Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+26+17
Иерусалим
+24+12

Мнения

А
А

Время больших ожиданий

Мы говорим на одном языке, у нас были одни учителя, и при этом за двадцать лет разверзлась такая ментальная пропасть.

09.07.2013
Источник:Глобус
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

Израильтяне давно перестали быть диковинными зверушками на постсоветском пространстве, и отношение к нам, в общем-то, доброжелательное, граничащее с искренним восхищением в ряде отраслей, но (внимание!) до тех пор, пока речь не заходит о нашем главном союзнике и политике в регионе.

Моими собеседниками, заметьте, были вполне просвещенные и цивилизованные люди, издатели и главные редакторы больших газет, сильно не бедные, а потому их зарубежный опыт отнюдь не исчерпывается посещением экономичных египетских и турецких отелей «все включено».

Я знаком с ними добрых 15 лет, мы ежегодно встречаемся на конгрессах русской прессы в разных странах, чуть ли не семьями дружим, общение давно стало неформальным, и вопросы мне за столом задают вполне откровенные.

Что удивляет? Воинственный антиамериканизм, абсолютная убежденность, что Израиль и США во всех внешнеполитических вопросах - одна сатана, и полное отсутствие демократических принципов в оценке политических событий нашего региона.

- Почему вы воюете с режимом Асада, помогаете сирийской оппозиции? Вам что, нужны исламисты под боком?

- Господь с вами, чума на оба их дома, ни с кем не воюем.

Дальше я долго объясняю про «Хизбаллу», разбомбленный реактор, арсеналы, которые могут попасть ей в руки, и натыкаюсь на недоверчивый взгляд: дескать, так вам Америка велела.

- Они что, американцы, не понимают, к чему это может привести? Вот возьми, к примеру, Ирак. Мешал им Саддам Хусейн?

- Погоди, ты мне полчаса назад показывал фотографию своей внучки, привет передавал израильскому коллеге, с которым двадцать лет вместе проработал, и вот представь себе 1991 год, герметически закрытую комнату и друга своего с внучкой в детском противогазе. Палестинцев, танцующих на своих крышах, воющих от восторга при звуке «скадов» советского производства.

- А Каддафи, почто вы с Америкой этого мужика обидели?

- Интересно, как бы ты отнесся к Муаммару Каддафи, если бы в самолете, который он в свое время взорвал, летели твои родственники?

Я не верю в промывку мозгов этих эрудированных и просвещенных людей, чей интеллект во всех остальных вопросах просто зашкаливает. Но их имперский подход абсолютно исключает любые демократические институты. Удивляет отношение к людоедским режимам, гнобящим собственные народы, даже если эти народы - потенциальная причина головной боли для остального мира. Тираны, у которых руки по локоть в крови, безусловно, удобней неуправляемых толп, но не замечать, как они травят бактериологическим и химическим оружием целые города, расстреливают сотнями собственных граждан, не может себе позволить ни один западный политик. Дело не в его прагматизме, а в том, что его избиратель такую линию не позволит и не простит. Не бывает двойной демократии - для наружного и внутреннего пользования. Времена хороших и плохих сукиных сынов давно прошли.

На самом деле и мы не без греха, и долго не могли простить Кондолизе Райс инспирированные ею выборы в Газе. Привела к власти ХАМАС на нашу больную голову. А не могла республиканка Райс поступиться своими демократическими принципами.

Народ, пусть и палестинский, имеет право на свое волеизъявление, как и народ американский. В понимании малосимпатичного мне народа Газы была достигнута высшая справедливость. На смену взяточникам и ворам пришли принципиальные фанатики-убийцы. И чего нам теперь ждать от Газы? Вероятно, молиться за развитие египетского сценария.

Могли ли американцы не приветствовать свержение вполне удобного для них и для нас коррумпированного режима Мубарака, когда весь Египет ликовал от счастья на площади Тахрир? «Братья-мусульмане» несли свободу и справедливость, правда, в их специфическом понимании.

Сейчас у нас появляются статьи, что не так уж они были для нас плохи. При всей антиизраильской риторике признали мирный договор с Израилем, пусть и нагнали туману о возможном его изменении, но когда партия исламистов мир поддерживает, это дорогого стоит. В сфере безопасности связь между спецслужбами не прерывалась, армейское руководство на козни египетских военных тоже не жаловалось. И туннели уничтожались, и ХАМАСу, вопреки опасениям, не позволяли вести обстрелы с египетской территории, и против операции «Облачный столп» возражали скорей для порядка. На Синае до последнего времени было тихо. Мубарак, утверждают военные аналитики, больше с бедуинскими шейхами, промышляющими контрабандой оружия, заигрывал. Более того, пишут, «именно в период правления Мурси египетская армия начала решительно действовать на Синайском полуострове против боевиков «Аль-Каиды». Мы боялись, что Мурси сблизится с Ираном, но сунниты с шиитами еще больше рассобачились, а уж о контактах с «Хизбаллой» у правительства Мурси и речи не было.

Народ Египта вновь сделал свой выбор, и с этим, хочешь - не хочешь, приходится считаться и осторожно приветствовать.

Будут теперь с голым задом рассуждать о торжестве демократии и клянчить у Саудовской Аравии, Эмиратов, Америки и МВФ денег на ее развитие. И дадут, куда деваться.

Глядя на развитие ситуации с осторожным оптимизмом, могу предположить, что мусульманский мир наконец-то стал уставать от своих воинственных фундаменталистов в той же степени, как он недавно устал от диктаторов. Процесс до тошнотворности долгий, но другого пути у мусульманского Востока, от экономически благополучной Турции до окровавленной Сирии и далее везде, нет.

Однако можно ли это объяснить людям, назвавшим улицу именем Уго Чавеса? Мы говорим на одном языке, у нас были одни учителя, и при этом за двадцать лет разверзлась такая ментальная пропасть.

А что нам (бог с ними, моими коллегами с постсоветского пространства) со всем этим делать?

Рецепт простой и незамысловатый, освоенный как Нетаниягу, так и его предшественниками. Премьер запретил своим министрам комментировать египетские события. А до этого - сирийские. А до того, помните, египетские, годовой давности. А еще раньше - рассуждать по поводу превентивного удара по Ирану, как когда-то комментировать налет на сирийский реактор, и так вглубь всех каденций израильского правительства. Даже грядущий экспорт газа попросили не обсуждать, чтобы не раздражать Москву.

Мне официальный Израиль все больше напоминает Вовочку из анекдота, который тянет руку, а умная учительница его на всякий случай не замечает: себе дороже.

Зато пресса наша абсолютно свободна, и свобода слова, как высшее достижение демократии, - налицо. Хоть с чем-то вас и поздравляю.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке