Zahav.МненияZahav.ru

Суббота
Тель-Авив
+23+16
Иерусалим
+25+12

Мнения

А
А

Нет у революции конца

Призывы к джихаду в масштабах всего региона объясняют то, что в Сирию со всех концов Ближнего Востока и не только одного этого региона стекаются добровольцы.

20.10.2013
Источник:Эксперт
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

Джихадисты видят в сирийском конфликте пролог новой революции в арабском мире

Джихадистские группы, связанные с «Аль-Каидой», преследуют в Сирии собственные цели. На первом этапе, заключающемся в свержении режима Башара Асада, им по пути с умеренной сирийской оппозицией, которую поддерживает Запад и большинство ближневосточных государств. Однако после победы над Асадом и захвата власти цели и пути союзников разойдутся. В то время как Национальная коалиция сирийских революционных и оппозиционных сил будет считать свою миссию выполненной, для джихадистов борьба продолжится. Дело в том, что гражданскую войну в Сирии они считают ни много ни мало – началом новой революции на Ближнем Востоке.

Джихадисты правят бал

Дамаск сейчас спасает то, что в оппозиции, как умеренной, так и радикальной, нет согласия и что они все чаще выясняют отношения между собой при помощи оружия.

«Исламское государство Ирак и Сирия» (ISIS) и «Джабхат аль-Нусра» считаются наиболее мощными джихадистскими организациями, воюющими сейчас в Сирии против Башара Асада. Несмотря на то что ISIS и «Аль-Нусра» стоят на одинаковых идеологических позициях и преследуют одни и те же цели, они соперничают между собой.

Белый дом в последнее время активно пытается усилить умеренную и секуляристскую оппозицию, но значимость джихадистских организаций, несмотря ни на что, все время растет. Боеспособность отрядов «Исламского фронта» и «Аль-Нусры» значительно выше, чем Сирийской свободной армии, подчиняющейся умеренной оппозиции. Ее вербовщики энергичнее набирают новых бойцов, а хозяйственники – организуют контроль на захваченных территориях. Многочисленные данные как западных, так и ближневосточных спецслужб свидетельствуют, что джихадисты все больше размывают усилия США и их союзников найти демократическую альтернативу режиму Асада.

Сирия сейчас производит впечатление одеяла, сшитого из множества лоскутов разного цвета. Картина очень пестрая и запутанная и к тому же часто и быстро меняется. Большой процент иностранных бойцов в рядах джихадистов и их желание ввести в контролируемых ими районах ультраконсервативную идеологию, запрещающую, например, даже курение, отталкивают от нее некоторых сирийцев, привыкших к секуляристской власти. С другой стороны, сотни сирийцев, разочарованные Западом и умеренной оппозицией, озлобленные хаосом, который царит на большей части страны уже без малого три года, приветствуют жесткие законы, насаждаемые ISIS и «Аль-Нусрой», и переходят на их сторону.

«Аль-Каида в Ираке», на базе которой был создан «Исламский фронт Ирак и Сирия», никогда не пользовалась в Ираке такой властью и авторитетом, как в Сирии. ISIS выделяется своей боеспособностью и административно-хозяйственными способностями.

Джихадисты неплохо усвоили уроки Ирака. Там кровавые теракты «Аль-Каиды» против всех, в том числе и мирного населения, испугали и оттолкнули от нее простых иракцев.

Сейчас джихадисты стараются местное население не обижать. Они делают явный акцент на работу с подрастающим поколением, которое уже завтра или послезавтра начнет пополнять их ряды.

В борьбе за симпатии местного населения перевес пока на стороне «Аль-Нусры». В последние месяцы эта организация, созданная в начале прошлого года в Сирии, старается не подчеркивать свои связи с «Аль-Каидой» и минимизировать потери среди местного населения.

Перед ISIS, воюющим в Сирии уже полгода, задача стоит труднее. «Фронту», имеющему в Сирии 8 тыс. боевиков и наибольший процент иностранцев, пришлось полностью изменить имидж после кровавых терактов в Ираке против шиитов. Однако ISIS явно перегнул палку, пытаясь навязать сирийцам ислам крайне консервативного толка.

ISIS пытается догнать «Аль-Нусру» в завоевании симпатий местного населения. Он открывает закрытые школы, раздает продукты и лекарства, снабжает полуразрушенные города и деревни энергией. «Исламский фронт» проводит детские фестивали мороженого и конкурсы по перетягиванию каната, строит тренировочные лагеря, где юноши получают военную подготовку и где им, естественно, промывают мозги.

Загнать джина обратно в бутылку не удастся

Укрепление позиций джихадистов в Сирии является самым неприятным для Запада вариантом развития событий в Сирии. Белый дом и его союзников, в том числе и ближневосточные государства, беспокоит не столько боеспособность радикальных исламистских организаций типа ISIS и «Аль-Нусры», сколько их религиозное рвение и яростная убежденность, что с падением Асада борьба не закончится, а перейдет в новую плоскость и перекинется на новые территории. После поражения Асада джихадисты с неослабевающим рвением продолжат борьбу, но не только с США и Израилем. Они уверены, что сирийский конфликт не замыкается в границах Сирии, а является началом исламской революции на Ближнем Востоке, восстаний во многих странах региона.

Уже сейчас очевидно, что суннитские государства, окружающие Сирию, допустили ошибку, поддержав сирийскую оппозицию. Ослепленные религиозным рвением, они, похоже, забыли про радикальные элементы, обуздать которые будет крайне трудно, если вообще возможно. После победы над Асадом эти элементы двинутся дальше и попытаются свергнуть чересчур мягкие и прозападные, по их твердому убеждению, правительства в Иордании, Саудовской Аравии, Турции, Ираке, а также в других странах региона.

Обе главные джихадистские организации не случайно включили в свои официальные названия слово «аль-Шам», обозначающее на арабском языке великую Сирию. Тем самым они подчеркивают свою связь и преемственность со средневековым халифатом, столицей которого являлся Багдад и который завоевал большую часть Ближнего Востока. В его состав, кроме Сирии, входили современные Иордания, Ливан, Ирак и Израиль. Взяв название «аль-Шам», джихадисты недвусмысленно дали понять, что они намерены создать новый исламский халифат в границах средневекового Багдадского государства.

Призывы к джихаду в масштабах всего региона объясняют то, что в Сирию со всех концов Ближнего Востока и не только одного этого региона стекаются добровольцы. Причем в количествах, значительно превышающих прежние конфликты в Афганистане, Боснии и Ираке.

«Сирия стала наиболее важным местом приложения сил для честолюбивых, энергичных и фанатичных джихадистов, – объяснил в интервью газете Washington Post Брюс Ридель, бывший агент ЦРУ и советник по Ближнему Востоку в четырех администрациях США, а сейчас старший сотрудник института Брукингса, – потому что она является сердцем мусульманского мира и лежит на границе Палестины. Для джихадистов Сирия является дорогой в Иерусалим».

Правительства стран Ближнего Востока, допустившие разрастание сирийского конфликта до его нынешних масштабов и фактически сами создавшие джихадистскую угрозу, напрасно надеются на распри между «Исламским фронтом Ирака и Сирии» и «Джабхат аль-Нусрой». Эти джихадистские организации, несмотря на разногласия и различия, гораздо чаще действуют заодно и сообща, параллельно, а не перпендикулярно друг другу. Это значит, что их угрозы раздуть пламя исламской революции на всем Ближнем Востоке не простые слова, как хотелось бы думать и надеяться в Эр-Рияде, Аммане, Дохе, Абу-Даби, а план действий, к выполнению которого они приложат все силы.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке