийся сексуальный маньяк. Когда он умер, государь вздохнул с облегчением. В 1914 году ему в Петербурге поставили памятник. Сынок был у Низи, тоже Николай (прозвище Лукавый), дослужившийся до Верховного Главнокомандующего. Столыпин, Витте и Сухомлинов Лукавого откровенно презирали. В провалах своей стратегии на фронтах Н.Н. обвинил еврейских шпионов. Стрелял и высылал евреев без счету. Вернее, счет был: к 1916 году число беженцев из прифронтовых районов достигло 365 тысяч человек. В эмиграции, правда, безуспешно претендовал на роль главы Дома Романовых.
А вот еще один Великий князь, пятый сын Александра Второго, Сергей Александрович. Командир прославленного лейб-гвардейского Преображенского полка, московский генерал-губернатор. Этому вспоминают Ходынку и зубатовщину. Погиб от бомбы Каляева. Отпетый антисемит, при нем из первопрестольной было выслано 30 тысяч евреев. К тому же «садист и гомосексуалист», впрочем, Нина Берберова насчитала семь лиц нетрадиционной сексуальной ориентации среди Великих князей.
Очевидно, к 1917 году монархия себя в России полностью дискредитировала. И сам институт и его представители. В феврале красные банты надели все, включая Великих князей.
Дело не в евреях, хотя их приход в революцию закономерен: процентная норма, черта оседлости, погромы, запрет на гражданскую и военную службу. Генерал Брусилов, не жаловавший евреев, но часто возмущавшийся, когда евреев - героев войны не награждали, в мемуарах заметил: «Евреям нечего было распинаться за родину, которая по существу была для них мачехой».
Но они, те, кто не уехал, «распинались»: тысячами - при обороне Севастополя в Крымскую войну, и в Японскую, и на фронтах Первой мировой, и в революцию… Дальше вы знаете.
А чем же закончился фильм? Мальчик собрал рюкзак и пошел просветленный на экзамен, очевидно, по новому единому учебнику Российской истории.