Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+25+14
Иерусалим
+21+13

Мнения

А
А

Битва за будущее еврейства. Русские евреи или "евреи за Христа"?

Сможем ли мы обеспечить еврейское будущее последующему поколению "русских" евреев?

17.09.2013
Источник:Еврейский мир
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

Предвестники опасности появились еще в самом начале лета - сначала почтовые ящики переполнились открытками на еврейские темы с умело завуалированными ссылками на христианство.

Затем Брайтон наводнило огромное количество привлекательно оформленных еврейских книг, при ближайшем рассмотрении оказавшихся пропагандистской литературой христианского миссионерского движения "Евреи за Христа". Друзья и знакомые все чаще делились впечатлениями от неожиданных визитов симпатичных молодых людей в кипах и в цепочках со звездой Давида.

В этой картине нет ничего необычного: просто наступило лето, и Брайтон снова заполнился миссионерами. Сотни привлекательных ребят с дружелюбными улыбками шагают по набережной, приветствуют встречных прохожих ставшей уже привычной фразой: "Здравствуйте, я тоже еврей…" (Интересно, откуда появилось столько светловолосых, голубоглазых евреев, а также евреев с азиатскими чертами лица?) В этом году в уже привычном сценарии появились новые игроки - молодые русскоязычные евреи с Брайтона, горделиво вышагивающие рядом со своими коллегами-миссионерами.

Да и тактика пропагандистов стала более утонченной, а количество их заметно выросло.

Как же реагировать на этот феномен? Легче всего выплеснуть свой гнев на миссионеров и, выбрав самый очевидный вариант ответа, отправиться на набережную разоблачать христианских пропагандистов и спасать от них ничего не подозревающих евреев. Ведь это так интересно - спорить с миссионерами! А еще это, как правило, бесполезно и даже вредно, так как в результате жарких дебатов на смену недоумению публики приходит сочувствие "преследуемым" миссионерам.

Как ни странно, но я, гордящийся своими корнями еврей, не испытываю никакой злобы к миссионерам. Они вовсе не злодеи, а добрые, воспитанные, увлеченные и преданные своей вере люди. Кроме того, они вполне безвредны для тех, кто хорошо знаком с еврейской традицией.

Огорчает другое: печально, что будущее русскоязычного еврейства намного больше волнует обычного жителя американской глубинки, нежели членов многочисленных мощных еврейских общин Нью-Йорка. Еще более грустно то, что при нынешнем положении дел победа миссионеров неизбежна. Она может прийти не сразу, а постепенно, может быть, даже через несколько поколений, но факт того, что придерживающиеся какой-либо религии потомки русскоязычных евреев будут исповедовать отнюдь не иудаизм, весьма и весьма вероятен. Это не паникерские рассуждения, а постулат еврейской истории. Судьба незнакомых со своими традициями и отдалившихся от общины евреев неизбежна - смешанные браки и ассимиляция окончательно разрывают последние нити, связывающие их внуков и правнуков со своим народом. Единственной альтернативой этому сценарию является сплочение всех евреев и проявление истинной заботы не только о своей собственной инсулярной общине, но и о еврейском будущем тех, кому ассимиляция угрожает с особой силой.

Прошлое поколение американских евреев протестовало, выходило на демонстрации и создавало организации для борьбы за спасение советского еврейства. В тот светлый момент победы над апатией и безразличием мы объединились для того, чтобы изменить историю нашего народа. Проживающие сегодня в Северной Америке 752 000 русскоязычных евреев являются самой большой этнической группой, не связанной с еврейской традицией. В то же время именно они несут в себе наибольший потенциал роста еврейского самосознания. По данным исследования, проведенного в 2011 году Нью-Йоркским отделением UJA Federation, в Нью-Йорке насчитывается примерно 216 000 русскоязычных евреев, большинство из которых проживают в так называемых "русских" районах южного Бруклина. Неужели евреи выжили в тоталитарном "раю" для того, чтобы оказаться под угрозой ассимиляции в свободной Америке?

Сможем ли мы обеспечить еврейское будущее последующему поколению "русских" евреев - или позволим миссионерам победить в этой судьбоносной схватке?

Немногочисленные русскоязычные выпускники еврейских учебных заведений, одним из которых являюсь и я, обладают достаточным фундаментом для обеспечения еврейского будущего своих детей и находятся вне зоны риска влияния миссионеров. Христианская пропаганда не угрожает также и 11% русскоязычной еврейской молодежи Нью-Йорка, которым посчастливилось принять участие в программе ­RAJE. В эту программу входят поездка в Израиль и 250 часов интенсивного знакомства с еврейскими традициями и культурой. Выпускники ­RAJE слишком заняты участием в жизни еврейской общины и своим духовным ростом, чтобы попасть под влияние миссионеров. К сожалению, этого нельзя сказать о тех, кому мы вынуждены отказывать в участии в программе из-за ограниченности наших ресурсов.

У нас, в южном Бруклине, битву за еврейское будущее "русских евреев" возглавляет небольшая группа общинных работников и активистов, а также немногочисленные организации, в число которых входят RAJE и COJECO. Нам удалось разработать высоко результативные образовательные модели, но мы не обладаем достаточными ресурсами, чтобы успеть охватить ими всех, кому они могут помочь.

К сожалению, сегодня у еврейского народа есть множество не имеющих легких решений проблем. Однако у нас нет необходимости причислять к ним вопрос о будущем русскоязычного еврейства. Ключ к решению проблемы находится в руках лидеров общины, спонсоров общинных проектов и, в конечном итоге, каждого из нас. Объединившись, мы можем подарить еврейское будущее детям и внукам поколения рефьюзников.

Такова моя мечта. К сожалению, реальность напоминает о себе каждый раз, когда я прохожу по пострадавшим от затопления коридорам Еврейского центра Брайтона. Когда ураган "Сэнди" разрушил наше здание и другие близлежащие синагоги, я надеялся, что еврейские лидеры и филантропы придут на помощь нашей легко уязвимой, осажденной миссионерами общине. Мою уверенность подкреплял тот факт, что, согласно исследованию, проведенному UJA Federation, Брайтон и Шипсхед-Бэй более чем на 50% населены евреями и являются районом наивысшей концентрации русскоязычного еврейства во всей диаспоре! Я не сомневался, что восстановление еврейской инфраструктуры нашей общины станет приоритетным - ведь от этого зависело еврейское будущее стольких молодых людей. Каково же было разочарование, когда поддержка оказалась минимальной!

Тем не менее, мы не остались без помощи: во время совещания в Сити-холле я познакомился с преподобным Даниэлом Делгадо - главой организации Third Day Missions, занимающейся долгосрочным восстановлением пострадавших от "Сэнди" районов. На протяжении всего лета церкви из разных городов Америки посылали группы добровольцев, которые помогли нам очистить наш центр от плесени, заново облицевать стены и перекрасить помещения. Эти волонтеры-христиане - замечательные люди, уважающие наши традиции и не занимающиеся миссионерской деятельностью. Мы глубоко тронуты их участием и искренней заботой. Тем не менее, мое сердце глубоко ранит один, пока еще не нашедший ответа, вопрос: "Можем ли мы, евреи, объединиться ради еврейского будущего, или оно принадлежит миссионерам?"

Раввин Мордехай Токарский

Перевод с английского Беллы Цыбушкиной

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке