Собака лает, караван идет
Фото: Getty Images
Собака лает, караван идет

Первый шаг на пути к оздоровлению политической системы сделан, и это вселяет надежду, что давно уже назревшая реформа власти будет осуществлена

Утверждение министерской комиссии по законодательству законопроекта об изменении политической системы в Израиле стало первым серьезным успехом нового правительства. И успех этот тем более важен, что закладывает основу для дальнейшей, более основательной, реформы системы власти.

Поясню свою мысль. Еще в 1998 году, Либерман, выступивший с инициативой реформы власти, считал необходимым осуществить несколько преобразований, чтобы положить конец нездоровой и опасной системе диктата мелких партий и бюрократизации Кнессета и правительства:

- введение президентского правления;

- четкое размежевание исполнительной и законодательной власти; 

- увеличение проходного барьера и сокращение числа министров;

- принятие «норвежского закона», при котором министры лишаются своего депутатского места; 

- недопущение срыва нормальной работы законодателей постоянными манипуляциями, как, например, вотумы недоверия.

Мы все помним, какой гвалт устроило по этому поводу наше просвещенное общество, но, как говорится, собака лает, а караван идет. С того времени утекло немало воды, и актуальность этих требований возросла еще больше. Все острее становилась неотложная потребность решить вопрос о разделении бремени в обществе в том, что касается службы в армии «харедим» и внесения ими своей доли в государственную казну, а как это сделать, если ультраортодоксальные партии раз за разом блокируют любые законодательные инициативы? Как предотвратить ситуацию, при которой в правительстве задают тон люди и партии, за которые никто не голосовал, как «Ацмаут» Эхуда Барака? Сегодня только ленивый не устает повторять то, что Либерман говорил еще 15 лет назад.

Впрочем, дело не в этом. Лидер НДИ известен своей последовательностью и слово у него, как известно, не расходится с делом. Еще до выборов он говорил, что вопрос о реформе власти имеет принципиальное значение для нормального функционирования правительства, и потому депутаты от НДИ сделают все, чтобы дать импульс политическим преобразованиям.

В то же время очевидно: нельзя ломать существующую систему, не заложив основы новой – результат будет плачевный, и кому как не нам, выходцам из страны «победившего социализма», понимать эту непреложную истину? В том, что касается реформы власти, нужна эволюция, а не революционный наскок.

Этот подход был положен в основу стратегии, и законопроект, разработанный Давидом Ротемом совместно с Робертом Илатовым и Хамедом Амаром (НДИ), - тому  свидетельство. Что он предусматривает?

Во-первых, электоральный барьер будет повышен с 2% до 4%. Это означает, что в Кнессет не смогут пройти случайные партии, и фракции в составе двух-трех человек не смогут определять судьбу коалиции, шантажировать главу правительства и заниматься вымогательством. Правительство будет менее фрагментарным и более устойчивым. Оно будет более полно отражать интересы избирателей и сможет принимать более ответственные, стратегически выверенные решения.

Во-вторых, число министров не будет превышать 19 (включая премьер-министра), и это соответствует Основному закону Израиля. Вряд ли кто-то может мириться с ситуацией, при которой в Израиле существуют раздутые до 30 министерств правительства, причем у каждого министерства, как полагается, свой офис, замминистры и штат чиновников, которые имеют (а как иначе?!) всевозможные блага. В подавляющем большинстве европейских стран 15-18 министров, и эти правительства вполне успешно справляются со своими обязанностями. У нас 30 министров, которые или вообще ничем не занимаются (например, министры без портфеля), или ведут между собой бесконечные дрязги, деля сферы влияния. Страдает от этого, прежде всего, общество.

В-третьих, количество заместителей министра ограничится четырьмя. Опять-таки, это норма для развитых стран. У каждого из замов должно быть свое поле деятельности, за которое он несет ответственность. Если высокопоставленных чиновников больше, то министерство перестает нормально функционировать и превращается в самодостаточный бюрократический аппарат.

В-четвертых, для подачи вотума недоверия правительству потребуются подписи 61-го депутата. В случае вынесения вотума недоверия, оппозиция должна выдвинуть альтернативного представителя на пост главы правительства. Если кандидат не сумеет сформировать коалицию, старое правительство вернется к власти. Это очень важный момент. Дело в том, что вотумы недоверия давно уже потеряли всякое значение и используются оппозицией, как способ саботировать нормальную деятельность депутатов и правительства. Вместо того, чтобы заниматься законодательной деятельностью, депутаты должны едва ли не каждую неделю (а то и два-три раза в неделю) собираться в зале заседаний, чтобы поучаствовать в спектакле под названием «вотум недоверия». Со всеми неизбежными атрибутами: скандалами, поношениями, взаимными оскорблениями, подсчетом голосов и т.д. и т.п. Какая после этого нормальная работа? Вотум недоверия, действительно, может быть необходим, когда решаются жизненно важные проблемы, или правительство не справляется с поставленными задачами. Но какой смысл в вотуме недоверия, когда представители оппозиции сами признают, что это пустое сотрясание воздуха? Кроме того, оппозиция должна нести ответственность за свои инициативы. Не просто кричать на каждом углу, что «правительство не справляется», а представить собственную программу и предложить свою кандидатуру на пост главы государства. Тогда и разговор будет предметным. Законопроект Ротема позволяет регламентировать работу Кнессета, свести к минимуму бюрократию и безответственность оппозиционных фракций.

Это, как я  уже сказал, первый этап политической реформы. Второй этап должен быть еще  более масштабным и способствовать тому, чтобы Израиль стал сильной президентской республикой; страной, где существует четкое разделение между всеми ветвями власти: законодательной, исполнительной и судебной. Сегодня, например, БАГАЦ позволяет себе вмешиваться в принятие политических решений, которые абсолютно не входят в его компетенцию. Такое положение дел неприемлемо.

Сейчас же важно  подчеркнуть: первый шаг на пути к оздоровлению политической системы сделан, и это вселяет надежду, что реформа власти будет осуществлена. Нет сомнения, что на этом пути будет немало препятствий, но уже тот факт, что большинство депутатов и партий поддерживают законопроект Ротема, свидетельство того, сколь неотложной стала эта реформа в обществе.

counter
Comments system Cackle