Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+30+16
Иерусалим
+28+15

Мнения

А
А

Эффект присутствия ("Ваишлах")

Эффект присутствия играет в человеческих отношениях решающую роль, и именно на этом эффекте строится то, что мы именуем в общежитии "религией".

14.11.2013
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

Встречи и расставания

В недельной главе "Ваишлах" рассказывается о возвращении Йакова на родину и о его встрече со своим братом Эсавом: "И послал Йаков перед собою посланцев ("малахим") к Эсаву, брату своему, в землю Сэир, в поле Эдом. И наказал им сказать: так скажите господину моему Эсаву: так сказал раб твой Йаков: у Лавана жил я и задержался доныне… И возвратились посланцы к Йакову, сказав: мы пришли к брату твоему, к Эсаву, но он тоже идет навстречу тебе и с ним четыреста человек. И убоялся Йаков очень и стало ему тесно, и разделил он народ, который с ним, и скот мелкий и крупный, и верблюдов на два стана. И сказал: если нападет Эсав на один стан и побьет его, то стан оставшийся будет спасен" (32:4-9)

Раши поясняет, что посланцы Йакова ("малахим") были не людьми, а настоящими неплотными ангелами, и, не удивительно, что они могли сразу распознать истинные намерения Эсава. Так поясняя слова: "мы пришли к брату твоему, к Эсаву". Раши пишет: "Мы были у того, о ком ты говорил: "Он брат мой". Однако он относится к тебе не по-братски, а как прежний преступный Эсав; он по-прежнему ненавидит тебя"

Таким образом Йаков доподлинно выяснил, что Эсав не простил обмана, не прекратил его ненавидеть, и, возможно, даже не оставил своего намерения его убить.

Но опасения его оказались напрасными. Далее мы читаем: "И расставил он детей при Лее и при Рахели, и при двух рабынях. И поставил рабынь и детей их впереди, а Лею и детей ее позади, а Рахель и Йосефа последними. А сам прошел пред ними и поклонился до земли семь раз, пока подходил к брату своему. И побежал Эсав к нему навстречу, и обнял его, и пал на шею его, и целовал его, и они плакали" (33:1-4).

Многие комментаторы находят поведение Эсава совершенно искренним. Так по поводу слов "и обнял его", Раши пишет: "Он был тронут, видя, как кланяется (Йаков)". В отношении слов "и целовал его", Раши продолжает: "(Слово) отмечено надстрочными знаками, в связи с чем имеются различные мнения. Одни толкуют их как указание на то, что не от всего сердца он целовал. А раби Шимон бен Йохай сказал: "Общеизвестна истина, что Эсав ненавидит Йакова. Однако в тот момент в нем пробудилось милосердие, и он поцеловал его от всего сердца".

Но как возможна такая стремительная перемена настроения? Только что Эсав помышлял убить брата, и вот бросается ему на шею, и плачет от радости? Правдоподобно ли это? Вполне. Вспомним, как часто раздражаясь на человека за то, он опаздывает и заставляет вас ждать, кипение ваше немедленно прекращается, стоит ему, наконец, появиться? То же часто происходит с поссорившимися близкими. За глаза они полны возмущением, но при встрече очень часто отставляют в сторону недомолвки и обиды и примиряются. Рецепт отнюдь не универсальный, но обладающий несомненной силой. Личное присутствие всегда в пользу обвиняемого, заочный суд всегда ему во вред, всегда строже. Таким образом, именно вид брата и его семейства полностью поменяли умонастроения Эсава и заставили его позабыть про свое старое намерение.

В предыдущей главе "Вайеце" мы наблюдали прямо обратное: исчезновение Йакова и его семьи возбудило в Лаване столь сильное предубеждение, что Всевышнему пришлось непосредственно вмешаться, чтобы предупредить беду. Мы читаем: "А Йаков похитил сердце у Лавана Арамейца, потому что не известил его, что убегает он. И убежал он со всем, что у него... И сказали Лавану на третий день, что Йаков убежал. И взял он с собою родственников своих, и гнался за ним семь дней пути, и догнал его на горе Гилад. И пришел Бог к Лавану Арамейцу во сне ночном, и сказал ему: берегись, чтобы не говорить с Йаковом ни доброго, ни худого… И сказал Лаван Йакову: что ты сделал? Ты облукавил сердце мое и увел дочерей моих, как плененных оружием? Зачем ты убежал тайно и облукавил меня, а не сказал мне? Я отпустил бы тебя с веселием и с песнями, с тимпаном и с киннором. И ты не позволил мне поцеловать внуков моих и дочерей моих; ты теперь безрассудно сделал. Есть в руке моей сила сделать вам зло; но Бог отца вашего накануне говорил со мною и сказал: "берегись, чтобы не говорить с Йаковом ни хорошего, ни худого" (31:22-30).

Более того, этот побег явился косвенной причиной гибели Рахели, которая попала под заклятие Йакова: "У кого найдешь богов твоих, тот да не будет жить!" (31:32).

Религия и пророческое состояние

Итак, эффект присутствия играет в человеческих отношениях решающую роль, и именно на этом эффекте строится то, что мы именуем в общежитии "религией". В самом деле, жизнь религиозного человека, живущего в сознании Божественного присутствия, решительно отличается от жизни того, кто такого осознания лишен. Как свидетельствует псалмопевец: "Даже если пойду долиной смертной тени – не устрашусь зла, ибо Ты со мной; посох Твой и опора Твоя – они успокоят меня" (Тегил 23:4).

Религия приносит человеку великое утешение. И все же верующие тоже плачут. Лучший пример тому Иов. Как известно, этот великий праведник после ниспосланных ему свыше бедствий восстал против Бога: "После того открыл Иов уста свои и проклял день свой. И заговорил Иов и сказал: Да сгинет день, когда родился я, и ночь, в которую сказано: "Зачат муж"! День этот да станет тьмою, да не печется о нем Бог свыше, и да не воссияет над ним свет!" .... "Всемогущий! мы не постигаем Его. Всевеликой Его мощи; Суд и великая милость Его не гнетут (никого). Посему благоговеют пред Ним люди; Он (же) не взирает ни на кого из мудрых сердцем" (3:1... - 37:24).

Однако после этих слов произошло нечто небывалое, после этих слов "отвечал Господь Иову из бури и сказал: Кто это омрачает мысль неразумными словами? Обвяжи, как муж, чресла свои; Я буду спрашивать тебя, а ты поведай мне" (38:1-2).

В результате Иов полностью раскаялся в своем бунте: "И отвечал Иов Господу, и сказал: Знаю, что Ты все можешь, и ничто не устоит перед намерением Твоим, Кто же это помрачает мысль без разуменья? – Так, я говорил (о том), чего не понимал, о чудесах (непостижимых) для меня, о которых я не ведал. Послушай же, я буду говорить; я буду спрашивать Тебя, а Ты объясняй мне. (Лишь) слухом я слышал о Тебе; ныне же око мое увидело Тебя. Поэтому отвратительны мне (слова мои) и раскаиваюсь я во прахе и пепле" (42:4-7).

При этом Всевышний не просто простил Иова, но поставил в пример его друзьям, которые казалось бы обвиняли Иова точно так же и точно в том же, что и сам Бог! "И было после того, как сказал Господь слова те Иову, и молвил Господь Элифазу Тайманитянину: пылает гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих, ибо вы не говорили обо Мне так (же) правдиво, как раб Мой Иов" (42:7-10).

Далее сказано, что "возвратил Господь прежнее Иову, когда он помолился за друзей своих; и умножил Господь все, что было у Иова, вдвое" (42:11).

Итак, Иов прекратил проклинать Всевышнего сразу при Его появлении. Он полностью изменил тон, хотя продолжал оставаться в таком же плачевном состоянии, как и несколько минут до того. Таков эффект присутствия Того, чьим словом создан мир! Великое дело – религия, но и она ничто рядом с самим Божественным присутствием.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке