Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+30+16
Иерусалим
+28+15

Мнения

А
А

Малала из Мингора

Малалу выдвинули на Нобелевскую премию мира. Однако радикальные исламисты заявили, что не бросят своих попыток расправиться с ней.

Людмила Баранова
12.10.2013
Источник:Эксперт
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

За что хотят убить и наградить Нобелевской премией пакистанскую школьницу

В 2009 году Малала Юсуфзай и ее семья жили в пакистанской долине Сват, в городе Мингора. Тогда к власти пришли талибы. Двенадцатилетняя школьница начала писать сетевой дневник под псевдонимом Гуль Макаи, в котором всему миру рассказала про жизнь по правилам и законам движения «Талибан». На родине ее назвали лицом Пакистана. Сейчас Малалу выдвинули на Нобелевскую премию мира. Однако радикальные исламисты заявили, что не бросят своих попыток расправиться с ней.

«3 января 2009 года. Я боюсь. Мне приснился страшный сон с военными вертолетами и талибами. Такие сны у меня с момента начала военной операции в долине Сват. Я боялась ходить в школу, потому что талибы издали указ, запрещающий всем девочкам учиться в школах».

Малала начала вести свой блог в одиннадцать лет. В 2009 году в ее родной город Мингора вошли отряды командира талибов Муллы Фазлуллы, более известного как Мулла Радио. Фазлулла считался современным и даже легендарным талибским лидером. Свое прозвище – «Радио» – он получил благодаря регулярным выступлениям на исламистской радиостанции.

«По дороге из школы домой я услышала, как человек сказал: "Я тебя убью". Я ускорила темп… К моему облегчению, он говорил по мобильному телефону и, должно быть, угрожал кому-то другому».

«Сегодня выходной, я встала поздно, около 10.00. Я услышала, как мой отец говорит, что еще три трупа лежат на площади Грин-Чоук. Мне стало плохо, когда я это услышала. До военной операции по воскресеньям мы ездили на пикник в Маргхазар, Физа-Гхат или в Канджу. Но теперь мы не ездили на пикники уже года полтора. Мы также ходили на прогулку после ужина, но сейчас мы вернулись домой до захода солнца».

Талибы (в переводе с арабского «талибан» означает «студенты») пообещали обществу счастливое будущее. Своими врагами они считают мунафиков – ложных мусульман, к ним талибы относили власти мусульманских государств и, конечно, Запад, который хочет непременно поработить мусульман.

Талибы искали ответ на вопрос, как реагировать на европейскую экспансию. Ответ нашли простой – долой любое влияние иных. По их мнению, чтобы быть свободными, надо отказаться от всего европейского: моды, музыки, образа жизни, даже дисков. «Талибан» сразу стал устанавливать свои порядки. Сначала женщин обязали полностью закрывать свое тело, позже запретили выходить из дома без сопровождения родственников-мужчин. Вскоре они закрыли женские школы, потом ввели публичные порки.

«Понедельник, 19 января. Еще пять школ разрушили, одна – совсем недалеко от моего дома. Удивительно, ведь эти школы уже были закрыты, так зачем им понадобилось их разрушать?»

«Понедельник, 5 января. Я готовилась к школе и хотела одеть униформу, но вспомнила, что наша учительница сказала нам не носить форму и прийти в школу в нормальной одежде вместо этого. Так что я решила надеть мое любимое розовое платье. Другие девушки в школе тоже одели яркие платья. Утром нам сказали не носить разноцветную одежду, так как талибы будут возражать против этого».

«Четверг, 22 января. Мне надоело сидеть дома, но приходится – с тех пор как закрыли женские школы. Мои подруги уезжают из Свата, здесь опасно. Вечером Маулана Шах Доран вновь потребовал от женщин не выходить из домов. Талибы ввели в Свате публичные порки… Объявлено, что завтра трех воров будут публично пороть и что все желающие могут прийти посмотреть… Неужели кому-то захочется смотреть на это?»

«Суббота, 24 января. Один из моих братьев, которому пять лет, играл на лужайке перед домом. Когда мой отец спросил, во что он играет, тот ответил: "Я рою могилу…"»

Постепенно жители стали разъезжаться из Свата. Когда пакистанские войска начали зачистку Свата от талибов, уехала и семья Малалы.

«13 февраля. Сотни людей прибывают в Мингору ежедневно из соседних районов. А горожане бегут в другие регионы. У кого есть деньги, те уезжают из Свата, а у бедных нет выхода – только оставаться здесь».

«Мне позвонила подруга. Она сказала, что Сват здорово пострадал от боевиков, а еще что очень боится и что мне не надо возвращаться. Она сказала, что военная операция усилилась и что 37 человек были убиты сегодня при артобстреле».

Но скоро армия выбила талибов. К большой радости местных, Мулла Фазлулла с отрядом верных людей ушел в горы. Теперь можно было вернуться в Сват.

«9 февраля. В Свате вновь открыли мужские школы. Талибы даже сняли запрет на начальное образование для девочек, поэтому они тоже идут в школу… Мой брат сказал, что из 49 учеников в его классе осталось лишь шестеро, в том числе одна девочка. В моей школе всего осталось 70 учеников – из 700 записанных в нее».

«19 февраля. Я сказала своим братьям, что с этого дня мы больше не будем говорить о войне, только о мире. Мы получили сообщение от школьной руководительницы, что экзамены состоятся на первой неделе марта. Я принялась активно заниматься…»

Однако талибы не забыли про дневник школьницы. В октябре 2012 года Малала ехала на школьном автобусе, когда он остановился, туда вошли несколько вооруженных людей в масках. Это были боевики из террористического движения «Техрик Талибан-и-Пакистан». Пришли, чтобы наконец выяснить, кто же та самая Малала Юсуфзай. Спрашивали детей, кто из них Малала. Когда выяснили, талиб два раза выстрелил в пятнадцатилетнюю девочку. Попал в голову и шею. Одна из пуль прошла насквозь, и две девушки, сидевшие за Юсуфзай, тоже получили ранения. Другая пуля попала прямо в мозг. Но школьница выжила. В тяжелом состоянии ее доставили в военный госпиталь города Пешавар. Операция по извлечению пули из мозга длилась три часа. Девочка находилась в коме, и шансы на выздоровление были ужасно малы. Когда же состояние Малалы стало более стабильным, пакистанское правительство отправило девушку в Великобританию на лечение. Тогда ее отец сделал заявление, что дочь вернется жить в Пакистан после курса реабилитации. В начале января девушка покинула больничные палаты, но пока вместе с семьей она остается в Великобритании.

1 февраля стало известно, что Малалу выдвинули на Нобелевскую премию мира. Сейчас коэффициент ставок на Юсуфзай – от трех до пяти. Среди других популярных ставок – информатор WikiLeaks Брэдли Мэннинг (19 к 1) и Билл Клинтон (20 к 1).

На днях, 8 октября 2013 года, в годовщину покушения в Лондоне вышла автобиография Малалы. В этот же день представитель «Талибана» Шахидулла Шахид заявил в интервью пакистанской газете The Daily Nation: «Если у нас появится еще один шанс, мы обязательно убьем ее. Ислам запрещает убийство женщин, но можно сделать исключение для тех, кто поддерживает неверных в их войне против нашей религии».

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке