Zahav.МненияZahav.ru

Суббота
Тель-Авив
+23+16
Иерусалим
+25+12

Мнения

А
А

Метастазы зла

Доказать логически, какое понимание зла верно – христианско-либеральное или иудейское – невозможно. Можно лишь проследить разрешение этого противоречия жизнью.

19.11.2013
Источник:Мы здесь!
Zahav.ru mnenia.zahav.ru

Читайте также

Жизнь связывала троих из наиболее влиятельных философов ХХ века. Ханна Арендт была студенткой и любовницей Мартина Хайдеггера. Видно, Хайдеггер подходил к процессу обучения не формально – он и женат был на студентке своего первого выпуска.

Впрочем, диссертацию – о концепции любви в учении Блаженного Августина – Арендт писала под руководством другого столпа немецкого экзистенциализма – Карла Ясперса, тоже находившегося, как отмечают, под влиянием Хайдеггера. Для тех, кто не знает – Блаженный Августин – один из двух основных идеологов христианства.

1933 год развел философскую троицу: Арендт бежала из Германии во Францию, Хайдеггер вступил в нацистскую партию, а Ясперс не эмигрировал и не вступил. В 1937 году Ясперса лишили звания профессора, вплоть до конца войны он и его жена-еврейка находились под угрозой депортации в концлагерь. После крушения гитлеровского режима Ясперс оказался в Германии на положении героя, с риском для жизни противостоявшего нацизму. Впрочем, этим своим положением на родине Ясперс не дорожил, в 1947 году принял профессорство в университете Базеля, в котором и провел остаток жизни. Умер Ясперс в 86 лет, на 90-летнем юбилее своей жены, верность которой сделала его героем. Вдова пережила Ясперса на пять лет.

Хайдеггер до 1934 года публично выступал с восхвалениями нацизма и Гитлера, позже отошел от политики, но в партии оставался до конца режима. Биографы отмечают, что Хайдеггер в 1938 году не пришел на похороны своего учителя, создателя феноменологии Эдмунда Гуссерля. Члену партии было, видно, небезопасно засветиться на похоронах еврея, хоть и протестанта.

После эмиграции Арендт работала в Париже в сионистской организации, в 1941 году сумела добраться до Америки. Там она стала критиком сионизма, и считала создание Израиля как государства евреев ошибкой.

В 1961 году в Израиле состоялся процесс над Адольфом Эйхманом. Арендт приехала на тот процесс корреспондентом журнала «Нью-Йоркер». Книга Арендт «Эйхман в Иерусалиме: репортаж о банальности зла», изданная в 1963 году, вызвала скандал, стала знаменитой и явилась, мне представляется, одним из краеугольных камней идеологии либерализма, вступавшего тогда на дорогу доминирования в западном мире.

В Эйхмане Арендт увидела бесцветного бюрократа, исполнительного работника, «бездумного», как она писала, чернильного червя. В своей работе 1951 года о тоталитаризме Арендт похоже представляла Гиммлера – обычный бюргер, внимательный муж, заботливый отец. Создавал СС, а мог бы работать агрономом, на которого учился. Зло не инфернально, а банально, почти случайно.

Суровее Арендт отозвалась о «юденратах» – о еврейском самоуправлении в гетто, посреднике между нацистскими властями и евреями. Арендт считала, что без деятельности юденратов, обеспечивавших порядок при отправке жителей гетто в лагеря уничтожения в условиях хаоса, погибло бы меньше евреев.

История юденратов опровергла одно из традиционных воззрений евреев. Еще в «Поучении отцов» (3:2) сказано: «Молись о благополучии правителей; ведь если бы не страх перед ними, люди бы живьем заглатывали один другого.» В течении многих веков у евреев выработался стереотип, что самая враждебная власть для них приемлемей народных движений. Власти могут разорить еврейскую общину назначенными ей налогами, как произошло в «Нью-Йорке средневековья» – в Венеции; могут проводить повсеместно в Европе запреты для евреев на большинство профессий; ограничивать места проживания, как в царской России; унижать обязанностью носить отличительный знак на одежде; самое худшее – изгнать из страны, как случалось в Англии, Франции, Испании. Но до нацистов власти никогда не делали того, чем занимались крестоносцы, народные движения вроде «апостольского общества» Дульчино в Италии в 14-м веке, казаков Хмельницкого в17-м веке, все фракции гражданской войны в России 20-го века – политикой истребления евреев. Защитой для евреев служили сильные мира сего – римские папы, короли, военный министр Троцкий. Поэтому с властями считалось необходимым сотрудничать. Увы, нацисты опровергли эту концепцию.

Книга Арендт вызвала бурные протесты: Холокост был свеж в памяти, пережившим и свидетелям его казались дикими идеи о вине самих евреев в произошедшем и о «банальности зла» нацистов.

«Добро может быть радикальным; зло – никогда, – писала Арендт, – оно не обладает ни глубиной, ни какими-либо демоническими измерениями...». Католический священник и теолог Роберт Бэррон выводит идеи Арендт о «банальности зла» из повлиявшей на нее философии Августина, темы ее довоенной диссертации. Бэррон излагает взгляды Августина так: «Зло не стоит напротив добра как равная тому метафизическая сила... Зло скорее – неизменный паразит на добре, существующий лишь как вид тени... Зло не имеет субстанции, оно – отсутствие добра, которое должно присутствовать». Бэррон иллюстрирует свою мысль образом зловещей птицы Назгул из «Властелина колец» Толкиена. Стоит поймать это жуткое создание, как оно, не имея независимой сути, растворяется.

Булгаков в «Мастере и Маргарите» вкладывает похожую идею в уста Га-Ноцри, отвечающего на вопрос Понтия Пилата о личности кентуриона Марка, избивавшего Га-Ноцри: - Скажи, пожалуйста, существуют ли злые люди на свете? - Нет. - Я впервые слышу об этом и, говоря твоим слогом, ты ошибаешься. К примеру – Марк Крысобой-кентурион – добрый? - Да, – ответил юноша.

Представления о зле в иудаизме противоположны христианским воззрениям Августина и следующим им воззрениям Ханны Арендт. Иудаизм учит, что зло реально, с ним нужно бороться, и об этом еврею положено вспоминать ежедневно, читая в утренней молитве отрывок из Торы: «Помни, что сделал вам амалек, когда были вы в пути после того, как вышли вы из Мицраима (Египта): как напал он на вас в дороге и развращал тебя, когда были вы усталыми и измученными; как истребил он тех из вас, кто отстал и ослаб, и не побоялся он Б-га. И когда дарует вам Господь покой, усмирив всех врагов ваших на земле, которую Он, Господь, дает вам в наследственное владение, – сотрите память об амалеке из поднебесной, не забудь!”.

Амалек – это народ, воплотивший зло. Пророк Шмуэль приказал первому царю евреев Шаулю: «Иди и порази амалека; и истреби все, что у него... предай смерти от мужа до жены, от ребенка до грудного младенца, от вола до агнца, от верблюда до осла» (Шмуэль1,15:3). Шауль ослушался приказа Шмуэля, оставив на лишнюю ночь в живых царя амалекитян Агага. Еврейская традиция сообщает, что в ту ночь Агаг успел зачать ребенка, от которого произошел Аман-агагиянин, едва не уничтоживший всех евреев в событиях, отмечаемых в Пурим. Зло дает метастазы, как раковая клетка, оставшаяся в организме после операции, и требует постоянной борьбы с ним.

Либеральное западное общество постепенно приняло представления Арендт о банальности, не сущностности зла, самым концентрированным проявлением которого в современности явилось соучастие европейцев в Холокосте. Поэтому этот сгусток зла ныне растворяется в массовом сознании – как птица Назгул. Пример: роман немецкого писателя Б.Шлинка «Чтец» стал в США бестселлером, популярен и снятый по нему фильм. Это рассказ о надсмотрщице в Освенциме, не выпустившей из запертой церкви во время пожара 300 заключенных женщин. Читатели и зрители узнают, что надсмотрщица была неграмотной, и совершенно не читала Чехова. Когда же в тюрьме она научилась читать, то с Чеховым ознакомилась, поняла, что нельзя сжигать людей живьем, и повесилась. А перед этим завещала свои деньги выжившей в Освенциме заключенной. Другой пример: во французском фильме «Секрет» по роману Ф.Гримберта евреи во Франции спокойно перебираются на неоккупированную территорию и там дожидаются окончания войны. Но женщина, из-за ревности к мужу, на границе сообщает французу-пограничнику: она и ее сын – евреи. И, вместе с сыном, погибает. Так что виноват не Холокост, не французы, соучаствовавшие в его осуществлении, а обычная ревность.

Естественно, отмена (под влиянием Арендт) понятия сущностного зла позволила так же непринужденно, как в истории Холокоста, «растворить» зло и в сегодняшнем мире. В фильме HBO «Гамбургская ячейка» террористы 9/11, повторяющие вновь и вновь, что они не могут более «сносить постоянное унижение», показаны с симпатией. Ну а как же с пассажирами самолетов, которые угонщики собираются использовать как живые бомбы? Об этом неожиданно заботится накануне теракта один из участников. «Мы специально угоняем самолеты во вторник, когда летает меньше всего людей», – отвечает главарь. Ну, если во вторник, тогда все нормально, – соглашаются страдальцы «унижений». Этот угон во вторник делает, в глазах авторов фильма, сжегших живьем три тысячи человек, почти гуманистами.

Доказать логически, какое понимание зла верно – христианско-либеральное или иудейское – невозможно. Можно лишь проследить разрешение этого противоречия жизнью. А жизнь в последние десятилетия активно проверяет либеральную доктрину Арендт...

Израиль с 1993 года испытывает «догадку» Шимона Переса: если дать террористам Арафата «добро» – территорию, население, деньги, оружие, то это «добро» растворит зло в душах террористов. Зло, однако, упирается, не растворяется. Попробовали дать террористам дополнительное «добро», изгнав в 2005 году евреев из Газы, - Газа превратилась после этого в еще больший генератор зла. Тысячи убитых и покалеченных евреев свидетельствуют –предложенное «добро» не нейтрализует, а, наоборот, питает «зло».

Теодиция об отсутствии зла руководит в последние годы внешней политикой США. В Египте администрация Обамы поднапряглась и привела к власти «Мусульманских братьев». Зло от такого «добра» из этой террористической организации никуда не делось, не испарилось. Египтяне изгнали «братьев» и обвинили США в поддержке террористов. Успешнее та же программа приведения к власти исламистов удалась Обаме в Тунисе и в Ливии. Сейчас администрация Обамы спонсирует «Аль-Каиду» в Сирии. Агрессивные ветви ислама, провозглашающие своей политикой джихад против «неверных», выражающийся в терроризме, современным либеральным обществом злом более не признаются. Да и саму войну против терроризма, реализующего в жизни доктрину джихада, Обама объявил законченной.

После войны Ясперс не простил Хайдеггеру зла членства того в нацистской партии и не восстановил с ним отношений. Арендт же помирилась со своим бывшим учителем, переводила на английский, издавала и пропагандировала в США его работы и считала членство того в нацистской партии не следствием убеждений (злом, «которого нет»), а всего лишь «ошибкой».

* * *Сборник 58 избранных эссе и рассказов постоянного автора «МЗ» Бориса Гулько "Мир еврея" с иллюстрациями известной израильской художницы Ителлы Мастбаум можно приобрести в США у автора - $20, включая пересылку. Контактный е-mail - gulko@gmail.com или на сайте Аmazon. За пределами США приобрести книгу Б.Гулько можно здесь.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке